Компании должны представлять в налоговую инспекцию декларации и бухгалтерскую отчетность. Но если раньше контролерам было достаточно документов в бумажном варианте, то скоро станет обязательным и электронный носитель. Кроме того, у проверяющих нередко появляются претензии к виду и форме представленных отчетных документов.
Каждая организация обязана ежемесячно или ежеквартально в установленные законом сроки представлять налоговую отчетность в контролирующие органы по месту учета. Между фирмами разнится только состав деклараций, зависящий от режима налогообложения, а следовательно, количества налогов, которые они обязаны уплачивать. Компании могут сдавать декларации в инспекцию на бумажном либо электронном носителе лично или через своего представителя либо направлять отчетность по почте с описью вложения письма или передавать ее по телекоммуникационным каналам связи. Бумажная отчетность по доверенности...
В отношениях с налоговыми инспекторами, сотрудниками таможни, государственных внебюджетных фондов от имени фирмы могут выступать ее представители, уполномоченные письменной доверенностью. При этом нотариальное удостоверение доверенности, которую выдает компания, законодательство не предусматривает (письмо УМНС по г. Москве от 24 июня 2003 г. № 11-04/33517). А вот индивидуальный предприниматель доверенность на своего бухгалтера, который будет сдавать за него отчетность, должен заверять у нотариуса в обязательном порядке (письмо Минфина России от 10 апреля 2006 г. № 03-06-06-03/08). ...и по почте
Нередко компании, отправляя налоговую декларацию в инспекцию заказным письмом, забывают составить опись вложения, рискуя попасть в ситуацию, когда контролеры, не получив отчетность фирмы, ее оштрафуют. Ведь квитанция отделения почтовой связи не освободит организацию от ответственности (письмо УМНС по г. Москве от 12 октября 2004 г. № 11-15/65542). Если опись вложения письма будет отсутствовать, инспекторы посчитают, что фирма нарушила порядок почтового направления отчетных документов (п. 2 ст. 80 НК РФ).
Между тем арбитражные суды часто не разделяют такой позиции контролеров. Представим ситуацию: инспекторы вернули компании декларацию по ЕНВД, которую она направила заказным письмом по почте без описи вложения. Фирма повторно переслала отчетность, выполнив все требования контролеров, но уже по истечении установленного законодательством срока. Напомним, декларации по ЕНВД компании должны сдать в инспекцию не позднее 20-го числа первого месяца следующего отчетного периода. Как следствие, фирма была привлечена к ответственности по статье 119 Налогового кодекса за непредставление отчетности. Но, по мнению арбитров, уведомление о вручении документов и почтовая квитанция подтверждают, что компания направила декларацию по ЕНВД вовремя. Ведь в Налоговом кодексе не предусмотрена ответственность за отсутствие описи вложения при направлении декларации заказным письмом по почте. Более того, ни один нормативный документ не разъясняет понятия «опись вложения» и не предусматривает проставления на ней штемпеля отделения почтовой связи. Таким образом, отсутствие описи не может свидетельствовать о непредставлении налоговой декларации (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 30 ноября 2005 г. по делу № А33-8372/05-Ф02-5419/ 05-С1, ФАС Поволжского округа от 24 ноября 2005 г. по делу № А55-5453/2005-44).
В то же время следует отметить, что арбитражная практика по данному вопросу неоднозначна. Например, ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 19 декабря 2005 г. по делу № Ф04-8073/2005 (16771-А27-15) указал, что если в реестре почтовых отправлений отсутствует опись вложения, то невозможно будет определить, что именно направила компания в инспекцию. Доверяй, но проверяй
В последнее время компании все чаще направляют налоговую отчетность в инспекцию через коммерческие службы доставки корреспонденции. Фирмам следует запрашивать у таких организаций лицензию на предоставление услуг почтовой связи (ст. 29 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи», постановление Правительства РФ от 18 февраля 2005 г. № 87). Это позволит избежать споров с контролерами в случае несвоевременной доставки отчетности.
Предположим, ООО «Прибыль» направило в инспекцию декларацию по НДС за декабрь 2006 года письмом с описью вложения через коммерческую службу доставки корреспонденции 15 января 2007 года. При этом опись вложения была заверена штемпелем службы доставки. Контролерам отчетность была доставлена 25 января 2007 года, то есть позже срока, установленного законодательством для сдачи декларации по НДС. Инспекторы оштрафовали фирму, указав, что штемпель службы доставки корреспонденции не подтверждает отправку письма, поскольку она не имеет лицензии на оказание услуг почтовой связи. На необходимость наличия лицензии у почтового оператора обращают внимание и арбитражные суды (постановление ФАС Московского округа от 29 января 2004 г. по делу № КА0А40/11460-03). Когда инспектор может сказать «нет»
На практике встречаются случаи, когда инспекторы не принимают бухгалтерскую и налоговую отчетности компаний из-за отсутствия на них отметки территориального органа статистики. Между тем такие требования контролеров не соответствуют законодательству (письмо Минфина России от 18 декабря 2004 г. № 16-00-10/3).
Инспекторы не вправе отказывать фирме в принятии ее отчетных документов. Исключением из этого правила являются лишь те случаи, когда декларации компании составлены не по установленной форме. Так, при отсутствии в них какого-либо из обязательных реквизитов контролер должен в устной форме предупредить об этом фирму или ее представителя и предложить внести необходимые изменения. Если же компания отказалась править декларации при их сдаче или отправила отчетность без обязательных реквизитов по почте, инспекторы в трехдневный срок с даты их регистрации должны письменно уведомить фирму о необходимости представить им правильные документы.
По истечении срока, установленного законодательством для сдачи деклараций, они вводятся в информационную базу инспекций и поступают в отдел камеральных проверок, сотрудники которого спустя шесть дней сверяют список состоящих на учете компаний со сведениями о поступивших от них отчетах. По результатам сверки отдел камеральных проверок вызывает в инспекцию фирмы, которые не успели сдать отчетность в срок, для выяснения обстоятельств. Но следует помнить, что руководитель инспекции или его заместитель в течение 10 календарных дней после установленного срока могут приостановить операции по банковским счетам компании или предпринимателя, не сдавших декларации. Электронная отчетность
При сдаче деклараций в инспекцию по телекоммуникационным каналам связи передавать их бумажные экземпляры компания не обязана. Датой представления отчетности в этом случае будет день их отправки, зафиксированный в подтверждении специализированного оператора связи. Контролеры, проверив оформление деклараций, должны выслать организации по телекоммуникационным каналам квитанцию об их приеме.
Если же фирма сдает документы на электронных носителях, она должна направить проверяющим и их бумажные аналоги. При этом датой представления деклараций будет день передачи именно отчетов на бумаге или отправки их заказным письмом с описью вложения.
Компания может обратиться в инспекцию с просьбой распечатать и заверить декларации, представленные по телекоммуникационным каналам, или проставить дату принятия отчетов на остающихся у фирмы копиях. Пренебрегать этим правом не стоит. Ведь при текущем уровне документооборота в налоговых инспекциях декларации нередко теряются, что может впоследствии обернуться для фирмы штрафными санкциями. Следует помнить, что требования к оформлению документов, при нарушении которых контролеры могут отказать в их приеме на электронных носителях, те же, что и в бумажной отчетности. Аналогичны и последствия непредставления электронной декларации.
Безусловно, передача деклараций по телекоммуникационным каналам связи позволяет компаниям более оперативно обмениваться информацией с инспекцией. Программа, которая используется для формирования файлов с отчетностью, позволяет проверять их на наличие арифметических и логических ошибок. Но в электронном виде можно сдавать только сами формы отчетности. А документы, которые контролеры могут дополнительно запросить в рамках камеральной проверки, нужно будет по-прежнему представлять в инспекцию в бумажном виде. Право стало обязанностью
Официальные органы уже давно начали агитировать компании перейти на сдачу деклараций по телекоммуникационным каналам связи (письмо Минфина России от 28 января 2005 г. № 03-02-07/1-12). В ряде регионов даже утверждены специальные планы мероприятий по привлечению организаций и предпринимателей к представлению электронной отчетности (приказ УФНС России по г. Москве от 28 октября 2005 г. № 441). Но все же до вступления в силу Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ (далее – Закон № 137-ФЗ) для всех категорий налогоплательщиков это было правом. А с 1 января 2007 года для компаний, в которых работает свыше 100 человек, сдача электронной отчетности стала обязанностью. Однако следует обратить внимание, что в отношении организаций, среднесписочная численность которых на 1 января 2007 года превысит 250 человек, эта норма применяется только до 1 января 2008 года. Новые старые бланки
Нередко после завершения налогового периода бланки деклараций меняются. По старым или новым формам в таком случае должна отчитываться компания? Налоговый кодекс ответа на этот вопрос не дает. Между тем если фирма сдаст декларацию не по установленной форме, то инспекторы могут посчитать, что она не выполнила свою обязанность, и, как следствие, приостановить операции по ее банковским счетам, а также оштрафовать по статье 119 Налогового кодекса (письмо УФНС по г. Москве от 6 июня 2005 г. № 09-10/39710).
Однако судебная практика по данному вопросу складывается в пользу компаний. Арбитры указывают, что в статье 119 Налогового кодекса ответственность установлена только за непредставление декларации в срок. Но данная норма не предусматривает штрафные санкции за сдачу отчетных документов по старой форме (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 6 апреля 2005 г. по делу № Ф04-1990/2005 (10068-А27-23), от 16 ноября 2004 г. по делу № А56-18597/04, от 2 ноября 2004 г. по делу № А56-18734/04).
Как показывает практика, после сдачи отчетности по старой форме инспекция может обязать компанию представить декларацию повторно на новом бланке. Например, в 2005 году такая ситуация сложилась с отчетностью по ЕСН. Так, Минфин России утвердил форму декларации 10 февраля 2005 года своим приказом № 21н, а Минюст его зарегистрировал только 24 февраля. Как следствие, большинству фирм пришлось сдавать отчетность дважды.
Аналогичный случай произошел и в 2006 году. Минфин приказом от 28 декабря 2005 г. № 163н утвердил новую форму декларации по НДС, которую компании должны были применять, начиная с отчетности за январь и I квартал 2006 года. В соответствии с пунктом 12 указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу по истечении десяти дней после их официального опубликования. Приказ Минфина № 163н официально был опубликован 15 февраля 2006 года и вступил в силу, следовательно, лишь 26 февраля. Таким образом, компании имели право представить декларацию по НДС за январь 2006 года по старой форме.
ФНС в своем письме от 11 февраля 2005 г. № ММ-6-01/119@ сообщила, что:инспекторы не вправе отказать фирме в принятии декларации по форме, действующей на дату представления; если после принятия инспекцией налоговой декларации утверждается новая ее форма или в действующую форму вносятся изменения и дополнения, представления декларации по новой форме не требуется.
Законная отсрочка В том случае, когда срок сдачи налоговой декларации истекает в выходной или праздничный день, компания имеет возможность отправить отчетность по почте или через телеграф до 24 часов следующего за ним рабочего дня (ст. 6.1 НК РФ). Факт отправки фирма должна подтвердить квитанцией почтового отправления (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 1 июля 2005 г. по делу № А19-27904/ 04-30-Ф02-2970/05-С1).
Юрий Лермонтов, консультант Минфина России
Начать дискуссию