Отчетность в ФСС

Мобильный ФСС

О том, что бухгалтеры могут решать практически все вопросы с ФСС РФ на официальном сайте фонда, «Клерк.Ру» уже писал. Подробнее об особенностях применяемой фондом программы, корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Льву Мишкину рассказал Сергей Ковалевский, заместитель председателя Фонда социального страхования .
Мобильный ФСС

О том, что бухгалтеры могут решать практически все вопросы с ФСС РФ на официальном сайте фонда, «Клерк.Ру» уже писал. Подробнее об особенностях применяемой фондом программы, корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Льву Мишкину рассказал Сергей Ковалевский, заместитель председателя Фонда социального страхования .

Нам известно, что в ФСС применяются программы, разработанные отечественными специалистами. Что это за программы? Почему был сделан выбор с пользу наших специалистов? (ведь по традиции у нас любят все западное).

Да, Фонд действительно работает на отечественной информационной системе. Не программах, а именно системе. Многие наши ведомства у одного разработчика покупают один продукт, у другого – другой, и что они имеют на выходе?  Много разных программных продуктов, которые порой даже не совместимы друг с другом. Мы пошли по иному пути, понимая, что, заложив правильный «фундамент» в начале, мы получим хороший результат «на выходе». В 1997 году  мы создали научно-технический совет, в который вошли ведущие ученые страны, имеющие опыт разработки больших информационных систем. Затем мы разработали и определили цели и задачи создания информационной системы.

Мы сразу отказались от идеи оснащения филиалов ФСС РФ «навороченными» компьютерами и от установки западных систем управления базами данных на таких продуктах, как, например Oracle, SQL-MS. Для них нужны хорошие компьютеры, а какой супер-компьютер может быть где-нибудь в Коми-Пермятском округе или в Бурятии? Это Россия, а не Америка!

Централизованное хранилище данных - это вообще прошлый век, от него мы сразу отказались, оно никогда не будет обладать полной оперативной информацией, не будет актуально. Информация должна обрабатываться там, где возникает, и только там! Поэтому мы  сразу выбрали принцип территориально распределенных баз данных, чтобы в любой момент у нас был доступ в любую из баз хоть на Сахалине, хоть в Дагестане, хоть в Калининграде. Это самый важный момент.

Какие задачи сейчас стоят перед ФСС? Эффективна ли система, работающая в Фонде, и решает ли она все эти задачи?

Во-первых, Фонд осуществляет государственное социальное страхование, куда входит и оплата больничных листков, и обеспечение пособиями по беременности и родам, и многое другое. Во-вторых, мы в масштабах всей страны являемся страховщиками от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а это и пособия по временной нетрудоспособности, и единовременная страховая выплата и др.

В 2004 году на нас была возложена еще обязанность по санаторно-курортному обеспечению льготной категории граждан согласно Закону №122- ФЗ от 22 августа 2004 года, а также обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации. В 2006 году на нас были возложены также обязанности в рамках национального проекта  «Здоровье» - оплата медицинской помощи, оказываемой женщине в период беременности и родов, оплата услуг по дополнительной диспансеризации работающего населения. 

Все эти задачи можно описать и в цифрах: вопросы соцобеспечения  58 млн. трудящихся, 16 млн. льготников, 3,5 млн. страхователей, несколько миллионов временно нетрудоспособных, беременных и кормящих матерей и т. д. Ежегодно в отделениях фонда обрабатываются десятки миллионов платежей, бухгалтерских проводок и расчетных ведомостей, 30 млн. больничных листов, миллионы путевок и талонов на проезд.

Относительно эффективности системы, можно сказать однозначно, что да, она эффективна! Наша система обеспечила прозрачность бюджета всех исполнительных органов фонда, персонификацию и адресность медико-социальной помощи. Руководство ФСС РФ обрело инструмент для проведения мониторинга, финансового контроля и выполнения экспертно-аналитической обработки информации в реальном масштабе времени. Кроме того, ЕИИС «Соцстрах» обладает высоким уровнем информационной безопасности, потому что в едином виде она просто не существует, она распределена между 750 городами. Можно украсть, допустим, базу одного из городов, но всю целиком – никогда. Система работает 24 часа в сутки.

Расскажите о возможностях, которые дает эта программа пользователям?

Я бы разделил пользователей на три категории. Прежде всего, это сотрудники Фонда социального страхования, которые решают свои технологические задачи. У этих пользователей свои возможности. Вторая категория - это публичный портал. Публичные права имеет любой человек, который может зайти в Интернет, набрать http://fz122.fss.ru, посмотреть информацию по стране, округам, регионам, не доходя до конкретного предприятия и конкретного человека. Никаких персонификаций этим пользователям мы не даем. Третья категория пользователей - это наши страхователи. Именно для этой категории мы разработали специальную интернет-технологию взаимодействия с нами. Для этого надо зайти на портал, зарегистрироваться, принести в исполнительные органы фонда заявление, подписанное главным бухгалтером и директором, о намерении бухгалтера этого предприятия взаимодействовать с порталом. Тогда он уже получает дополнительные права и может работать с информацией своего предприятия, в любое время посмотреть взаиморасчеты предприятия с Фондом. Далее мы помогаем сдать документацию в электронном виде, не отменяя приход в исполнительные органы Фонда. Кроме того, можно посмотреть выездные и камеральные проверки, можно рассчитать пени или больничные листы предприятия.

Наша система - это не система получения обычных справок и отчетов. Ее основное предназначение – анализ содержимого баз данных региональных отделений, выявление различных зависимостей, проецирование интересуемых показателей в различные плоскости и изучение тенденций поведения множества характеристик для принятия решений.  Система в прямом смысле интегрирует накопленные информационные ресурсы и позволяет, в отличие от обычных приложений, работать со всем массивом данных Фонда в целом.

Вы создали свою систему для ФСС РФ десять лет назад. Но за это время появилось множество новых IT-решений. Насколько ваша система сегодня соответствует современным тенденциям?

Как я уже говорил, самое главное правильно заложить основу. Мы понимали, что должно быть заложено в систему уже в те времена. У нас «правильный» фундамент. Например, была поставлена задача определить, что мы можем создать для руководства Фонда, какие новые возможности для управления и контроля они полуат. Прежде всего, это прозрачность, адресность и оперативность. Сбор данных раз в квартал, как это осуществляется в некоторых структурах до сих пор, конечно, не дает возможности ни управлять, ни контролировать, ни оперативно принимать решения. Поэтому встала задача реализовать такие технологические решения, чтобы, во-первых, информация была актуальной, оперативной и достоверной, а также полной. Здесь, конечно, сразу встал вопрос, что взять за основу, какую технологию заложить? Опять же повторюсь, что такой технологии в те времена не было. Какая же должна быть база данных, какая должна быть технология обработки данных? Централизованная технология обработки данных и хранения информации либо технология территориально-распределенных баз данных? После тщательного квалифицированного анализа стало понятно: для того, чтобы можно было решать новые задачи, подключать внешние организации, которые с нами потом будут взаимодействовать, в основу должна быть положена технология распределенных баз данных. Это принципиальный момент.

Требование руководства оперативно получать полную актуальную информацию для мониторинга всех исполнительных органов Фонда и заложило основы, определило основные технические и технологические требования к создаваемой системе. Поскольку мы должны иметь актуальную, достоверную и полную информацию, то ясно, что никаких сборов отчетных данных мы делать не можем. Поэтому стало очевидным: Фонду необходима, прежде всего, развитая транспортная сеть как основа и локальные сети, а информация должна обрабатываться там, где она возникает. Никаких сборов данных, никаких «переливов» информации в центр или в регионы быть не должно. Сразу же был заложен принцип территориально-распределенной базы данных и принцип удаленного доступа в базу данных. Сейчас мы видим, что те технологические решения, которые нами были заложены в 1996 году: отечественная система управления базами данных HyTech, распределенная база данных, удаленный доступ к базам данных, оказались верными. Эти решения были правильны, и даже сегодня альтернативы этим решениям нет.

Будет ли программа меняться в дальнейшем, и, в частности, в 2007 году?

Я бы сказал так, будут появляться новые задачи у Фонда, то и, безусловно, будут появляться и новые программы.

Как вы думаете, должны ли государственные структуры использовать в работе только российские IT-технологии? В какой процентном соотношении находятся российские и западные IT-решения, применяемые в данный момент в России?

К сожалению, можно констатировать, что практически все отрасли промышленности, включая государственные и частные предприятия, находятся в своего рода зависимости от  западных программных разработок.  Это касается операционных систем и СУБД, а также прикладных разработок. Если раньше это соотношение было приблизительно 95% на 5%, то сейчас доля иностранного ПО еще увеличилась.

Дело в том, что в те времена, когда рынок начинал формироваться, в 90-х годах, существовали отечественные фирмы, которые пытались конкурировать с западными брэндами. Однако отсутствие необходимой государственной поддержки, а также менталитет российского пользователя, который критически воспринимает отечественные ИТ-разработки, не позволили выжить большинству таких компаний. И через определенный период времени в ряде структур  был осуществлен отказ от отечественных разработок.  Поэтому сейчас обосновать актуальность перехода на отечественные программные продукты достаточно затруднительно.  За 10 лет мы потеряли множество отечественных разработчиков, и убедить пользователя в том, что наши разработки ничем не хуже иностранных, стало сложнее. Хотя в некоторых странных, например, в ряде республик бывшего Союза, мы видим борьбу с монополизмом западных вендоров.

Начать дискуссию