Пунктом 1 статьи 363 НК РФ установлено, что уплата транспортного налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств.
Уплата налога организациями
Пунктом 1 статьи 363 НК РФ установлено, что уплата транспортного налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств.
В разделе 2.6. книги мы рассмотрели вопрос о том, что признается местом нахождения имущества в целях статьи 83 НК РФ. Напомним, что местом нахождения имущества признается:
- для морских, речных и воздушных транспортных средств - место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения (жительства) собственника имущества;
- для транспортных средств, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта, - место государственной регистрации, а при отсутствии такового - место нахождения (жительства) собственника имущества;
- для иного недвижимого имущества - место фактического нахождения имущества.
Итак, организации-налогоплательщики осуществляют регистрацию транспортных средств по месту своего нахождения, но нередко в связи с производственной необходимостью указанные транспортные средства направляются для работы в другие города, где осуществляется их постановка на временный учет. В связи с этим возникает вопрос, необходимо ли уплачивать транспортный налог по месту временной регистрации транспортных средств.
В пункте 40 Методических рекомендаций №БГ-3-21/177 указано, что в том случае, если транспортные средства, в отношении которых осуществлена государственная регистрация и получен соответствующий документ, поставлены на временный учет в других органах, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, уплата налога по месту их временного нахождения не производится. Таким образом, организация не должна представлять налоговую декларацию и производить уплату транспортного налога в налоговом органе по месту временной регистрации транспортных средств.
Немало вопросов по поводу уплаты транспортного налога возникает и в том случае, когда автомобиль зарегистрирован по месту нахождения головной организации, но передается для использования в филиал компании, расположенный в другом городе того же субъекта Российской Федерации. Куда в этом случае следует производить уплату транспортного налога? По месту государственной регистрации автомобиля или по месту его фактического использования?
Прежде всего, напомним, что согласно статье 55 ГК РФ представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом, и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.
В Письме Минфина Российской Федерации от 12 октября 2006 года №03-06-04-04/43 отмечено, что пунктом 22 Правил №59 установлено, что регистрация транспортных средств за юридическими лицами производится по месту нахождения юридических лиц, определяемому местом их государственной регистрации. Таким образом, налог следует уплачивать по месту государственной регистрации автомобиля, то есть, в нашем случае, по месту нахождения головной организации.
Тем не менее, согласно пункту 1 статьи 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, полномочия которого должны быть документально подтверждены.
Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций могут исполнять обязанность этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения филиалов и иных обособленных подразделений. Такая возможность установлена статьей 19 НК РФ.
В Письме Минфина Российской Федерации от 16 июля 2004 года № 03-05-11/103 говорится о том, что налогоплательщики – организации исчисляют сумму налога самостоятельно и представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию в установленный срок. Этот же налоговый орган осуществляет контроль уплаты в бюджет транспортного налога и ведет карточку лицевого счета.
Также пунктом 1 статьи 363 НК РФ установлено, что уплата налога и авансовых платежей по налогу производится в порядке и в сроки, установленные законами субъектов Российской Федерации.
Если законами субъектов Российской Федерации не установлены сроки уплаты авансовых платежей, то согласно Письму ФНС Российской Федерации от 18 июля 2006 года №21-5-05/61 «О транспортном налоге» налогоплательщики, являющиеся организациями, вправе не уплачивать авансовые платежи по транспортному налогу.
При установлении срока уплаты налога законодательные органы субъектов Российской Федерации должны учитывать, что установленный ими срок уплаты налога для налогоплательщиков – организаций не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 363.1 НК РФ. То есть срок уплаты транспортного налога не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В отношении авансовых платежей, являющихся частью транспортного налога, срок уплаты также не может быть установлен раньше срока представления налоговых расчетов, установленного пунктом 3 статьи 363.1 НК РФ. Такое мнение высказано специалистами финансового ведомства в Письме Минфина Российской Федерации от 28 апреля 2006 года №03-06-04-02/12 «Об исчислении и уплате транспортного налога организациями».
В Письме ФНС от 22 февраля 2006 года №ГВ-6-21/193@ «О транспортном налоге» указано, с 1 января 2006 года Федеральным законом от 20 октября 2005 года №131-ФЗ «О внесении изменений в главу 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» для налогоплательщиков-организаций установлены отчетные периоды по транспортному налогу, порядок исчисления и сроки уплаты авансовых платежей, а также сроки представления расчетов по авансовым платежам. Таким образом, начиная с 2006 года, в случае нарушения установленных статьей 363 НК РФ сроков уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, подлежат уплате пени за каждый день просрочки авансового платежа.
В книге мы неоднократно отмечали, что налоговым периодом по транспортному налогу признан календарный год. До 1 января 2006 года отчетные периоды по налогу предусмотрены не были, и на налогоплательщиков не возлагались обязанности по уплате авансовых платежей и представлению соответствующих расчетов. Также субъектам Российской Федерации не было предоставлено право определения отчетных периодов и сроков уплаты авансовых платежей по итогам отчетных периодов. Таким образом, до 1 января 2006 года правовые основания для начисления и взыскания пеней за просрочку уплаты авансовых платежей отсутствовали.
По поводу возврата начисленных и взысканных налоговыми органами сумм пени за просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному налогу за период 2003-2005 годов Минфин Российской Федерации в Письме от 2 июня 2006 года № 03-06-02-02/73 сообщил следующее:
«В случае признания закона субъекта Российской Федерации о транспортном налоге противоречащим федеральному законодательству и, следовательно, недействующим налогоплательщики в силу статьи 21 Кодекса имеют право на своевременный возврат сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Возврат излишне взысканных сумм пени осуществляется налоговыми органами по месту учета налогоплательщика в порядке, установленном статьей 79 Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи Кодекса решение о возврате излишне взысканных сумм пени принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взысканы суммы пени, а судом - в порядке искового судопроизводства.
Учитывая изложенное, полагаем, что возврат излишне взысканных сумм пени за просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному налогу за период 2003 - 2005 годов необходимо производить налоговым органам на основании письменного заявления налогоплательщика в том случае, если закон субъекта Российской Федерации о транспортном налоге в части установления авансовых платежей по транспортному налогу признан судом недействующим.
В настоящее время Определениями Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. №59-Г05-26 и от 29 марта 2006 г. №33-Г06-4 признаны недействующими в части установления авансовых платежей по транспортному налогу соответственно положения Закона Амурской области от 18 ноября 2002 г. №142-ОЗ «О транспортном налоге на территории Амурской области» и Закона Ленинградской области от 22 ноября 2002 г. №51-ОЗ «О транспортном налоге».
Уплата налога физическими лицами
Обратите внимание!
Отчетные периоды по транспортному налогу установлены статьей 360 НК РФ только для налогоплательщиков, являющихся организациями. Для налогоплательщиков – физических лиц отчетные периоды не установлены, следовательно, на них не возложена обязанность по уплате авансовых платежей. В Письме ФНС Российской Федерации от 18 июля 2006 года №21-5-05/61@ «О транспортном налоге» отмечено, что налогоплательщики – физические лица должны уплачивать транспортный налог по истечении налогового периода в срок, установленный законом субъекта Российской Федерации. В то же время обращено внимание, что согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщики вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Обязанность по уплате налога у физических лиц возникает только с момента вручения налогоплательщику налогового уведомления. Форма налогового уведомления на уплату транспортного налога физическими лицами утверждена Приказом ФНС Российской Федерации от 31 октября 2005 года №САЭ-3-21/551@ «Об утверждении форм налоговых уведомлений». Данным приказом установлено также, что налоговые органы одновременно с направлением налоговых уведомлений должны направлять налогоплательщикам платежные документы.
В налоговом уведомлении, вручаемом физическому лицу, должны быть указаны:
- сумма налога, исчисленная исходя из данных о транспортных средствах, зарегистрированных по состоянию на 1 января текущего налогового периода;
- срок уплаты транспортного налога;
- дата направления налогового уведомления.
Если законом субъекта Российской Федерации предусмотрены авансовые платежи по транспортному налогу, то в налоговом уведомлении указываются:
- суммы платежей по налогу;
- сроки уплаты платежей;
- дата направления налогового уведомления.
По окончании налогового периода физическому лицу вручается новое налоговое уведомление, в котором указывается окончательная сумма налога, подлежащая уплате. Помимо этого указывается также сумма налога, уплаченная в течение налогового периода, сумма налога, подлежащая доплате, и срок уплаты налога.
Налоговое уведомление на уплату налога передается физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, когда физическое лицо уклоняется от получения налогового уведомления, уведомление направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Данный материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»
Начать дискуссию