Взносы в ФСС

Страхование от несчастных случаев: подтверждаем вид деятельности

До 1 апреля 2004 года все организации обязаны подтвердить в Фонде социального страхования вид своей деятельности. Мы расскажем вам, зачем это нужно и как это сделать.

До 1 апреля 2004 года все организации обязаны подтвердить в Фонде социального страхования вид своей деятельности. Мы расскажем вам, зачем это нужно и как это сделать.

Подтвердить основной вид деятельности нужно по очень простой причине. Именно его учитывает ФСС при определении тарифа взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. А размер тарифов колеблется от 0,2 до 8,5.

Если фирма проигнорирует требование ФСС, формально ее не накажут. Однако в таком случае фонд не станет церемониться и обяжет фирму платить взносы по максимальной ставке – 8,5. Так или иначе, он свое возьмет. Поэтому, чтобы не переплачивать, лучше определиться с видом деятельности заранее. Иначе может быть очень досадно, занимаясь торговлей, для которой тариф равен 0,2, платить в сорок раз большую сумму взносов.

Чем же мы занимаемся?

Особенно сложно определить основной вид деятельности многопрофильным организациям. Помощь им уже давно предложил сам ФСС. Постановлением от 6 февраля 2002 г. № 12 он утвердил Порядок подтверждения основного вида деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также видов деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами (далее – Порядок).

Согласно пункту 2 Порядка, основной вид деятельности определяется исходя из размера выручки. Та деятельность, по которой за 2003 год получена наибольшая выручка, считается основной. Некоммерческие организации вместо показателя выручки берут количество работников, занятых в той или иной деятельности. Та, в которой за 2003 год трудилось больше человек, – основная.

Если окажется так, что фирма в равной степени занималась, например, двумя видами деятельности, то в качестве основной следует принять ту, которая имеет наиболее высокий класс профессионального риска. Его можно посмотреть в Правилах отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска, утвержденных постановлением Правительства от 31 августа 1999 г. № 975.

Новоиспеченные фирмы могут не подтверждать свой вид деятельности в первый год жизни. Как разъяснил ФСС в письме от 22 марта 2002 г. № 02-18/04-2086, такие организации самостоятельно определяют, к какому классу профессионального риска относятся, и указывают его в заявлении о регистрации в ФСС.

Как это доказать?

Чтобы подтвердить основной вид деятельности, в отделение ФСС, где вы зарегистрированы, нужно представить следующие документы:

– заявление по форме, приведенной в приложении 1 к Порядку;

– справку-подтверждение основного вида деятельности по форме, приведенной в приложении 2 к Порядку;

– копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год.

Обратите внимание: показатели справки-подтверждения заполняются на основании данных бухгалтерской отчетности за 2003 год. Сумма дохода указывается за вычетом НДС и налога с продаж. А численность работников должны отражать только некоммерческие организации.

Порядок не дает ответа на один немаловажный вопрос. Как быть упрощенцам, которые не составляют пояснительную записку к балансу, что они должны представлять вместо нее? Сами авторы Порядка так и не смогли однозначно на него ответить. Они признали, что есть в Порядке такой недостаток, и посоветовали выяснить все на местах, у тех, кто принимает документы. Так мы и поступили. Оказалось, что в региональных отделениях ФСС работают большие любители самодеятельности. Так, в одном месте упрощенцам предложили принести копию декларации с отметкой налоговиков, в другом сказали, что достаточно будет написать письмо в произвольной форме, а в третьем вообще заговорили про копию какого-то баланса. В связи с таким разбросом мнений фирмам придется самостоятельно звонить в отделение фонда, где они зарегистрированы, и выяснять пожелания чиновников.

Отделение ФСС обязано принять решение в течение двух недель после приема документов и выслать фирме уведомление о размере страхового тарифа для фирмы на 2004 год. Этот тариф нужно применять с 1 января 2004 года. Если к моменту получения уведомления фирма платила взносы по другому тарифу, то их нужно будет пересчитать. На практике инспекторы соцстраха, как правило, выдают уведомление сразу же при получении документов от фирмы.

Рассмотрим на примере, как составить заявление и справку.

Пример

ООО «Старт» подтверждает в ФСС свой основной вид деятельности – розничную торговлю. В 2003 году выручка от продажи товаров составила 800 000 руб. (без учета НДС). Кроме того, в том же году фирма сдавала в аренду торговое помещение. От аренды был получен доход в размере 150 000 руб. (без учета НДС).

Бухгалтер «Старта» рассчитал долю выручки от разных видов деятельности в общей сумме доходов. Доля дохода от розничной торговли составила:

800 000 руб. : (800 000 руб. + 150 000 руб.) х 100% = 84,21%.

Доля дохода от аренды равна:

150 000 руб. : (800 000 руб. + 150 000 руб.) х 100% = 15,79%.

Заявление о подтверждении основного вида деятельности и справку-подтверждение бухгалтер «Старта» заполнил следующим образом:

ЗАЯВЛЕНИЕ

о подтверждении основного вида деятельности

От ООО «Старт»

(полное наименование страхователя в соответствии с учредительными документами)

Регистрационный номер

7

7

2

5

0

1

2

3

4

5

Код подчиненности

7

7

2

5

1

Бюджетное учреждение

В соответствии с пунктом 10 Правил отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 1999 г № 975 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2001 г. № 907), и учредительными документами (Устав, Положение) прошу считать основным видом деятельности за 2004 год вид деятельности:

розничную торговлю

Код по ОКОНХ

7

1

2

0

0

Основание:

1. Справка-подтверждение основного вида деятельности.

2. Копия пояснительной записки к бухгалтерскому балансу.

Приложение: на 2 (двух) листах.

Руководитель организации Петров

(подпись)

Справка-подтверждение

основного вида деятельности

1.

Наименование организации

ООО «Старт»

2.

ИНН

7712012345

3.

Дата, место, номер регистрации

10.06.98, МРП, № 123-45

4.

Дата начала хозяйственной деятельности

10 июня 1998 года

5.

Юридический адрес

г. Москва, ул. Лесная, д. 99

6.

Ф.И.О. руководителя

Петров Николай Евгеньевич

7.

Ф.И.О. главного бухгалтера

Смирнова Алла Дмитриевна

8.

Среднесписочная численность работающих за предыдущий год

9.

Распределение доходов и поступлений за предыдущий финансовый год:

Код по ОКОНХ

Наименование вида деятельности

Доходы по виду деятельности(тыс. руб.)

Целевые поступления и финансирование (включая бюджетное финансирование, гранты и т. п.) (тыс. руб.)

Доля доходов и поступлений, соответствующие коду ОКОНХ по данному виду деятельности в общей сумме доходов и поступлений

(%)

Численность работающих

1

2

3

4

5

6

71200

розничная торговля

800

84,21

83100

сдача в наем (аренду)

150

15,79

недвижимого имущ-ва

Итого:

950

100%

10.

Наименование основного вида деятельности

розничная торговля

Код по ОКОНХ

7

1

2

0

0

Руководитель организации

Петров

(подпись)

Главный бухгалтер

Смирнова

(подпись)

М.П.

–конец примера–

Деятельность филиалов

Если филиалы организации занимаются различными видами деятельности, то она вправе выделить их в так называемые самостоятельные классификационные единицы. Тогда каждому из них ФСС России установит отдельный тариф страховых взносов. Это можно сделать в случае, когда выполняются следующие условия:

– филиал осуществляет деятельность, независимую от основного вида деятельности головной организации;

– в организации ведется обособленный бухгалтерский учет по филиалам.

Чтобы выделить филиал в самостоятельную классификационную единицу, кроме перечисленных выше документов, нужно подать в ФСС заявление по форме, приведенной в приложении 3 к Порядку. К заявлению прилагаются документы, регламентирующие учет финансово-хозяйственной деятельности, из которых можно получить информацию о том, какие виды деятельности осуществляет сама организация и ее филиалы. По разъяснениям ФСС, приведенным в письме от 22 марта 2002 г. № 02-18/04-2086, как правило, такими документами являются учетная политика и Положение о подразделениях организации.

В течение месяца со дня подачи заявления фонд принимает решение о выделении филиалов в самостоятельные классификационные единицы. В течение следующих двух недель после принятия решения отделение ФСС направляет фирме соответствующее уведомление.

Столь долгий срок рассмотрения документов связан с тем, что региональные отделения фонда не вправе самостоятельно принимать решения о выделении филиалов в самостоятельные классификационные единицы. Они передают все документы на рассмотрение в головной офис ФСС. Об этом сказано в письме ФСС от 31 января 2003 г. № 02-18/04-610.

Если фирма выделила свои филиалы в самостоятельные классификационные единицы, в дальнейшем она должна будет заполнять раздел III по средствам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний расчетной ведомости по форме № 4-ФСС РФ в целом по организации и отдельно по каждому филиалу.

Т.В. Амитова, эксперт АГ «РАДА»

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию