Новости ФНС

На поле брани в ИФНС, или доверенность — лучшее оружие бухгалтера

В редакцию обратилась читательница с вопросом, вправе ли сотрудники инспекции запрашивать у бухгалтера доверенность от организации при сдаче декларации по НДС. Женщина, попросившая не называть ее имени, рассказала, что несколько дней назад бухгалтеров, курьеров и других пришедших сдать декларации людей практически выгнали из ИФНС № 6.

Елена Маляренко

В редакцию обратилась читательница с вопросом, вправе ли сотрудники инспекции запрашивать у бухгалтера доверенность от организации при сдаче декларации по НДС. Женщина, попросившая не называть ее имени, рассказала, что несколько дней назад бухгалтеров, курьеров и других пришедших сдать декларации людей практически выгнали из ИФНС № 6.

Выстрел без предупреждения

В армии есть выражение: «Приказ должен вылежаться, не торопись его исполнять, успеют отменить». Похоже, именно так относятся налоговики к правилам приема документов и не спешат требовать у бухгалтеров доверенность. Хотя при сдаче деклараций последние обязаны иметь ее при себе (п. 3 ст. 26 НК и п. 3 ст. 29 НК). Неудивительно, что внезапное изменение порядка застает бухгалтеров врасплох. Вот что рассказала нам читательница:

– Когда я приехала, уже стояла большая очередь — около тридцати человек. Все ждали, когда примут отчеты. Продвигались к заветному окошку медленно, работал только один инспектор. Так прошло полтора часа. Тогда некоторые бухгалтеры решили выяснить у начальника отдела по приему отчетности, почему так неспешно идет работа. В результате руководитель вышла лично, но на очередь обрушился шквал возмущений:

– Хватит мне названивать! Без доверенности ничего принимать не будем.

На вопрос ожидающих, почему инспекторы не предупредили заранее о том, что нужна доверенность, она отрезала, что это требование Налогового кодекса. В результате, по словам читательницы, большинство бухгалтеров зря потеряли время, поскольку требуемого документа практически ни у кого не оказалось:

– Осталась я и еще человек семь счастливчиков, кому удалось сдать декларацию. Однако, когда я предъявила доверенность, инспектор даже не взглянула на мой паспорт, чтобы удостовериться, на кого она выписана. При этом оригинал документа у меня забрали. Хотя доверенность была сроком на год и действовала не только в ИФНС, но и в ПФР, ФСС и других фондах. По-моему, пришивать ее к декларации налоговики права не имеют.

Правила ведения боя

Помочь разобраться в ситуации согласился адвокат Вячеслав Леонтьев. По его мнению, на практике сдача документов нередко вызывает затруднения у многих организаций:

– Одна из самых распространенных причин в том, что лицо, сдающее отчетность, не обладает на то достаточными полномочиями либо они не подтверждены перед налоговыми органами. Для того чтобы избежать подобных проблем, нужно обратиться к нормам законодательства и правоприменительной практике в этой сфере.

Только руководитель может действовать без доверенности от имени организации. То есть представлять ее интересы, совершать сделки, утверждать штатное расписание, выпускать приказы и давать указания, обязательные для исполнения всеми работниками (п. 3 ст. 40 закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ и п. 2 ст. 69 закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ). Остальные лица на любое действие, совершаемое от имени фирмы, обязаны иметь доверенность.

Сегодня в налоговых инспекциях Москвы установлена компьютерная программа АИС «Налог 2 Москва». Она содержит сведения о компании, сдаваемой ею отчетности, руководителе, имуществе и банковских счетах организации, отмечает юрист:

– Для того чтобы внести в эту систему бухгалтера, необходимо направить в ИФНС письмо с указанием его паспортных данных и приказ о принятии на работу. Если он есть в базе, то, как правило, доверенность у него не спрашивают. Трудности возникают, если у организации несколько лиц имеют право действовать без доверенности и сами могут выписывать этот правовой документ. Например, когда на фирме действует коллегиальное правление (ст. 41 закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ и ст. 70 закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).

Тем не менее поскольку в АИС «Налог 2 Москва» предусмотрена только одна графа для руководителя, то доверенность, подписанная другим человеком, даже внесенным в ЕГРЮЛ, может вызвать сомнения у налоговиков, хотя они абсолютно не обоснованы и незаконны.

В качестве доверенного лица может выступать кто угодно. Чтобы без проблем сдавать отчетность и иные бумаги в инспекцию, нужно лишь оформить доверенность в соответствии со статьей 185 Гражданского кодекса, заключает Вячеслав Леонтьев:

– При сдаче декларации необходимо приложить заверенную печатью организации копию доверенности, а оригинал показать сотруднику ИФНС для сравнения.

Грамотная линия защиты

Статья 26 Налогового кодекса устанавливает, что права налогоплательщика может осуществлять его уполномоченный представитель. Им может быть сотрудник организации, указанный в учредительных документах (ст. 27 НК). Он осуществляет свои полномочия на основании доверенности (п. 3 ст. 29 НК). Существует несколько ее видов. Например, на получение товара или на управление служебным автомобилем. Они отличаются друг от друга и делятся на три категории:

  • генеральная (общая) — дает право осуществлять любые законные действия от имени фирмы;
  • специальная — наделяет полномочиями на совершение от имени организации в течение определенного времени ряда однородных действий (например, представительство в ИФНС);
  • разовая — разрешает совершить от имени доверителя одно конкретное действие (заключить договор купли-продажи).

Доверенность от компании относится к простой письменной форме. Ее выдает руководитель и закрепляет печатью фирмы. Документ от филиала или представительства компании должен быть нотариально удостоверен. Максимальный срок действия любой доверенности — три года, а без указания даты выдачи она теряет свою силу (ст. 186 ГК). Чтобы у инспекторов не возникло никаких вопросов к бухгалтеру, необходимо правильно ее оформить. Нужно указать наименование организации, ФИО руководителя фирмы и сотрудника, на которого выписан документ, его должность и паспортные данные. Также важно поставить дату выдачи доверенности и срок ее действия. Если она дает сотруднику право представлять фирму в различных учреждениях, нужно отметить, в каких именно: ИФНС, ПФР, ФСС или других.

ИФНС держит оборону

«Московский бухгалтер» выяснил, как принимают документы другие столичные инспекции. В большинстве ведомств, в соответствии с главой 4 Налогового кодекса «Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах», инспекторы доверенность требуют. Лишь в некоторых — с бухгалтера не спросят никаких удостоверяющих документов. Например, идут на уступку в ИФНС № 1, 8, 17, и 30. Неважно кто, лишь бы в срок документы принесли. В инспекции № 20 посоветовали взять ее «на всякий случай».

Сотрудники ИФНС № 21 и 32 доверенность спросят только при сдаче баланса, а декларацию по НДС примут молча. В ИФНС № 9, 10, 22, 36 без документа развернут обратно любого сотрудника, кроме главного бухгалтера. Причем без паспорта и его отправят восвояси. Титул самой заботливой инспекции можно присудить налоговой № 16. В этом учреждении доверенность нужна только курьеру. Однако служащие ИФНС советуют в придачу к документам оставить номер телефона главного бухгалтера. По их словам, это необходимо для того, чтобы, если возникнут вопросы по отчету, инспекторы могли связаться с исполнителем.

Самыми требовательными оказались сотрудники инспекций № 6 и 33. При этом работники первой уверили, что они проинформировали своих посетителей — объявление о том, что доверенность нужна, размещено на стендах учреждения. Однако наша читательница опровергла эту информацию. Кстати, на одном из бухгалтерских форумов участница рассказала, что ей удалось сдать декларацию по НДС в инспекции № 6 без дополнительных документов:

– У меня приняли отчеты — мой и еще трех организаций, где я вообще никто. Без доверенностей. Я сказала: «Знаете, тогда эти отчеты отправят вам по почте». Говорила без наглости, а по-человечески. Попытка — не пытка. Было это 19 января в 17.00 — почти перед закрытием. Но они же тоже устают, и у них есть предписание начальства. Так что я больше не буду забывать про доверенность! Получается, что в каждом ведомстве — свои порядки, а закон — един для всех. Если сегодня в одной инспекции с бухгалтера ничего не спросят, то завтра все может измениться. Поэтому лучше не забывать такой ценный документ, как доверенность, и носить его всегда при себе. «На всякий пожарный», как порекомендовали в инспекции № 20.

мнение

Юрисконсульт отдела юридического консультирования компании ООО «ЮФК-Консалтинг» Ирина Фомина:

– Фирма может сдавать отчетность в инспекцию через своих представителей — законных или уполномоченных (п. 4 ст. 80, ст. 26 НК). Первыми признаются лица, которые вправе представлять организацию на основании закона или ее учредительных документов (п. 1 ст. 27 НК). Все остальные сотрудники могут быть уполномоченными представителями (п. 1 ст. 29 НК). Документальным подтверждением их прав является доверенность, оформленная в письменном виде (без нотариального заверения) на основании статьи 185 Гражданского кодекса. Она выдается за подписью руководителя фирмы или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами, с печатью организации. Бухгалтер должен представить доверенность налоговому инспектору для ознакомления, при этом необязательно ее отдавать. Чиновник не вправе отказать в принятии налоговой декларации и должен по просьбе организации проставить отметку на ее копии о принятии и дату получения.

НА ДРУГИХ ФРОНТАХ

Не только в налоговую инспекцию приходится бухгалтерам сдавать отчеты. Ждут их в Пенсионном фонде и Фонде социального страхования. Требуют ли они доверенность? По словам заместителя управляющего отделения ПФР по г. Москве и Московской области Анатолия Миклашевича, инспектор вправе запросить ее у бухгалтера:

– В обязательном порядке доверенность должен предъявлять представитель индивидуального предпринимателя, сдающий вместо него отчетность в ПФР. Так как предприниматели лично ведут учет и на отчетах должна стоять только их подпись. Главбух организации ставит свою подпись на отчете, поэтому с него доверенность мы не спрашиваем.

Законодательными и нормативными правовыми актами и документами Фонда социального страхования данный вопрос не регламентируется. Доверенность на право действовать от имени организации при сдаче отчетности по форме 4-ФСС и при подтверждении основного вида деятельности организации бухгалтеру не нужна, рассказывает руководитель Департамента контрольно-ревизионной работы ФСС Евгения Галкина:

– Практика работы показывает: если при передаче отчетов у представителя предприятия возникают спорные вопросы или необходимость получения каких-либо документов от региональных отделений, то работники фонда просят подтвердить полномочия лица, которому будут переданы информация или документы для организации

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию