Татьяна Ершова, аудитор
Закон о бюджете ФСС России на 2004 год касается всех, поскольку им изменен порядок начисления больничных. Новые правила сложны для бухгалтера и далеко не всегда выгодны для сотрудников фирм. И это не единственное новшество, введенное законом. Есть еще несколько сюрпризов, большей частью неприятных.
Начнем с плохого
Подписав Федеральный закон № 166-ФЗ (это произошло 8 декабря 2003 года, далее - Закон № 166-ФЗ), президент определил бюджет ФСС России на 2004 год. Этот документ можно назвать уникальным, поскольку впервые за последние 10 лет он был принят не постфактум, то есть после наступления 1 января, а действительно в преддверии года предполагаемого действия. Доходы, заложенные в бюджете, больше расходов, и это отличает новый закон от прошлогоднего, в котором был запланирован дефицит бюджета ФСС России. Доходы фонда, согласно Закону № 166-ФЗ, должны превысить затраты на 0,66 процента (159 989,7 млн и 158 935,0 млн рублей соответственно).
Общий объем расходов по социальному страхованию в наступившем году по сравнению с 2003 годом планируется увеличить на 11 процентов. Надо сказать, что это немало, но и не слишком много, поскольку коэффициент-дефлятор на 2004 год составил 1,133 (приказ Минэкономразвития России от 11 ноября 2003 г. № 337). А он определяется исходя из увеличения цен в 2003 году, и получается, что они возросли на 13,3 процента. Отставание небольшое, но очевидное. И поэтому незначительное повышение предельного размера единовременной выплаты по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (с 27 тысяч до 30 тысяч рублей) не очень радует.
Особенно если учесть, что в пункте 1 статьи 11 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ установлено, что максимальная величина такой выплаты - 60 МРОТ, или 36 тысяч рублей. Однако на эту норму введен «мораторий». Кроме того, возрос только первоначальный максимум страховки от несчастных случаев, а ежемесячный лимит остался на прежнем уровне - 30 тысяч рублей (ст. 16 Федерального закона от 11 февраля 2002 г. № 17-ФЗ, ст. 7 Закона № 166-ФЗ).
Плохо и то, что ФСС России дает все меньше средств на санаторно-курортное лечение работников, которые были в больнице. Соответствующая статья расходов «усохла» с 1764 млн до 1500 млн рублей, то есть почти на 15 процентов ((1764 млн руб. - 1500 млн руб.)/ 1764 млн руб. x 100%). Похоже, подлечиться за счет соцстраха станет сложнее. Кстати, это относится не только к сотрудникам предприятий, но и к их детям. Фонд будет оплачивать путевки в постоянно работающие детские лагеря, если продолжительность отдыха в них - от 21 до 24 дней. Раньше же этот период не мог превышать 24 дней, а следовательно, затраты на отдых продолжительностью менее 21 дня ФСС России тоже мог возместить. С 2004 года фраза «не более чем за 24 дня» относится только к отдыху во время школьных каникул в загородном стационарном детском лагере. Здесь соцстрах компенсирует и те путевки, которые выданы меньше чем на 21 день. Но расходы на одного ребенка в любом случае не могут превышать 400 рублей в сутки.
Еще одно негативное изменение заинтересует тех, кто платит взносы на страхование от несчастных случаев с учетом скидок или надбавок. В 2003 году эти организации могли отправить на лечение любого работника за счет дополнительных взносов (или же благодаря скидке). Но с января эта норма статей 22 и 23 Федерального закона от 8 февраля 2003 г. № 25-ФЗ отменена, и на помощь фонда могут рассчитывать только сотрудники, занятые на вредных и опасных работах (ст. 15 Закона № 166-ФЗ).
Абзац о хорошем
Сравнивая законы о бюджетах ФСС России на 2003 и 2004 годы, можно заметить и отрадные новшества, например предполагаемый рост расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности. В прошлом году на это планировалось затратить 73 873,9 млн рублей, а в этом - 86 490 млн рублей, что почти на 17,1 процента больше (((86 490 млн руб. - - 73 873,9 млн руб.) : 73 873,9 млн руб.) x 100%.). Возросло и количество денег, выделенных на пособия по беременности и родам. Однако это увеличение пока предусмотрено только в бюджете ФСС России, а будет ли оно на самом деле - неизвестно. Ведь правила расчета пособий и по временной нетрудоспособности, и по беременности изменились отнюдь не в пользу сотрудников1.
Прежний порядок был установлен Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию (утверждено постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. № 13-6), согласно которому компенсация для повременщиков зависела от месячного оклада на день начисления пособия. Сумма для сдельщиков определялась по среднему заработку за два месяца, предшествовавших тому, в котором рассчитано пособие. В 2004 году эти положения не применяются, но многие нормы старого постановления остались. Например, величина пособия по-прежнему зависит от непрерывного трудового стажа (допустим, тем, у кого он менее пяти лет, пособие выдается в размере 60% от заработка). Да и новые правила расчета больничных (они определяются от средней зарплаты за 12 месяцев, предшествовавших тому, когда человек заболел) пока установлены только на 2004 год (ст. 8 Закона № 166-ФЗ). А в дальнейшем законодатель может и продлить действие новой нормы, а может и вернуться к старым.
Но не станем пока думать о будущем, а посмотрим, что нас ждет сейчас. В этом году пособия устанавливаются исходя из среднего заработка, определенного по основному месту работы. Он рассчитывается в соответствии со статьей 139 ТК РФ и Положением «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2003 г. № 213 (далее - Положение). Эти документы будут применяться с учетом некоторых особенностей. К примеру, считать среднюю зарплату надо за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших тому, когда человек ушел на больничный или в декрет. Изменения отражены в таблице.
Таблица 1
Изменения, внесенные в расчет пособий
Показатель |
Правила 2003 года |
Правила 2004 года |
Расчетный период |
Месяц наступления нетрудоспособности (отпуска по беременности и родам) или два предшествовавших месяца (для сдельщиков) |
Последние 12 месяцев, предшествовавшие месяцу ухода на больничный или в декрет |
Среднедневной заработок |
Месячный оклад (или оклад за два месяца у сдельщиков), деленный на число всех рабочих дней, определенных по производственному календарю (или отработанных - у сдельщиков) |
Доходы (с которых платятся взносы в ФСС России), фактически начисленные за расчетный период, делятся на количество отработанных в этом периоде дней |
Учет повышения зарплаты в расчетном периоде |
Если произведена доплата к тому заработку, из которого исчислялось пособие, то и пособие соответственно увеличивается. Пособие, начисляемое не менее чем на месяц, повышалось и при изменении МРОТ2 |
Повышение зарплаты в расчетном периоде учитывается с того дня, в котором оно произошло |
Среднедневной заработок, который определяется, если расчетный период отработан не полностью |
Для повременной оплаты нет особенностей, так как в расчетах участвуют должностной оклад и среднемесячная сумма премий. Для сдельной оплаты берется заработок за фактически отработанные дни |
Тот, кто из последних 12 месяцев проработал менее трех месяцев, может получить не более 1 МРОТ (при необходимости увеличенной на официальные повышающие коэффициенты, например “северные”) за полный месяц |
Пособие за полный календарный месяц |
Максимальное – 11 700 руб. Минимальное - 1 МРОТ (600 руб.) |
Отметим, что разобраться во всех нововведениях нелегко. К примеру, если человек отработал меньше трех месяцев из прошедших 12, то месячное пособие не должно превышать 600 рублей (это не относится к профзаболеваниям или производственной травме). Но непонятно, на кого распространяется это ограничение. То ли на всех, кто отработал меньше трех месяцев на новой фирме, то ли только на тех, кто вообще из последних 12 месяцев трудился не больше трех.
Мы полагаем, что верна вторая версия (и это нам подтвердили в ФСС России), ведь в Законе № 166-ФЗ не сказано, что трехмесячный стаж определяется на одном предприятии. Вместе с тем отдельные чиновники могут решить, что это условие касается работы в одной компании.
Вероятно, свое мнение они будут подтверждать, ссылаясь на статью 20 ТК РФ, в соответствии с которой «работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем». То есть, заключив новый договор, человек становится новым работником и с нуля отсчитывает трехмесячный срок. Этому доводу противопоставить можно только то, что стаж у человека никто не отнимал, да и взносы предыдущая организация за него должна была исправно платить3.
Из текста Закона № 166-ФЗ вообще неясно, каким образом следует поступать, если заболевший сотрудник проработал в фирме больше трех месяцев, но меньше 12. Скорее всего нужно обратиться к Положению, а именно к его пункту 6, где сказано, что в подобных случаях средний заработок считается от фактически начисленной зарплаты и отработанного времени.
Не болей! Невыгодно
Стоит поговорить и об определении средних величин. Указав, что повышение зарплаты учитывается только в тот момент, когда она изменилась, законодатель негласно уменьшил больничные. Ведь многим в течение года зарплату увеличивали, и если раньше вся эта прибавка обычно учитывалась, так как пособие начислялось за последние месяц-два, то теперь включаться в расчет она будет лишь частично, поскольку доходы за первые месяцы нужно определять исходя из неповышенной зарплаты. Правда, существует и другое мнение.
Елена Ефремова аудитор:
- В Законе № 166-ФЗ речь идет о повышении
заработка, то есть сумм, выплачиваемых определенному сотруднику. А часто
зарплату увеличивают сразу всем работникам, поскольку возрастают тарифные
ставки. По статье 129 ТК РФ «зарплата» и «тарифная ставка» - разные понятия.
Если изменилась ставка, то надо пересчитать весь средний заработок за расчетный
период. Такой вывод можно сделать, прочитав пункт 15 Положения.
Хотя такой перерасчет и выгоден сотрудникам, мы не советуем его выполнять. Ведь то, что зарплата зависит от тарифных ставок, следует из статьи 129 ТК РФ и подтверждено в подпункте «а» пункта 2 Положения. Мы считаем, что в Законе № 166-ФЗ говорится о любом повышении зарплаты - как отдельным сотрудникам, так и всему персоналу.
Начисление пособия по временной нетрудоспособности рассмотрим на примере, сравнив условия 2003 и 2004 годов.
Пример
Предположим, что сотрудник ушел на больничный 24
февраля 2004 года и проболел до 29 февраля включительно. С января по сентябрь
ежемесячный оклад работника был равен 5000 руб., с октября - 6000 руб., а с 1
февраля зарплату повысили до 8000 руб. Кроме того, в январе 2004 года выплачена
премия за прошлый год (3000 руб.).
Непрерывный стаж работника составляет
11 лет, поэтому пособие ему начисляется в размере 100 процентов от заработка.
Таблица 2
Показатель |
Год | |
2003 |
2004 | |
Период, за который определяется средний заработок |
1-29 февраля 2004 года - 19 раб. дн. |
1 февраля 2003 года - 31 января 2004 года - 249 раб. дн. |
Общий заработок, используемый при расчете среднего |
8000 руб. |
67 000 руб. (5000 руб. х 8 мес. + 6 000 руб. х 4 мес. + 3000 руб. х 12 мес. : 12 мес.) |
Среднедневной заработок |
421,05 руб. (8000 руб. : 19 раб. дн.) |
269,08 руб. (67 000 руб. : 249 раб. дн.) |
Количество рабочих дней, за которые начисляется пособие |
4 раб. дн. |
4 раб. дн. |
Сумма пособия |
1684,2 руб. (421,05 руб. х 4 раб. дн.) |
1076,32 руб. (269,08 руб. х 4 раб. дн.) |
Таким образом, в нашем случае работник от нововведений «проиграл» и получит на 607,88 руб. (1684,2 - 1076,32) меньше, чем прежде. Его пособие снизилось более чем на 36 процентов (607,88 руб. : 1684,2 руб. x 100%).
1 Если пособия по временной нетрудоспособности и по
беременности и родам начисляются одинаково, то мы будем объединять их термином
«пособие».
2Об этом было сказано в Порядке перерасчета
пособий, утвержденном постановлением Правления ФСС России от 15 апреля 1992 г. №
30.
3 Если вы начисляете больничный новому сотруднику, то к
расчету рекомендуем приложить справку по форме 2-НДФЛ (утверждена приказом МНС
России от 31 октября 2003 г. № БГ-3-04/583) с предыдущего предприятия.
Начать дискуссию