Банки

Рейтинг для компании

Во всем мире рейтинговые агентства существуют не один десяток лет, а в России этот институт появился лишь в 90-х годах прошлого века. О том, как присваивают рейтинги российским финансовым институтам корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Алексею Титову рассказал директор департамента рейтингов финансовых институтов рейтингового агентства «Эксперт РА» Павел Самиев.
Рейтинг для компании
Директор департамента рейтингов финансовых институтов рейтингового агентства «Эксперт РА» Павел Самиев.

Во всем мире рейтинговые агентства существуют не один десяток лет, а в России этот институт появился лишь в 90-х годах прошлого века. О том, как присваивают рейтинги российским финансовым институтам корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Алексею Титову рассказал директор департамента рейтингов финансовых институтов рейтингового агентства «Эксперт РА» Павел Самиев.

Павел, расскажите о методике рейтингования «Эксперт РА» для финансовых институтов. В чем ее принципиальное отличие от иностранных конкурентов?

  «Эксперт РА» присваивает кредитные рейтинги банкам, страховым, лизинговым компаниям. Для каждой отрасли разработана специализированная уникальная методика, однако базовый принцип, положенный в основу анализа един. Цель рейтингового анализа – оценить способность компании или банка отвечать по своим обязательствам в среднесрочной перспективе. Для этого рассматривается комплекс показателей, оказывающих влияние на кредитоспособность и надежность.

Мы, как российское рейтинговое агентство лучше знает специфику деятельности отечественных компаний. Однако наши методики принципиальных различий по сравнению с методиками международных агентств не имеют. Отличается, в сущности, только представление итогового результата: международные агентства ранжируют рейтинги, как по международной, так и по национальной шкалам. «Эксперт РА» пока использует одну шкалу, в которой представлены компании и банки из России, Казахстана, Украины, Прибалтики, Польши.

Рейтинги присваиваются не только компаниям и банкам, но и эмитированным ими облигациям. Такой рейтинг присваивается на срок действия облигационного займа и отражает способность компании отвечать по конкретным обязательствам (облигационный займ) до момента погашения.

Сравнивая рейтинги российских финансовых институтов, какие имеют более высокие рейтинги надежности? С чем это связано?

Достаточно большое количество и банков, и страховых компаний на российском рынке в настоящее время обладает высокой надежностью и соответствующими рейтингами.  При этом  класс А++ – высшая степень надежности – постоянно расширяется за счет страховых компаний. Причина не в том, что мы снижаем порог требований и лояльнее оцениваем риски. Просто на страховом рынке становится больше компаний, имеющих столь хорошие финансовые показатели, что их устойчивость и платежеспособность не вызывает никаких сомнений. Мы только рады подобному качественному росту рынка. Что касается лизинговых компаний, то они по сравнению с банками и страховщиками слегка «проседают». Причин много – менее развит рынок, больше неурегулированных проблем с законодательством (в частности в отношении налогов), финансовые показатели не столь стабильны и сбалансированы. Поэтому рейтинги лизинговых компаний оказываются ниже, чем рейтинги других финансовых институтов.

Оцените сегодняшнюю потребность в рейтинговании на российском финансовом рынке.

Потребность в рейтингах растет, и эта тенденция, на мой взгляд, будет только усиливаться. Рейтинг нужен для отношений с кредиторами и инвесторами, для участия в тендерах и конкурсах, при работе с клиентами  и партнерами, для PR и, наконец, в целях соответствия нормативам регулятора. В международной практике регулирования финансовых рынков рейтинги уже давно широко используются. Рейтинг надежности – универсальный инструмент оценки риска, очень удобен в условиях асимметрии информации и высоких транзакционных издержках оценки эмитентов и заемщиков. «Базель-2», нормативы инвестиционных вложений для институциональных инвесторов, системы дифференцированных отчислений при страховании банковских вкладов – это лишь некоторые примеры регулятивного применения кредитных рейтингов.

Министерство финансов РФ в августе 2005 года утвердило новые правила размещения страховых резервов. Изменения, в частности, коснулись лимита на величину банковских депозитов, принимаемых для покрытия резервов страховщиков. Согласно новым правилам, стоимость вкладов (депозитов),  в том числе удостоверенных  депозитными  сертификатами, в банках, имеющих рейтинг международных рейтинговых агентств «Стэндард энд Пурс», «Мудис Инвестор Сервис» и «Фитч Инк» не менее двух уровней от суверенного рейтинга Российской Федерации, но не ниже уровня ВВ-, Ва3 и ВВ- соответственно или рейтинг аналогичного уровня российских рейтинговых агентств» может составлять до 40% от суммарной величины страховых резервов. При этом стоимость вкладов (депозитов), в том числе удостоверенных  депозитными  сертификатами, в банках, не имеющих рейтинги, указанные в предыдущем пункте может составлять не более 20% от суммарной величины страховых резервов.

Какие показатели работы финансовых институтов являются определяющими при присвоении рейтинга?

В зависимости от отрасли, к которой принадлежит компания, на первый план рейтинговой оценки выходят различные факторы.  Оценка надежности страховой компании фактически разбивается на две отдельных процедуры: оценка платежеспособности, которая осуществляется на основе финансовых форм отчетности, и оценка финансовой устойчивости, в ходе которой мы анализируем множество показателей в рамках нескольких глобальных факторов. При анализе финансовой устойчивости факторы делятся на следующие разделы:

  • сбалансированность страхового портфеля;
  • развитость и устойчивость клиентской базы;
  • перестраховочная политика;
  • сбалансированность финансовых потоков;
  • инвестиционная политика и стратегия;
  • размерный фактор;
  • внешние факторы устойчивости;
  • состояние филиальной сети и географическая диверсификация;
  • срок работы компании на рынке, качество управления, репутация и деловой потенциал.

На рейтинг банка влияет оценка кредитных рисков, показателей ликвидности, кросс-мэтчинга активов и пассивов, уровня достаточности капитала с учетом риска активов, рыночное положение, качество системы риск-менеджмента, показатели работы с торговым и инвестиционным портфелями ценных бумаг, диверсификации активов, рентабельности деятельности, подверженности репутационному, операционным и рыночным рискам, выполнение нормативов и требований регуляторов и ряд других параметров. При выставлении рейтинга лизинговой компании мы обращаем внимание, как на финансовые соотношения, так и на особенности работы с клиентами, юридическую проработанность договоров, состав партнеров (поставщиков и банков), управление  и рыночные позиции.

Получение классического кредитного рейтинга – дело добровольное, поскольку компания  должна раскрыть перед специалистами агентства не только официальную бухгалтерскую отчетность и отчетность, предоставляемую в порядке надзора, но и значительный объем данных, до настоящего времени использовавшихся компаниями только для внутреннего пользования. Кроме того, компанией предоставляются дополнительные сведения в соответствие с разработанной агентством типовой анкетой. Сведения о компании, полученные в ходе проведения рейтинговой оценки, а также сам присвоенной рейтинг публикуются агентством исключительно с разрешения рейтингуемой компании (банка).

Следует отметить важный нюанс, который касается различия в подходе к рейтингованию страховщиков и всех других финансовых институтов. Страховые компании создают «квазифинансовый» долг в ходе своей операционной деятельности. Они, по сути, занимают деньги у страхователей в виде страховых премий, тем самым, эмитируя «квазидолговые» обязательства в виде страховых полисов, в которых они обязуются выплатить «квазикредиторам» (держателям полисов) определённые суммы в случае, если произойдёт страховой случай. Платежи, которые обязуется произвести страховщик, при этом представляются неопределёнными с точки зрения их объёма и времени осуществления и характеризуются вероятностными соотношениями. Таким образом, обязательства страховой компании можно четко разделить на 2 группы: 1) обязательства по страховым и перестраховочным договорам, 2) долговые обязательства

В отличие от долговых обязательств – будь то банковский кредит, облигационный займ или выданный вексель – страховые обязательства не являются безусловными обязательствами выплатить заранее оговоренную сумму. Соответственно, если банкам и другим финансовым институтам присваивается кредитный рейтинг, то страховым и перестраховочным компаниям присваивается рейтинг надежности, отражающий способность страховой компании отвечать, прежде всего, по своим страховым и перестраховочным обязательствам перед партнерами и клиентами. Учитываются и прочие обязательства, однако прогноз относительно их исполнения не оценивается как основной.

Какие факторы влияют на решение руководства компании пройти процедуру рейтингования?

Обычно руководство компаний и банков принимают решение о получении рейтинга, если собираются привлекать финансирование, в том числе выпуская облигации и путем IPO, если собираются расширять масштабы деятельности, работать с новыми клиентами и партнерами, если проводят PR-кампанию, реструктуризацию и выходят на зарубежные рынки

Компания и банк, начинающие рыночную экспансию не могут эффективно работать, не имея рейтинга надежности, т.к. это обязательный атрибут высокой репутации и признак транспарентности и открытости.

Были ли в вашей практике случаи, когда рейтингуемый был недоволен полученным результатом? Что делать в такой ситуации?

Да, такие случаи были в нашей практике. Если рейтингуемая компания не предоставит исчерпывающую информацию и контраргументы по выявленным агентством факторам риска – изменить рейтинг уже невозможно. Однако его можно не публиковать. Так поступали некоторые компании, которые впоследствии улучшали свои финансовые показатели и повышали рейтинг. Это естественный процесс – в таком случае мы выступаем как консультанты, сообщая компаниям о необходимости изменений в финансах и управлении компанией (банком), чтобы увеличить финансовую устойчивость и кредитоспособность. Приятно, что некоторые компании, руководствуясь нашими рекомендациями, стали более открытыми и серьезно улучшили финансовые результаты.

Начать дискуссию