Владение автотранспортным средством связано с определенными рисками: ДТП, угоном, повреждением на автостоянке. Для того чтобы компенсировать возможные потери, вызванные этими обстоятельствами, владельцы транспортных средств, в том числе бюджетные учреждения, на балансе которых находятся автотранспортные средства, страхуют их.
Глава из книги «Годовой отчет для бюджетных организаций-2006».
В настоящее время основными документами, регулирующими вопросы страхования, являются:
- Гражданский кодекс РФ (ГК РФ);
- Федеральный закон РФ от 27.11.92 № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ»;
- Федеральный закон РФ от 25.04.02 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон № 40-ФЗ).
Обязанность страхования автогражданской ответственности продиктована требованиями п. 3 ст. 32 Закона № 40-ФЗ, согласно которому на территории РФ запрещается использовать транспортные средства, владельцы которых не выполнили обязанности страхования своей гражданской ответственности. Причем в таких случаях в отношении транспортных средств не проводятся ни государственный технический осмотр, ни регистрация.
Страховать автогражданскую ответственность можно как за счет бюджетных средств (как правило, если автомобиль приобретен на такие средства), так и за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности (если автомобиль приобретен за счет средств, полученных от этой деятельности).
Общие положения
При страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств заключается договор гражданского страхования в порядке и на условиях, предусмотренных Законом № 40-ФЗ. Суть договора – установление обязанности одной стороны (страховщика) за обусловленную плату (страховую премию) при наступлении определенного события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) причиненные вследствие этого события убытки застрахованного имущества либо убытки в отношении иных имущественных интересов страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной суммы (страховой суммы) (п. 1 ст. 929 ГК РФ).
Договор гражданского страхования является публичным и начинает действовать с момента, определенного в нем. Если этот момент в договоре не указан, то со дня уплаты страхового взноса (ст. 957 ГК РФ).
Срок действия договора обязательного страхования гражданской ответственности – один год (ст. 10 Закона № 40-ФЗ). При этом следует учесть, что если страхователь не позднее чем за два месяца до истечения срока действия договора не уведомил страховщика о своем отказе о продлении договора, то он автоматически продлевается на следующий год. Действие продленного договора обязательного страхования не прекращается в случае просрочки уплаты страхователем страховой премии на следующий год не более чем 30 дней. Страховая премия при новом сроке действия договора уплачивается в соответствии с действующими на момент ее уплаты страховыми тарифами.
Законодательством РФ предусмотрены случаи прекращения договора автогражданского страхования. Так, согласно п. 33 Постановления Правительства РФ от 28.08.06 № 525 договор страхования может быть прекращен до окончания срока действия в случаях:
- ликвидации юридического лица – страхователя;
- ликвидации страховщика;
- гибели (утраты) транспортного средства, а также иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.
При прекращении действия договора по указанным обстоятельствам, кроме первого, страховщик имеет право на часть страховой премии за неистекший срок действия договора, в течение которого действовал договор страхования
(п. 3 ст. 958 ГК РФ, п. 33, 34 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.05.03 № 263, далее – Правила № 263).
Страхование автогражданской ответственности осуществляется по страховым тарифам, утвержденным Правительством РФ. С 1 января 2006 года – по Страховым тарифам по обязательному страхованию гражданской ответственности и владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.12.05 № 739.
Бухгалтерский и налоговый учет страховых премий
Согласно ст. 954 ГК РФ страховая премия – это плата за страхование, которую страхователь обязан внести страховщику в порядке и сроки, установленные договором страхования.
При страховании автогражданской ответственности в отношении автомобиля, приобретенного за счет бюджетных средств, страховая премия уплачивается страховщику за счет выделенных из бюджета бюджетных ассигнований.
Рассмотрим на примере, какими записями в бухгалтерском учете будут отражаться данные операции.
Пример.
Бюджетное учреждение заключило со страховщиком договор обязательного страхования автогражданской ответственности сроком на один год в отношении двух автомобилей, приобретенных за счет бюджетных средств. Автомобили используются в уставной деятельности организации. Страховая премия составляет 1 500 руб. за каждый автомобиль.Уплата страховых премий осуществлена за счет бюджетных средств. Лицевой счет бюджетной организации обслуживается в территориальном органе Федерального казначейства.
Отражая данные операции, бухгалтер сделает следующие записи:
Содержание операции
|
Дебет
|
Кредит
|
Сумма, руб.
|
Начислена сумма страховой премии по договору автогражданской ответственности
|
1 401 01 225
|
1 302 09 730
|
3 000
|
Перечислены денежные средства страховой компании с лицевого счета
|
1 302 09 830
|
1 304 05 226
|
3 000
|
Отражены счета санкционирования расходов
|
1 501 03 226
|
1 502 01 226
|
3 000
|
В случае если автомобиль приобретен за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, и страховая премия также уплачена за счет этих средств, бюджетное учреждение вправе включить страховые платежи в себестоимость продукции (работ, услуг) после вступления в силу договора страхования.
Пример.
Изменим условия предыдущего примера. Автомобили были приобретены за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, и страховая премия была уплачена также за счет этих средств.
В бюджетном учете бухгалтер сделает следующие записи:
Содержание операции
|
Дебет
|
Кредит
|
Сумма, руб.
|
Начислена сумма страховой премии по договору автогражданской ответственности
|
2 106 04 340 (226) |
2 302 09 730
|
3 000
|
Перечислены денежные средства страховой компании с лицевого счета
|
2 302 09 830
|
2 201 01 610
|
3 000
|
В целях налогообложения страховых премий в состав расходов при налогообложении прибыли включаются расходы как на добровольное, так и на обязательное страхование имущества (п. 1 ст. 263 НК РФ). Расходы на обязательное страхование при расчете налогооблагаемой прибыли учитываются в составе прочих расходов в пределах страховых тарифов, утвержденных законодательством. Если они не утверждены, то такие расходы включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат (п. 2 ст. 263 НК РФ).
Учет страховой премии в целях налогообложения зависит от применяемого бюджетной организацией метода учета доходов и расходов. Так, если бюджетная организация при исчислении налога на прибыль применяет кассовый метод признания доходов и расходов, то страховая премия в качестве расхода признается после ее оплаты, причем независимо от того, была произведена оплата разовым платежом или частями (ст. 273 НК РФ). В случае если бюджетная организация в целях налогового учета определяет доходы и расходы по методу начисления, то согласно п. 6 ст. 272 НК РФ расходы по страхованию автогражданской ответственности признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на оплату страховых взносов. Стоит отметить, что признание в расходах сумм страховых премий равномерно в течение всего налогового периода не будет считаться ошибкой и может использоваться налогоплательщиками при расчете налога на прибыль.
Обратите внимание: если в течение срока действия договора страхования произошла смена собственник имущества (транспортного средства), то договор страхования прекращается и страховщик возвращает страхователю часть страховой премии за неистекший период. Страховая премия возвращается в течение 14 календарных дней со дня получения страховщиком информации о досрочном прекращении договора (п. 33 Правил № 263).
По нашему мнению, у учреждения нет оснований признавать в бухгалтерском учете полученную сумму страховой премии доходом, поэтому ее следует рассматривать как восстановление расходов денежных средств в связи с расторжением договора. В налоговом учете для целей исчисления налога на прибыль полученная страховая премия учитывается в зависимости от того, как сумма страховки списывалась в расход. Если сразу, то возвращенная страховая премия включается во внереализационный доход организации. Если расходы на ОСАГО организация признавала равномерно в течение срока действия договора, то возвращенную сумму в составе доходов не учитывают. У организаций, которые списывали расходы на обязательное автострахование равномерно, при досрочном расторжении договора часть страховки остается «недосписанной», и в налоговом учете (п. 1 ст. 252 НК РФ) нет оснований для признания ее в составе расходов.
Выплата страхового возмещения
При наступлении страховых случаев страхователю выплачивается страховое возмещение. В соответствии с п. 44 Правил № 263 для получения возмещения причиненного вреда организации представляют в страховую компанию:
- справку о дорожно-транспортном происшествии, выданную органом милиции, отвечающим за безопасность дорожного движения, по форме, утвержденной Министерством внутренних дел РФ по согласованию с Минфином РФ. Отметим, что Приказом МВД от 25.09.06 № 748 утверждена новая форма справки о дорожно-транспортном происшествии, которая прилагается к заявлению о выплате страховой суммы по ОСАГО;
- извещение о дорожно-транспортном происшествии (если его заполнял потерпевший).
Копии протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, полученные в органах милиции, должны представляться потерпевшим в случаях, предусмотренных законодательством РФ. Кроме того, в зависимости от вида причиненного вреда потерпевший представляет страховщику и другие документы. Их перечень приведен в п. 51, 53 – 56 и (или) 61 Правил № 263.
Оценка причиненного транспортному средству вреда осуществляется в соответствии с Правилами организации и проведения независимой технической экспертизы транспортного средства, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.04.03 № 238 «Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств» (далее – Правила № 238). Экспертиза проводится в отношении транспортного средства страхователя (потерпевшего), признаваемого таковым в соответствии с Законом № 40-ФЗ. Для экспертизы привлекается эксперт-техник или экспертная организация. Оплата их услуг, а также возмещение иных расходов на экспертизу производятся за счет средств страхователя. Впоследствии страховщик возмещает данные расходы согласно заключенному договору. В результате экспертизы в письменной форме составляется экспертное заключение.
На основании п. 19 Правил № 238 в заключении должны быть указаны:
полное наименование, организационно-правовая форма, место нахождения экспертной организации, ФИО, должность и государственный реестровый номер эксперта-техника, которому руководитель поручил проведение экспертизы;
- дата составления и порядковый номер экспертного заключения;
- основание для проведения экспертизы;
- полное фирменное наименование и место нахождения страховщика;
- полное наименование и место нахождения потерпевшего – юридического лица;
- перечень и точное описание объектов, представленных страховщиком (потерпевшим) для исследования и оценки;
- нормативное, методическое и другое обеспечение, использованное при проведении экспертизы;
- сведения о документах, в том числе о страховом полисе об обязательном страховании гражданской ответственности, рассмотренных в процессе экспертизы;
- описание проведенных исследований;
- обоснование результатов экспертизы, а также ограничения и пределы их применения;
- выводы по каждому из поставленных вопросов.
Выводы экспертизы должны быть понятны и не содержать формулировки, допускающие неоднозначное толкование. Заключение сшивается (с указанием количества сшитых страниц) и передается страховщику (потерпевшему) под расписку или направляется по почте с уведомлением о вручении.
В случае если страховщик (потерпевший) с выводами экспертизы не согласен, он может организовать повторную экспертизу с привлечением другого эксперта-техника. Расходы, связанные с назначением и проведением повторной экспертизы, оплачиваются за счет ее инициатора, если страховщик и потерпевший между собой не договорились об ином (п. 20 – 22 Правил № 238).
В статье 7 Закона № 40-ФЗ определен предельный размер страховой суммы, которую страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) выплатить потерпевшим в возмещение причиненного им вреда. Он составляет 400 000 руб.: в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, – 160 000 руб. и не более 120 000. руб. при причинении вреда имуществу одного потерпевшего.
Бухгалтерский учет и налогообложение страхового возмещения
Рассматривая бухгалтерский учет страхового возмещения, нельзя оставить без внимания Письмо Минфина РФ от 24.02.04 № 03-01-01/08-85 «О порядке учета сумм страховых выплат, поступающих бюджетным учреждениям от страховых организаций в качестве возмещения ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортных происшествий» (далее – Письмо № 03-01-01/08-85), в котором сообщается, что суммы страховых выплат учитываются как средства, носящие целевой характер. При составлении сметы доходов и расходов по внебюджетной деятельности данные средства отражаются в доходной ее части как «прочие безвозмездные поступления текущего характера по предпринимательской и приносящей иной доход деятельности». Поскольку согласно разъяснениям Письма № 03-01-01/08‑85 при наступлении страхового случая страховые выплаты могут быть использованы на ремонт или приобретение другого автотранспортного средства (если по заключению независимой экспертизы поврежденное транспортное средство не подлежит ремонту) только в соответствии со сметой доходов и расходов по внебюджетным средствам в расходной ее части, целесообразно предусмотреть расход средств по подстатье 225 «Услуги по содержанию имущества» и статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» ЭКР.
Причем следует иметь в виду, что согласно п. 15 Инструкции, утвержденной Приказом от 21.06.01 № 46н «О порядке открытия и ведения территориальными органами федерального казначейства Минфина РФ лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов», недостаточность сметных назначений по соответствующему коду ЭКР (в данном случае по подстатье 225 «Услуги по содержанию имущества» и статье 310 «Увеличение стоимости основных средств») не является основанием для отказа органом Федерального казначейства принять расчетно-денежный документ бюджетного учреждения и списать денежные средства с внебюджетного счета организации. Однако в случае осуществления бюджетным учреждением кассового расхода в размере, превышающем сметные назначения по соответствующему коду экономической классификации расходов, бюджетное учреждение должно привести в соответствие смету и представить ее в орган Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета по учету внебюджетных средств. Изменения в смету доходов и расходов по внебюджетной деятельности вносятся в порядке, установленном главным распорядителем средств федерального бюджета (Письмо Минфина РФ от 12.11.01 № 3-01-01/12-333. Бюджетным учреждениям субъектов РФ и местных бюджетов рекомендуем обратиться к нормативным документам их уровня.
Обратите внимание: если в смете доходов и расходов по внебюджетным средствам не предусмотрены расходы на ремонт и приобретение имущества, то поступившие на счет суммы страхового возмещения бюджетная организация не вправе расходовать, они должны быть перечислены в бюджет (Письмо № 03-01-01/08-85).
Рассмотрим на примерах порядок отражения в бухгалтерском учете поступления страховых выплат при наступлении страхового случая и их расходование.
Пример.
Бюджетное учреждение осуществляет как уставную, так и приносящую доход деятельность. В октябре 2006 года автомобиль, приобретенный за счет бюджетных средств, попал в ДТП. В ноябре 2006 года на специальный счет в территориальном органе Федерального казначейства поступило страховое возмещение в размере 40 000 руб.
В смете доходов и расходов по внебюджетным средствам были предусмотрены расходы на ремонт автомобиля. Ремонтные работы обошлись бюджетному учреждению в 30 000 руб. (без НДС), оставшаяся сумма – 10 000 руб. – была перечислена в бюджет.
Бухгалтер в учете сделал следующие записи:
Содержание операции
|
Дебет
|
Кредит
|
Сумма, руб.
|
Начислено страховое возмещение
|
2 205 10 560
|
2 401 01 180
|
40 000
|
Поступили денежные средства от страховой компании
|
2 201 01 510
|
2 205 10 660
|
40 000
|
Перечислен аванс сторонней организации на ремонт автомобиля
|
2 206 08 560
|
2 201 01 610
|
9 000
|
Оказаны услуги по ремонту автомобиля сторонней организацией
|
2 106 04 340
|
2 302 08 730
|
30 000
|
Произведен зачет ранее перечисленного аванса
|
2 302 08 830
|
2 206 08 730
|
9 000
|
Произведен окончательный расчет с организацией по ремонту автомобиля
|
2 302 08 830
|
2 201 01 610
|
21 000
|
Сделана исправительная запись методом «красное сторно»
|
2 205 10 560
|
2 401 01 180
|
(40 000)
|
Начислено страховое возмещение по предпринимательской деятельности
|
2 205 10 560
|
2 401 01 180
|
30 000
|
Начислено страховое возмещение по бюджетной деятельности
|
1 205 10 560
|
1 401 01 180
|
10 000
|
Сделана исправительная запись методом «красное сторно»
|
2 201 01 510
|
2 205 10 660
|
(40 000)
|
Поступили денежные средства от страховой компании
|
2 201 01 510
|
2 205 10 660
|
30 000
|
Поступили денежные средства от страховой компании
|
2 201 01 510
|
1 205 10 660
|
10 000
|
Отражена сумма доходов, подлежащая перечислению в бюджет
|
1 401 01 180
|
1 210 02 180
|
10 000
|
Перечислена в бюджет оставшаяся сумма страхового возмещения
|
1 210 02 180
|
2 201 01 610
|
10 000
|
Вне всякого сомнения, процесс расходования страхового возмещения будет проще, если у бюджетного учреждения есть лицевой счет по приносящей доход деятельности. В случае если такого счета нет (как правило, это бывает, когда бюджетное учреждение осуществляет только бюджетную деятельность), до его открытия бюджетное учреждение не может расходовать страховое возмещение. В органах казначейства оно будет учитываться как суммы по невыясненным поступлениям (Письмо № 03-01-01/08-85).
Обратите внимание: в целях налогового учета при расчете налога на прибыль страховое возмещение следует включить в состав внереализационных доходов отчетного периода (п. 3 ст. 250 НК РФ), а затраты на восстановление транспортного средства учесть в составе расходов на ремонт в размере фактических затрат (п. 1 ст. 260 НК РФ).
Рассмотрим ситуацию, когда попавший в ДТП автомобиль по оценке экспертов восстановлению не подлежит. В этом случае, если имеется производственная необходимость и смета доходов и расходов учреждения позволяет произвести вынужденные расходы (страхового возмещения в этом случае, как правило, бывает недостаточно), приобретается другое автотранспортное средство.
Пример.
На балансе у бюджетной организации числится автомобиль, приобретенный за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, и используемый для этой деятельности. Автомобиль попал в ДТП. Его первоначальная стоимость составляет 160 000 руб., сумма начисленной амортизации к моменту ДТП – 60 000 руб.
Страховое возмещение по результатам оценки составило 110 000 руб. Оно поступило на специальный счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства для операций по предпринимательской деятельности.
Согласно акту о ДТП, выданному в ГИБДД, и справке независимого оценщика автомобиль ремонту не подлежит. Учреждение решило списать автомобиль, а взамен него купить новый. Приобретение основных средств было запланировано в смете доходов и расходов учреждения в текущем году. Стоимость нового автомобиля – 236 000 руб. (в том числе НДС – 36 000 руб.) Недостающие 126 000 руб. учреждение заплатило за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.
Приносящая доход деятельность бюджетного учреждения подлежит обложению НДС.
Записи в бухгалтерском учете будут следующими:
Содержание операции
|
Дебет
|
Кредит
|
Сумма, руб.
|
Начислено страховое возмещение
|
2 205 10 560
|
2 401 01 180
|
110 000
|
Поступили денежные средства от страховой компании
|
2 201 01 510
|
2 205 10 660
|
110 000
|
Списана сумма начисленной амортизации автомобиля
|
2 104 05 440
|
2 101 05 410
|
60 000
|
Списана остаточная стоимость автомобиля
|
2 401 01 172
|
2 101 05 410
|
100 000
|
Поступил автомобиль от поставщика по счету-фактуре, в тот числе НДС 18% – 36 000
|
|
|
|
– на стоимость автомобиля
|
2 106 01 310
|
2 302 19 730
|
200 000
|
– на сумму начисленного НДС
|
2 210 01 830
|
2 302 19 730
|
36 000
|
Оплачено поставщику по счету-фактуре с лицевого счета учреждения по приносящей доход деятельности
|
2 302 19 830
|
2 201 01 610
|
236 000
|
Принят к учету автомобиль
|
2 101 05 310
|
2 106 01 410
|
200 000
|
Полное содержание книги смотрите на сайте www.audar-press.ru
Начать дискуссию