Практически все фирмы стремятся уменьшить налоговое бремя по налогу на прибыль. Некоторые из них, видимо, надеясь на авось, с этой целью вступают в связь с «серыми» компаниями, а то и однодневками. Вместе с тем риск в данном случае нельзя считать оправданным. Ведь существуют законные способы, причем не менее выгодные, которые позволяют справиться с этой задачей.
Нежелательные связи
Не секрет, что если фирма будет отдавать все, что требует от бизнеса государство, то она потеряет более 50 процентов коммерческой прибыли. Именно поэтому возникает необходимость применять различные методы оптимизации. Стоит отметить, что среди них есть такие способы, которых однозначно следует избегать. В список «нежелательных» можно отнести: отношения с фирмами-однодневками (старо как мир и к тому же наказуемо), «обналичку» денег (заключение фиктивного договора с фирмой, на расчетный счет которой перечисляется определенная сумма, а «контора»-партнер возвращает ее наличными, взяв себе небольшой процент). Туда же относятся: «аренда» персонала у дочерней компании, применяющей УСН; оформление штатных сотрудников в качестве предпринимателей и заключение с ними договоров на оказание услуг; выплата аффилированной компании неустойки за невыполнение условий договора. Если в деятельности компании проскользнет хотя бы один из вышеперечисленных пунктов, интерес контролеров к этой фирме значительно возрастет. Тем более что на сегодняшний день уже существует немало нормативных и ненормативных актов, прямо или косвенно пресекающих подобную деятельность. В качестве примера можно привести постановление Пленума ВАС от 12 октября 2006 года № 53, в котором упоминается о том, что если партнер не имеет офиса, не сдает отчетность – отношений с ним лучше не иметь. В конечном счете, результаты такой сделки проверяющие могут признать необоснованной налоговой выгодой. Однако шансы на успех все-таки есть: в этом же документе указано, что только суд вправе определить фиктивность поставщика и аналогичный характер сделок с ним.
Если же фирма все-таки избрала для себя снижение налогов с помощью дочерних фирм или холдинговых схем, то следует помнить: такие компании должны быть легально существующими во всех отношениях, а договор должен иметь реальный коммерческий смысл.
Политическая определенность
На пути к уменьшению налогооблагаемой прибыли фирме может помочь правильно выстроенная учетная политика. Для начала необходимо определиться, какой из позволенных главой 25 Налогового кодекса способов признания доходов и расходов подходит компании: метод начисления или кассовый метод.
Одной из основных особенностей кассового метода является то, что датой поступления дохода считается момент получения денег на расчетный счет или в кассу предприятия. Если у заказчиков есть тенденция часто нарушать сроки оплаты, то лучше применять кассовый и платить налог на прибыль по факту. Однако Налоговый кодекс предусматривает ограничения на применение этого метода: использовать его могут те организации, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации без учета НДС не превысила 1 000 000 рублей за каждый квартал (ст. 273 НК).
Что касается метода начисления, то при его применении доходы и расходы для целей налогообложения признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от реальной оплаты. Используя этот способ признания расходов и доходов, также есть возможность снизить налоговое бремя. Компания вправе предусмотреть в учетной политике создание резервов, что позволит учитывать затраты равномерно с начала налогового периода и поможет сэкономить на авансовых платежах по налогу на прибыль. У предприятий есть определенный выбор резервов (гл. 25 НК):
– на предстоящую оплату отпусков работникам;
– на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;
– под предстоящие ремонты основных средств; на формирование расходов по сомнительным долгам.
Убытки прошлых лет – на пользу
Согласно Налоговому кодексу у фирмы есть возможность уменьшить базу по налогу на прибыль на всю сумму убытка (или ее часть), полученного в предыдущих периодах (п. 2 ст. 265 НК). До нового года общая сумма убытка ни в одном из отчетных периодов не должна была превышать 50 процентов налогооблагаемой прибыли. С 2007 года в соответствии с Законом от 6 июня 2005 года № 58-ФЗ это ограничение снято.
Погашать убытки нужно в порядке очереди: сначала идут те, которые были получены первыми, следующие – в хронологическом порядке. Допустимы перерывы в этом процессе. К примеру, если нет прибыли или же фирма не хочет ее уменьшать, то можно отложить погашение прошлых убытков и вернуться к этому позже. Эксперты журнала «Московский бухгалтер» отмечают, что документы, подтверждающие объем понесенного ущерба, нужно хранить все время, пока он погашается. Стоит обратить внимание на то обстоятельство, что убытки, образовавшиеся в результате деятельности обслуживающих производств и от операций с ценными бумагами, нельзя относить на общую прибыль.
Пример
В 2005 году фирма получила убыток в размере 50 000 рублей. В 2006 году –
250 000 рублей. Предположим, что в первом квартале 2007 года появилась налогооблагаемая прибыль – 210 000 рублей. Подсчитаем сумму убытка, которую фирма вправе списать в уменьшение текущей прибыли в I квартале 2007 года.
Убыток за 2005 год (50 000 руб.) списываем полностью: 210 000 руб. – 50 000 руб. = 160 000 руб.
Убыток за 2006 год списываем частично, используя для этого весь остаток прибыли:
(250 000 – 160 000) = 90 000 руб.– остается несписанной сумма убытка для погашения за счет прибыли будущих периодов.
Правильный договор
Компания имеет неплохую возможность уменьшить налог на прибыль с помощью грамотно составленного договора. Например, фирма решила купить что-то полезное, допустим компьютер. Есть смысл договориться с поставщиком, что стоимость основного средства (или НМА) будет складываться из двух составляющих: непосредственно цены и оплаты сопутствующих информационных (или консультационных) услуг. В бухучете сумма, уплаченная за них, включается в первоначальную стоимость основного средства (п. 8 ПБУ 6/01), а в налоговом подобные расходы списывают сразу. При этом есть одна тонкость: затраты на монтаж и пуск-наладку лучше не упоминать в договоре. Их и в налоговом учете включают в первоначальную стоимость ОС, поэтому для целей минимизации налога на прибыль такие расходы не подходят.
Следует уделить особое внимание правильности оформления всех документов. В счете-фактуре должны быть отдельно выделены консультационные услуги, их стоимость и НДС. Естественно, что цена таких услуг должна быть реальной, то есть соответствовать рыночной.
Прибегать к такому методу целесообразно лишь при покупке имущества, стоимость которого немного больше 10 000 рублей, ведь ОС первоначальной стоимостью менее этой суммы амортизировать не надо, их можно сразу включить в состав материальных расходов.
Преимущество сомнительных долгов
С точки зрения бухучета сомнительным долгом считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договорами, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Как уже говорилось ранее, компания может принять решение о создании резервов с отнесением этих расходов в состав внереализационных, зафиксировав это в учетной политике. Списание с баланса сомнительных долгов производится по дебету счета 63 в корреспонденции со счетами учета расчетов с дебиторами.
Немаловажно, что и в налоговом учете также предусмотрена возможность создания такого резерва. Однако правила его формирования отличны от тех, которые предусмотрены для бухгалтерского. К примеру, статья 266 Налогового кодекса устанавливает ограничение максимальной величины резерва (10 процентов от суммы выручки), а в бухгалтерском законодательстве таких ограничений нет. Компания не обязана начислять резерв на формирование расходов по сомнительным долгам и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Если в учетной политике предприятия отражено, что в целях налогообложения начисляется резерв по сомнительным долгам, а для бухгалтерского учета создания резервов не предусмотрено, то и начислять их для бухучета не нужно (письмо УМНС по г. Москве от 24 марта 2004 г. № 26-12/20568). Также необходимо инвентаризировать задолженность и оформлять прочую бухгалтерскую документацию по сомнительным долгам.
Оперируя резервом, следует иметь в виду, что налог на прибыль при этом уменьшить нельзя, а предоставляется возможность отсрочить его уплату.
Начать дискуссию