Отчетность

Электронная отчетность: все хорошо … за исключением пустяка

С точки зрения руководства МНС, с электронной отчетностью все в порядке: вопрос решен, отчетность можно сдавать, не посещая ИМНС, только налогоплательщики своего счастья не понимают. Однако чем же объяснить, что бухгалтер по-прежнему предпочитает стоять в очередях в инспекции, сдавая бумажную отчетность, а не пользуется возможностями, которые дает ему технический прогресс?

С точки зрения руководства МНС, с электронной отчетностью все в порядке: вопрос решен, отчетность можно сдавать, не посещая ИМНС, только налогоплательщики своего счастья не понимают. Однако чем же объяснить, что бухгалтер по-прежнему предпочитает стоять в очередях в инспекции, сдавая бумажную отчетность, а не пользуется возможностями, которые дает ему технический прогресс?

Практика показывает, что приемами, облегчающими жизнь, налогоплательщики активно пользуются, например большинство организаций давно ведут учет и составляют отчетность с помощью программных продуктов. Но вот сдавать ее в электронном виде не спешат.

А все потому, что экономии времени сдача электронной отчетности не гарантирует. Напротив, она сопряжена с дополнительными трудностями, которые кроются за словами "в формате МНС".

Напомним, что если организация решила сдавать отчетность на магнитных носителях, то ей необходимо получить в инспекции (скачать с сайта разработчика) и установить программу для ее подготовки. Поскольку электронный документ считается оригиналом, только если он подписан электронно-цифровой подписью, инспекция потребует представить бумажный вариант отчета. Однако какая в этом случае может быть экономия времени, если в инспекцию придется нести бумаги и дискеты? Но все-таки некоторые налогоплательщики несут, и можно с уверенностью сказать, что делают это в добровольно-принудительном порядке.
Теперь же налоговики активно пропагандируют представление отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи без последующего дублирования на бумажных носителях.

Выбравший такой способ сдачи налогоплательщик получит ряд преимуществ.
- Экономия времени: отчетность сдается из офиса налогоплательщика.
- Расширение временных рамок сдачи: отчетность отправляется круглосуточно, без выходных, до 24 часов последнего дня сдачи.
- Сокращение ошибок за счет выходного контроля (в т. ч. актуальности версии заполняемой формы).
- Возможность внесения в отчет изменений и дополнений. К обработке принимается последнее из переданных сообщений.
- Подтверждение доставки файлов.
- Входной контроль присланных данных и их автоматическое разнесение на лицевые счета.
- Получение по электронной почте сведений об исполнении налоговых обязательств - информационные выписки (по запросу налогоплательщика).

От налогоплательщика требуется всего-навсего выбрать специализированного оператора связи (ничего, что в регионе он обычно один), заключить с ним договор, приобрести необходимое программное обеспечение (например, у того же оператора связи) и установить его самостоятельно либо воспользовавшись услугами по установке и настройке программного комплекса. Ну а дальше - освоить программу - и вперед, в интернет-пространство!

Что ж, у налоговых органов весьма оптимистичная точка зрения. Но налогоплательщики этого оптимизма не разделяют и в большинстве своем абсолютно не хотят тратить время и деньги на облегчение участи налоговых работников. Законодательно обязанность по сдаче отчетности в электронном виде не закреплена, налоговикам и приходится прибегать к различным ухищрениям.
Например, в одной из инспекций не ставили отметку о приеме отчетности за 9 мес. 2003 г., пока бухгалтер не получил под роспись письмо на имя руководителя организации, а проще говоря - уведомление. Оно доводило до сведения, что "инспекция переходит на безбумажную технологию приема налоговой отчетности". Далее оговаривалось, что порядок перехода и требуемые для этого документы будут представлены в ходе инструктажа, проводимого с участием спецоператора связи. Прибыв на инструктаж в указанное время, руководитель и главный бухгалтер (при наличии печати) могут подписать необходимые документы.

Стиль письма не оставлял сомнений, что налоговая дважды повторять не будет. Раз она переходит на безбумажную технологию приема, то налогоплательщик хочет не хочет, а переводится на электронную сдачу отчетности. Нужно ли говорить, что большинство получивших такое письмо явились в ИМНС в назначенный день и час. И фактически парализовали работу инспекции, поскольку актовый зал желающих не вместил, а очередь растянулась на несколько этажей. Тех, кто не догадался занять очередь часа за два до условного времени, проводили привычным "приходите завтра". В один из последующих визитов бухгалтер получил листок с адресами сайтов регионального налогового управления и спецоператора связи. И рассказал в нашей редакции о своих мытарствах.
На вопрос, как он собирается действовать дальше, налогоплательщик честно ответил, что, поскольку возможности выполнить все пожелания налоговиков у него нет, он отправит отчетность почтой.

Однако проблема гораздо шире, и вопросов пока больше, чем ответов. Например, почему МНС предпочитает не вспоминать, что ст. 80 НК РФ не изменялась и по-прежнему разрешает представлять налоговые декларации "на бумаге".

Понятно, что бумажная отчетность требует больших трудозатрат по ее обработке, но почему за удобство работы налоговиков должен расплачиваться налогоплательщик? Не потому ли, что ведь это организация заинтересована сдать отчетность, а не ИМНС - принять ее.

Почему вместо того, чтобы провести грамотную информационно-разъяснительную работу и принимать электронную отчетность у тех, кому это действительно удобно, налоговики предпочитают оказывать давление на налогоплательщика? Способов-то немало! Задержались, к примеру, инспектора с разнесением сведений из бумажной декларации или перепутали пару цифр - и приедет бухгалтер для выверки платежей раза три-четыре. Глядишь, и будет сдавать электронную отчетность.

Цель заявлена благая: повышение эффективности и качества обслуживания налогоплательщиков, но ее воплощение в жизнь оставляет желать лучшего. Так что в рамках отдельно взятого вопроса напрашивается вывод, что административная реформа проводится за наш счет: чиновников не сокращают, но их функции исправно перекладывают на плечи граждан. Хорошо известный принцип: "Сделай сам"! А впрочем, напишите, как обстоят дела в вашем регионе.

Е. АККЕРМАН, обозреватель "ЭЖ"

"С уверенностью могу сказать, что мы решили вопрос сдачи электронной отчетности. Но, к сожалению, этой возможностью пользуется пока небольшое число налогоплательщиковЕ У нас создан единообразный модуль, который позволяет в формате МНС сдать отчетность, не приходя в инспекцию".

М. Мишустин, замминистра РФ по налогам и сборам

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

76,2% налогоплательщиков представляют налоговые декларации, иные документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерскую отчетность на бумажных носителях (по результатам работы за 9 месяцев 2003 г.).
480,2 тыс. налогоплательщиков - юридических лиц (или 23,8%) по состоянию на 1 октября 2003 г. представляли отчетность в электронном виде.

По данным МНС России

Начать дискуссию