Новый облик судебных приставов. Судебные приставы тоже могут удивлять. Недавно они преподнесли столичным налогоплательщикам целых три новости: две хорошие и одну плохую.
Итак, новость первая. Оказывается, судебный пристав может быть для фирм и предпринимателей помощником и защитником. По крайней мере, так считает первый заместитель главного судебного пристава страны Андрей Чурилов. В качестве доказательства своих слов на недавно прошедшей пресс-конференции он привел любопытный факт. Меньше месяца назад судебные приставы Подмосковья отправили в прокуратуру уголовное дело, заведенное на руководителя ИМНС по городу Ногинску М. О. Литвиненко (ст. 315 УК РФ). Этот налоговик всячески препятствовал исполнению решения суда о возврате НДС областному предприятию "ГУП ЛТД". К слову, сумма вычета была совсем не маленькой - порядка четырех миллионов рублей. Судя по словам Андрея Чурилова, начальник налоговой инспекции считал, что должен выполнять исключительно указания своего непосредственного руководства и долгое время злостно игнорировал все предписания судебных приставов. У последних терпение в конце концов закончилось. Если прокурор направит дело ногинского хранителя бюджета в суд, то ему грозит до двух лет лишения свободы.
Право возбуждать дела по пяти статьям Уголовного кодекса, а также проводить по ним дознание судебные приставы получили больше года назад, когда вступил в силу новый Уголовно-процессуальный кодекс. Среди этих пяти статей была и статья 315, касающаяся наказания за неисполнение решения суда. Нельзя сказать, что из приставов вышли плохие дознаватели: так, например, за девять месяцев этого года прокуратура все же отправила в суд около 350 уголовных дел, подготовленных по материалам региональных служб судебных приставов. Однако среди них не было ни одного, возбужденного в отношении чрезмерно усердных налоговиков, забывающих выполнить предписания судебных приставов.
Правда, это не значит, что случаи, когда в ИМНС стараются всячески затянуть исполнение решения суда, такая уж редкость. Случается, что руководители налоговых инспекций сознательно забывают отослать запрос в федеральное казначейство, без которого нельзя получить причитающуюся налогоплательщикам по закону сумму экспортного НДС. Приставы чрезмерно радеющих за судьбу госказны налоговиков, как правило, только штрафуют, но к уголовной ответственности стараются не привлекать. "В подобных ситуациях, действительно имеющих место по всей стране, мы ограничиваемся тем, что привлекаем руководство инспекций к административной ответственности. Заводить уголовные дела не спешим. Да и что это изменит? Надо понимать, ситуация с экспортным НДС весьма и весьма специфическая. Сумм, закладываемых в бюджет на возврат этого налога фирмам, продающим товары за рубеж, постоянно не хватает. Так, например, 67 миллиардов, заложенные в бюджете на этот год, разошлись еще к июлю", - объяснил Андрей Беляков, руководитель департамента службы судебных приставов. "Мне кажется, что даже это недавнее дело, заведенное на руководителя подмосковной налоговой инспекции, все же до суда не дойдет", - добавил он после окончания пресс-конференции.
"В принципе, если деньги для экспортеров у государства закончились, тут ничего не попишешь. Но откуда начальнику налоговой инспекции точно знать, что выигравший суд экспортер из бюджета все равно ничего получить в скором времени не сможет? А вдруг получит? Вот и старается иной налоговик сберечь бюджет и препятствует своим бездействием исполнению решения суда. Героизма здесь немного, ведь начальник инспекции практически всегда уверен, что его поступок останется безнаказанным", - прокомментировал причину необычной забывчивости налоговиков сотрудник одной из столичных налоговых инспекций.
Впрочем, если из пристава все же и не получится действенного защитника, который сможет образумить налоговика, не беда. Хорошо уже, что он не стучится в двери вашего офиса. Для тех, к кому судебный исполнитель все же может нагрянуть, главный пристав страны Аркадий Мельников подготовил своеобразный утешительный сюрприз. Он сообщил о том, что сотрудники службы физической защиты, а попросту говоря "люди в масках" к должникам больше приходить не будут. Дело в том, что г-н Мельников недавно подписал приказ, запрещающий применение силы при осуществлении процедуры исполнительного производства.
А вот предприятиям, чей долг составляет более 100 миллионов рублей, досталась самая неутешительная новость. К ним судебные приставы пообещались прийти очень скоро. Г-н Мельников считает, что крупным должникам не поможет даже заступничество региональных властей: "Сейчас у нас на контроле 168 таких предприятий, и мы планируем разобраться с ними до конца этого года".
Начать дискуссию