Елена ПУСТЫНИНА
Инспекторы всегда стремились переложить на плечи бухгалтеров свою работу по обобщению и обработке сведений в получаемых от них документах. Как появление для этого законных оснований налоговики могут расценить одну из новых норм в первой части Налогового кодекса.
Редкому бухгалтеру не приходила в голову эта мысль в ответ на предложение налоговиков сделать за них их работу. Спектр притязаний инспекторов широк. Кто-то из бухгалтеров сталкивается с предложением самостоятельно найти у своей же фирмы нарушения на нужную инспектору по итогам проверки сумму, кто-то – «всего лишь» с требованием представить необходимые для проверки документы не в произвольном порядке, а сгруппировав их определенным образом (например, по каждому расходу в декларации подобрать договор, счет, накладную или акт и платежку). Ну а о требовании приносить вместе с бумажной декларацией ее электронную копию на дискете, чтобы камеральщики не утруждали себя вводом данных отчетности в свою базу данных вручную, знают не понаслышке, пожалуй, все без исключения бухгалтеры.
Заполните табличкуЧаще всего инспекторы пытаются «спихнуть» на своих «подопечных» работу по аналитической обработке информации из запрашиваемых у них документов. Обычно это принимает форму таблички, которую инспектор просит заполнить и принести вместе с требуемыми документами. В ней могут быть как фактические расчетные показатели, например, рентабельность производства или удельный вес вычетов НДС в сумме начисленного налога, так и прогнозные, вроде общей суммы налогов, планируемой к уплате в бюджет в будущем году. На самом деле инспекторы, конечно же, сами должны обобщать, сопоставлять, анализировать данные документов, полученных от налогоплательщиков, в том числе и заниматься расчетами всех необходимых им для этого показателей.
Может статься, что бухгалтер сам подскажет инспекторам, как те могли бы облегчить себе жизнь руками своих «подопечных». «В стародавние времена достали налоговики при проверке: сосчитай им все да пересчитай. Я им: “Первичка есть, оборотки и декларации тоже – считайте сами». Они ни в какую. Чтобы отвязались, взял и составил им табличку в Excel, в которой все легко и наглядно было представлено. Через некоторое время встречаю знакомого главбуха из этой же налоговой, она и говорит: «Совсем налоговики обнаглели – не только первичку теперь спрашивают, а уже и табличку подсунули, чтобы я им заполнила, а они бы только общие показатели потом посмотрели. Знала бы, кто ее придумал, убила бы». Смотрю, а табличка-то моя... С тех пор я даю налоговикам только предусмотренные законодательством документы, а упрощать им проверки больше не хочется», – такой историей поделился с коллегами один из посетителей бухгалтерского форума на www.klerk.ru.
Возможно, кому-то послужит некоторым утешением то, что не только бухгалтеры сталкиваются с попытками чиновников переложить на них свою работу. Та же проблема есть и у представителей других профессий. Например, чуть ли не у каждого адвоката найдется история о том, как он по просьбе судьи сочинял текст решения по выигранному спору. Но прежде чем искать утешения в наличии собратьев по несчастью, неплохо бы понять: а есть ли резон выполнять подобные требования налоговиков?
За чужого дядюВ работе за инспектора в рамках выездной или камеральной проверки вашей фирмы еще можно найти резон. В некотором роде это работа и для себя тоже, поскольку такое участие в проверке снижает риск возникновения всяких неожиданностей по ее итогам. Способно такое «сотрудничество» и ускорить (точнее, предотвратить затягивание сверх меры) принятие решения о возмещении налога из бюджета. «Для того, чтобы инспекции проверила наш экспортный НДС и приняла решение о возмещении его из бюджета, мы для нее и по ее просьбе сделали четыре сводные таблички показателей нашей деятельности на 90 листах и сами подготовили запросы на встречные проверки всех наших поставщиков», – говорит налоговый юрист Анастасия Белова из Санкт-Петербурга. Кроме того, согласие сделать за инспекторов необходимые им расчеты можно попытаться «обменять» на уменьшение количества затребованных ими для проверки документов.
Но когда инспекторы требуют провести за них половину встречной проверки (которую с 1 января ст. 93.1 НК называет истребованием документов и информации о налогоплательщике либо его отдельных сделках), терпение бухгалтера может лопнуть. «Мало налоговой той тонны бумаг, которые мы ей представили для встречки! Инспекторы еще потребовали, чтобы я сам за них все цифры из этих бумаг свел в удобную для них таблицу и рассчитал кучу показателей!» – делится негодованием не пожелавший афишировать свое имя главный бухгалтер из Санкт-Петербурга.
«У нас предприятие крупное, контрагентов масса, и требования предоставить документы и заполнить табличку приходят из налоговой, что называется, пачками. Мы их просто игнорируем, представляя в налоговую только документы. И ничего нам еще за это не было», – говорит Евгений Дюжин из Ставрополья. Действительно, а что за это может быть?
Чем богаты, тем и радыВ статье 93.1, которая появилась в Налоговом кодексе 1 января и посвящена новым правилам проведения встречной проверки, довольно расплывчато сформулировано, что именно инспекторы вправе в ее рамках потребовать. Это «документы и информация, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика» (п. 1 ст. 93.1 НК). Раньше налоговики могли запросить только документы (ст. 87 НК в пред. ред.). Упоминание дополнительно к ним информации инспекторы могут расценить как законодательное разрешение переложить свою работу по обработке содержащихся в документах сведений на того, кто должен их представить, то есть требовать те самые сводные таблицы, обобщения и сопоставления различных данных и т. п. Вдобавок из положений статьи 93.1 не следует, что документы и информация должны быть напрямую связаны с деятельностью проверяемой фирмы. Эта связь может быть и косвенной. Так что налоговики вполне могут попытаться «повесить» на вас аналитическую часть встречной проверки фирмы, с которой вы даже и дела-то не имели.
Тем временем налогоплательщик обязан представлять только те документы, которые у него есть. Обязанности изготавливать документы специально для налоговой по предложенной ею форме Налоговый кодекс не содержит. Поэтому нельзя оштрафовать по статье 126 Налогового кодекса за непредставление налоговикам сведений, необходимых им для налогового контроля, фирму, не сдавшую по требованию инспекторов документы, которых у нее нет или не было на момент получения запроса. Однако ответить на запрос нужно, написав, что требуемыми документами фирма не располагает и составление подобных не предусмотрено Налоговым кодексом. То же самое и с информацией. Фирма обязана в рамках встречных проверок представить налоговикам имеющуюся у нее информацию, но не обязана создавать для них новую, пусть даже и путем аналитической обработки информации имеющейся. По крайней мере оштрафовать фирму за непредставление информации, которой у нее нет, нельзя. Посвященная проведению встречных проверок статья 93.1 Налогового кодекса признает правонарушением отказ от представления документов, за который предписывает карать 1000-рублевым штрафом по другой статье, предусматривающей ответственность за непредставление сведений, – 129.1. Об отказе от представления информации в форме иной, чем предусмотренные кодексом документы, статья 93.1 ничего не говорит. Впрочем, это не означает, что за такой отказ наказания нет. Есть. Та же самая статья 129.1 предусматривает штраф 1000-рублей за «неправомерное несообщение» либо «несвоевременное сообщение» сведений, но только таких, которые Налоговый кодекс обязывает представить налоговикам. Статья 126 тоже говорит о штрафе за непредставление только тех сведений, которые предусмотрены Налоговым кодексом. А в статье 93.1 в первом же пункте прямо указано, что налоговики в рамках встречки вправе истребовать документы и информацию о налогоплательщике у тех лиц, которые ими располагают. И ни о каких сводных табличках Налоговый кодекс, как известно, не упоминает.
То же с камеральными и выездными проверками. На камералку инспекция теперь может запросить дополнительно к декларации только документы, да и то в немногих строго определенных Налоговым кодексом случаях (ст. 88 НК). В рамках выездной проверки инспекция тоже вправе потребовать только документы (ст. 93 НК). О представлении дополнительно к документам сведений кодекс ни в том, ни в другом случае не упоминает. Поэтому и штрафа за игнорирование просьбы их представить быть по закону не может.
Впрочем, вероятность получить штраф – не единственное, что обычно оценивает бухгалтер, решая, выполнять требование инспекторов или нет. Многим важно не портить отношения со своей налоговой. Однако и это палка о двух концах: пойдя на поводу у инспекторов, можно оказаться в заложниках у собственной лояльности. «Однажды решила сделать для налоговой запрошенные ею расчеты, хотя прекрасно знала, что не обязана, – зачем, думаю, ссориться из-за пустяка, – вспоминает главбух из Москвы Наталья Крутницкая. – А через месяц инспекция потребовала вдвое больше, прислав таблицу для заполнения уже на нескольких листах. С тех пор я не даю налоговикам повода сесть себе на шею».
Обязанности изготавливать документы специально для налоговой по предложенной ею форме Налоговый кодекс не содержит.
Начать дискуссию