Кредитование

Потребительские предпочтения

В середине 2006 года Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) провело исследование российского рынка потребительского кредитования. Всего было опрошено 1593 человека в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках Российской Федерации. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. Прокомментировать результаты исследования корреспондент ИА «Клерк.Ру» Алексей Титов попросил генерального директора НАФИ Владимира Дудницкого
Потребительские предпочтения
Генеральный директор Национального агентства финансовых исследований Владимир Дудницкий

В середине 2006 года Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) провело исследование российского рынка потребительского кредитования. Всего было опрошено 1593 человека в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках Российской Федерации. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. Прокомментировать результаты исследования корреспондент ИА «Клерк.Ру» Алексей Титов попросил генерального директора НАФИ Владимира Дудницкого.

 Владимир, как за последнее время изменяется статистика по потребительским кредитам в России?

Потребительские кредиты в последние три года являются наиболее быстрорастущим активом российской банковской системы. За период с начала 2004 года (по нашему мнению, говорить о буме потребительского кредитования можно именно с этого периода) по начало апреля 2006 года номинальный объем кредитов физическим лицам увеличился в 4,6 раза (с 245 млрд. руб. до 1128 млрд. руб.), а их доля в активах банковской системы – в 2,5 раза (с 4,4% до 10,8%).

Как вы оцениваете объемы просроченной задолженности по кредитам?

С начала 2004 года задолженность по потребительским кредитам увеличилась в 11 раз и к апрелю 2006 года достигла 27,3 млрд. руб., а ее доля в общем объеме выданных кредитов за тот же период выросла с 1% до 2,4%. Цифры, безусловно, невелики, однако, у некоторых лидеров рынка они намного превышают среднерыночные. Если же сопоставить приросты объемов и «плохих» долгов в течение первого квартала 2006 года, то окажется, что на 1 рубль прироста кредитов пришлось 8 копеек просроченной задолженности, что уже внушает опасения.

По нашему мнению, в ближайшее время ситуация вряд ли улучшится. С одной стороны, упрощая процедуру отбора и снижая «порог отсечения», банки расширяют круг заемщиков за счет вовлечения в кредитование все менее обеспеченных граждан, тем самым, увеличивая риски. Появляется практика возвращения к ранее отклоненным кредитным заявкам. С другой стороны, у них фактически нет возможности получения достоверной информации о заемщиках со стороны специализированных организаций, поскольку, несмотря на принятие соответствующего закона, система кредитных бюро носит во многом формальный характер. Ведущие участники рынка (в частности, Сбербанк и банк «Русский стандарт») предпочитают создавать подконтрольные кредитные бюро и пока не готовы делиться информацией с конкурентами.

Могут ли темпы роста задолженности «отвернуть» банки от этого вида деятельности?

Несмотря на высокий уровень риска, привлекательность потребительского кредитования не вызывает сомнений. Важным аргументом в пользу развития именно этого вида банковского бизнеса являются процентные ставки, которые, по официальной статистике, публикуемой Банком России, намного (почти вдвое) превышают ставки по кредитам, предоставляемым реальному сектору, даже без учета дополнительных комиссий и сборов. Однако, по нашему мнению, эффективность работы банков на рынке потребительского кредитования в целом снижается. Главной причиной этого является рост просроченной задолженности.

В тоже время ожидать возникновения серьезных проблем у значительного числа банков, ориентированных на потребительское кредитование не стоит, поскольку еще есть достаточно много возможностей для его экстенсивного роста. Кроме того, свою положительную роль играет и структура кредитов населения по срокам, которая довольно устойчива. Более половины этого вида кредитов предоставлено на срок свыше трех лет, а средний срок, рассчитанный как средняя взвешенная по объемам выданных кредитов, превышает 32 месяца. Длинные сроки предоставления кредитов позволяют растягивать во времени поступления по ним, что облегчает банками управление денежными потоками, а также распределять и потери в случае невозвращения кредита в срок.

Как вы думаете, могут ли потребители надеяться на снижение банковских ставок по кредитам в ближайшей перспективе?

За время кредитного бума, ставки по кредитам населению, в отличие от других ключевых ставок не снижались, а даже напротив, имели тенденцию к росту. Тем не менее, мы считаем, что в ближайшее время, в условиях ужесточения конкуренции, наметится тенденция к снижению ставок, чему может способствовать и кампания по снижению инфляции, развернутая российскими властями.

Какие банки являются лидерами в потребительском кредитовании? Как они распределились по сегментам этого рынка?

Анализ группы лидеров рынка потребительского кредитования показывает, что она устроена достаточно неравномерно – три крупнейших, по нашей оценке, банка отрываются от основной группы, в которой, в свою очередь, происходят довольно активные перемещения.

Бесспорным лидером на рынке остается Сбербанк РФ, изначально имевший значительное преимущество перед своими частными конкурентами, хотя в последнее время это преимущество постепенно утрачивающий. Двумя его основными частными конкурентами остаются банк «Русский стандарт» (9,2% рынка всего и 16,3% рынка без учета Сбербанка), ставший «пионером» данного рынка, и Росбанк (4,6% рынка всего и 8% рынка без учета Сбербанка), резко улучшил свои позиции после присоединения группы ОВК.

Их ближайшие (по объемам выданных кредитов) конкуренты (банки «Уралсиб», «Хоум-кредит-финанс» или ХКФ-банк, Райффайзенбанк Австрия, МДМ-банк и Банк Москвы) свою долю рынка (без учета Сбербанка) в первом квартиле 2006 года сократили. Особенно сильно это коснулось ХКФ-банка, который уменьшил не только долю рынка, но и абсолютную величину выданных кредитов (почти на 1,3 млрд. руб. или на 6%), именно этот банк является лидером по доле «плохих» кредитов в портфеле (за рассматриваемый квартал она увеличилась почти на 900 млн. руб. – более чем две трети от уменьшения номинального объема выданных кредитов), то есть снижение объема кредитов, предоставленных данным банком связано в первую очередь с ухудшением их качества.

Среди банков, которые можно условно назвать «вторым эшелоном», наибольших темпов роста добился банк «ВТБ24», портфель которого за I квартал 2006 года вырос более чем на 3 млрд. руб. (почти на три четверти), а доля на рынке – на 0,4 процентных пункта. Частично это объясняется передачей этого бизнеса из материнского Внешторгбанка (объем кредитов населению, предоставленных Внешторгбанком, за квартал уменьшился более чем на 1 млрд. руб.), но в целом можно говорить об успехе данного проекта. Можно отметить Альфа-банк, занимающий неожиданно низкое для банка, входящего в число ведущих в России, место (лишь 0,8% рынка без учета Сбербанка), но показавший в начале прошлого года один из самых высоких темпов роста (более 40%).

Согласно проведенному исследованию, как распределись потребительские предпочтения?

В соответствии с результатами опроса 59% полученных кредитов были оформлены в магазинах, 38% в банках. 35% заёмщиков не имеют непогашенной задолженности, у 40% заёмщиков доля ежемесячных платежей по непогашенным кредитам составляет от 10%до 30% от семейного дохода.

Наибольшая доля оформленных кредитов приходится на покупку аудио-видео, бытовой техники и покупку телефонов (более 43%), следующая по популярности цель оформления кредитов – неотложные нужды (более 14%). Меньше всего на сегодня пользуются популярностью кредиты на образовательные, медицинские услуги и покупку недвижимости. Объем кредитов на покупку ценных бумаг, судя по результатам опроса, пока очень мал.

90% кредитов на покупку аудио-видео, бытовой техники и телефонов были оформлены на срок до 1 года, на этот же срок было оформлено 49% кредитов на неотложные нужды. В структуре потребительских кредитов оформленных на срок более 3 лет 27% кредитов приходится на покупку недвижимости, 28% на неотложные нужды, 17% на покупку автомобиля и 11% на образовательные или медицинские услуги. Такая структура по срокам естественным образом задается целью кредита.

Преобладание мелкой бытовой техники определяет и распределение кредитов по величине предоставляемой банком суммы. 80% кредитов на покупку аудио-видео, бытовой техники и телефонов были оформлены на сумму до 1000 долл., в таком же объемном диапазоне находится и 21% на неотложные нужды. В структуре кредитов оформленных на сумму от 1000 до 3000 долл. 21% приходится на ремонт квартиры, 18% на неотложные нужды, 15% на покупку мебели. В структуре кредитов выданных на сумму от 3000 до 5000 долл. 42% составляет кредит на неотложные нужды, 26% на покупку автомобиля, 16% на покупку аудио-видео, бытовой техники, 10% на покупку недвижимости.

Исходя из полученных данных, можно ли сделать вывод в какую сторону движутся потребительские предпочтения?

Структура намерений отличается от структуры уже взятых кредитов. В частности, среди тех, кто планирует в ближайшие полгода оформить кредит – 31% намерены это сделать для покупки недвижимости (лишь 5% среди текущих кредитов), 28% для покупки аудио-видео, бытовой техники, телефонов (43% среди уже взятых кредитов), 14% для покупки мебели, 14% на неотложные нужды.

Основываясь на результатах исследования, какие прогнозы вы можете дать для потребительского кредитования?

Мы предполагаем, что спрос на небольшие кредиты на покупку мелкой бытовой техники постепенно удовлетворяется и постепенно основной акцент будет перенесен на недвижимость и крупные покупки (в частности, на покупку автомобилей). В связи с этим определенное конкурентное преимущество получат банки, лучше освоившие именно эти сектора кредитования населения.

Начать дискуссию