НДФЛ

Еще раз о налоговой амнистии…

В наших публикациях ранее уже затрагивалась тема грядущей налоговой амнистии или упрощенного декларирования доходов физических лиц, как ее официально называет закон. Однако, учитывая большой интерес общества к данной проблеме и немалое количество вопросов наших клиентов, мы решили еще раз уделить внимание этой теме, более подробно осветить некоторые аспекты вопроса, обозначить плюсы и минусы закона.

В наших публикациях ранее уже затрагивалась тема грядущей налоговой амнистии или упрощенного декларирования доходов физических лиц, как ее официально называет закон. Однако, учитывая большой интерес общества к данной проблеме и немалое количество вопросов наших клиентов, мы решили еще раз уделить внимание этой теме, более подробно осветить некоторые аспекты вопроса, обозначить плюсы и минусы закона.

Закон вступает с силу с 01.03.2007г. и действует до 01.01.2008г., применяется к доходам, полученным до 01.01.2006г. За эти 10 месяцев любой желающий может задекларировать ранее сокрытый доход, уплатив декларационный платеж по ставке 13% в любом банке.

У многих возникает вполне резонный вопрос: за какой период нужно декларировать доходы? Отвечая на данный вопрос, необходимо обратить внимание на 2 аспекта: налоговый и уголовный.

Учитывая запрет на проведение налоговых проверок, установленный НК РФ, - 3 года, предшествующие году проведения проверки, возможность налогового контроля в 2007г. ограничивается 2006, 2005, 2004 г.г. Поэтому с точки зрения налоговой ответственности можно не декларировать  доходы, полученные в 2003 г. и ранее.

Учитывая срок давности 6 лет для преступлений средней степени тяжести, к которым относится  и неуплата налогов физическим лицом (ст. 198 УК РФ), после 1 апреля 2007г. (наступление срока уплаты НДФЛ) привлечение к уголовной ответственности по 198 ст.  УК РФ будет возможно за неуплату НДФЛ начиная с 2001 г. Таким образом, нет необходимости декларировать доходы, полученные физическим лицом в 2000 г. и ранее

Одним из немногих плюсов этого закона является то, что при уплате декларационного платежа нет необходимости указывать источник и период получения дохода, что позволяет создать на будущее, на всякий случай, так называемую «подушку безопасности» в пределах определенной суммы ранее сокрытых доходов от возможных будущих претензий контролирующих органов.

Одним из основных минусов закона является фактическое отсутствие гарантий нераспространения информации о задекларированных доходах. Хотя ст.4 Закона формально ограничивает использование информации о задекларированных платежах, в реальности в это верится с трудом. Практика показывает, что в России нет абсолютно закрытых баз данных, а в законе отсутствуют жесткие механизмы ответственности за распространение этой информации.

Действие закона не распространяется на лиц, в отношении которых вынесен обвинительный приговор по ст.198 УК РФ (Уклонение от уплаты налогов (сборы) физического лица), если судимость по данной статье не снята и не погашена. Вместе с тем, наличие обвинительного приговора по другим налоговым статьям (уклонение от уплаты налогов с организации, неисполнение обязанностей налогового агента и т.п.) не исключает возможность декларирования доходов такими лицами. С другой стороны, закон может являться спасательным кругом для ИП, в отношении которых в данный момент возбуждены уголовные дела за неуплату НДФЛ – уплата декларационного платежа исключит дальнейшее уголовное преследование.

Действие закона распространяется только на налогоплательщиков - физических лиц и не предусматривает освобождения от ответственности юридических лиц и их должностных лиц.

Закон не исключает ответственность за совершение правонарушений и преступлений, сопутствующих налоговым (таможенные правонарушения, нарушения валютного законодательства, легализация средств, полученных преступным путем и т.п.)

Отмена ответственности касается только строго ограниченного перечня неуплаченных налогов (НДФЛ, ЕСН и пенсионных взносов). В связи с чем, остается открытыми вопрос по ответственности за неуплату НДС с оборотов по реализации товаров (работ, услуг) ИП, ответственности за неуплату единого налога при УСН, ЕНВД.

Декларирование крупных доходов работниками предприятия может повлечь за собой негативные налоговые последствия для предприятия, выплачивающее эти доходы, по ЕСН и исполнению обязанностей налогового агента НДФЛ.

Некоторые специалисты рассматривают предстоящую налоговую амнистию как способ легализации крупных доходов. Однако декларирование доходов в соответствии с законом является далеко не лучшим способом легализации средств. Так, например, получение доходов в виде дивидендов от иностранной компании облагается налогом по гораздо меньшей ставке 9 процентов. По ставке 6 или 13 процентов можно легализовать денежные средства, полученные от продажи имущества принадлежащего физическому лицу. В связи с этим, рассматривать налоговую амнистию как способ легализации средств не приходится, те, кто хотел легализовать средства, давно это сделал.

Учитывая, что 100% платежа поступает в бюджет субъекта РФ и в соответствии с Бюджетным кодексом РФ относится  к неналоговым поступлениям, представляется маловероятной возможность возврата НДФЛ в виде имущественных вычетов, о которой говорилось в прошлой публикации, поскольку как таковой уплаты в бюджет НДФЛ и ЕСН не происходит, а значит, и возвращать нечего.

В законе отсутствует механизм поощрения за уплату налога в более ранний период в виде пониженной ставки, поэтому, скорее всего, подавляющее большинство желающих отложит декларирование до последнего дня.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что идея у создателей Федерального Закона РФ от 30.12.2006г. №269-ФЗ «Об упрощенном порядке декларирования доходов физических лиц», конечно же, была хорошая: пополнить бюджет за счет погашения просроченной задолженности налогоплательщиков (путем уплаты декларационного платежа) в обмен на отмену наказания, которое могло бы быть назначено за неуплату, но в итоге закон, из-за множества ограничений и оговорок, получился не столь хорошим, как это может показаться на первый взгляд.

Авторы закона и администрация Президента РФ прекрасно понимают, что в таком виде закон не обеспечит поступление в бюджет колоссальных сумм сокрытых налогов. Появление закона, по мнению большинства экспертов, носит скорее политический характер, чтобы повысить доверие общества к действующей власти перед предстоящими выборами. Вместе с тем, необходимо отметить, что по российскому опыту (налоговая амнистия 1993г.) и зарубежному опыту за так называемой налоговой амнистией всегда следует усиление и ужесточение налогового администрирования, чего можно ожидать и в данном случае.

 

Начать дискуссию