Налоговые проверки

Аудиторская проверка. Подчистите баланс и сделайте учет прозрачным

Фирмы, подпадающие под обязательный аудит, должны представить вместе с годовой отчетностью аудиторское заключение. «Московский бухгалтер» попросил ревизоров рассказать о типичных ошибках, всплывающих при проверках, и о курьезных ситуациях, выявленных специалистами.

Фирмы, подпадающие под обязательный аудит, должны представить вместе с годовой отчетностью аудиторское заключение. «Московский бухгалтер» попросил ревизоров рассказать о типичных ошибках, всплывающих при проверках, и о курьезных ситуациях, выявленных специалистами.

Юлия Горбик

Кому нужен обязательный аудит

Налоговое законодательство обязывает компании представлять в инспекции бухгалтерскую отчетность в соответствии с законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (ст. 23 НК). Кроме баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки компании должны сдать в инспекцию аудиторское заключение. Представить его обязаны только фирмы, подлежащие обязательному аудиту (закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ). Это предприятия, получившие в течение года выручку свыше 50 000 000 рублей или сумма активов баланса которых превышает 20 000 000 рублей, а также банки, открытые акционерные общества, страховые компании, биржи и другие финансовые учреждения.

А что грозит предприятию, подлежащему обязательному аудиту, которое не подаст в инспекцию заключение. За отсутствие данного документа фирму оштрафуют на 50 рублей, должностных лиц – от 300 до 500 рублей. При этом остается спорным вопрос, должны ли инспекторы принимать отчетность без заключения аудиторов. Так, в пункте 5 статьи 15 закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ установлено, что налоговики не вправе отказать в принятии отчетности. В то же время судьи в постановлении КС от 1 апреля 2003 г. № 4-П указали, что аудиторское заключение входит в официальную бухгалтерскую отчетность за год в качестве обязательного элемента. Следовательно, контролеры вправе признать ее недостоверной и не принять документы.

Неясным остается вопрос, проводить ли аудиторскую проверку упрощенцам, если они зарегистрированы как открытое акционерное общество. С одной стороны, фирмы, применяющие УСН, освобождены от ведения и сдачи бухгалтерской отчетности. При этом, согласно положениям пункта 3 статьи 88 закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, ОАО должно ежегодно приглашать аудитора для проверки и подтверждения годовой отчетности. Таким образом, эта компания подлежит обязательному аудиту вне зависимости от системы налогообложения.

Зачем бухгалтеру проверка

Некоторым фирмам вовсе не нужен качественный аудит. Их главная цель – получить положительное заключение о годовой бухгалтерской отчетности. Проведение аудита – это не просто составление формального заключения, а реальная помощь бухгалтеру.

Директор департамента аудита группы компаний «Русконсалт» Анна Лукавецкая считает, что аудит включает не только контроль достоверности финансовых показателей, но и разработку предложений по улучшению хозяйственной деятельности предприятий. При этом специалисты дают рекомендации по рационализации расходов, оптимизации налогов и снижению предпринимательских рисков. Аудитор исследует состояние учета и отчетности компании «со стороны», что позволяет выявлять те ошибки, которым, возможно, не придавали значения, и дает советы по их устранению. Положительное заключение для бухгалтера является подтверждением качества его работы, а при учете всех рекомендаций, выданных ревизорами, – гарантией оптимизации налоговых рисков компании.

Кроме того, руководитель отдела общего аудита и консалтинга ООО «АКФ Бизнес-Аудит» Ольга Черевадская считает, что аудит поможет проверить деятельность рядовых работников бухгалтерии на своих участках и распределить обязанности между ними. Сторонний контроль также может выявить неточности компьютерной программы, с помощью которой ведется учет.

Нельзя не отметить, что во многих компаниях к бухгалтерии все еще относятся как к чему-то обязательному, но мешающему делу. Если сотрудник данного отдела что-то требует, то считается, что это надо лично ему. При этом он отвечает за правильное ведение учета, составление отчетности, наличие всех необходимых документов. Доходит до того, что работнику приходится самому делать недостающую «первичку», а затем подписывать ее у ответственных лиц, часто не имеющих прямого к ней отношения. В этом случае ревизор поможет донести до руководства то, что бухгалтер не только не в состоянии объять необъятное, но и не обязан этого делать. Ведь основная функция финансовой службы – учет и контроль. А для того чтобы работа велась в соответствии с законодательством, нужна исполнительская дисциплина в каждом подразделении. Таким образом, внешние контролеры помогут не только наладить документооборот, но и повысить статус бухгалтера.

Выбираем аудитора

При выборе аудиторов нужно соблюдать принцип независимости. Ревизоры не могут занимать в проверяемой компании каких-либо должностей, быть близкими родственниками учредителей или сотрудников фирмы. Аудируемая организация не может быть учредителем компании контролеров и наоборот. Кроме того, у этих фирм не должно быть общих собственников. Выбранные специалисты не вправе заниматься восстановлением и ведением бухгалтерского учета в течение трех лет. Последнее ограничение можно обойти, если договор на бухгалтерское обслуживание будет оформлен как на оказание консультационных услуг.

Будьте внимательны: у аудиторской компании должна быть обязательная лицензия на ведение деятельности. Лицензирование ревизоров прекращается только с 1 июля 2007 года (закон от 29 декабря 2006 г. № 252-ФЗ – этот документ вы найдете в справочной правовой системе КонсультантПлюс). При выборе проверяющих организация должна обращать внимание на их профессионализм, деловую репутацию, стаж работы на рынке аналогичных услуг, количество в компании аттестованных специалистов. Многие фирмы предпочитают обращаться к аудиторам по отзывам своих знакомых либо начинают работу с такими специалистами с разовых консультаций и, лишь убедившись в их компетентности, заключают договор на обязательный аудит.

Ревизоры обычно сами предлагают организациям типовой договор на проведение проверки. Однако, прежде чем подписать его, нужно внимательно прочитать каждый пункт документа. Так, в договоре нелишне будет указать срок выполнения работы и зафиксировать количество часов, которые аудиторы должны потратить на проверку. Особенно это актуально, если стоимость услуг рассчитывается исходя из повременной оплаты. Специалисты в основном проводят выборочную проверку, то есть анализируют только лишь часть документов. При желании в соглашении можно прописать, что наиболее проблемные участки ревизоры проверят сплошным методом. Правда, при этом стоимость услуг, скорее всего, возрастет.

Один из разделов договора должен быть посвящен ответственности аудитора. В нем нужно предусмотреть конкретные суммы, которые заплатит проверяющая организация в случае, если работа будет проведена некачественно. К примеру, если после аудита на предприятие придут налоговики, обнаружат ошибки, то ревизоры будут обязаны возместить убытки. Однако в такой ситуации взыскать с аудиторов можно только штрафы, а суммы доначисленных налогов и пеней придется заплатить проверяемому предприятию. Так, судьи в постановлении КС от 17 декабря 1996 г. № 20 указали, что фирмы должны сами перечислять деньги в бюджет, а не перекладывать эту обязанность на других.

Заставить аудиторов возместить убыток можно, если понесенные потери стали результатом неправильных рекомендаций, данных проверяющими. Однако через суд достаточно сложно взыскать эти суммы. Так как деятельность аудитора заключается не в составлении, подаче отчетности и проверке правильности уплаты налогов, а в контроле достоверности отражения хозяйственных операций в учете компании. Следовательно, проведение аудита не освобождает руководство предприятия от ответственности.

При выборе ревизоров нужно узнать, застраховали ли они свою профессиональную ответственность за нарушение условий договора. В этом случае убытки будет оплачивать страховая организация.

Ревизоры могут требовать

При обязательной проверке аудиторы вправе потребовать любые финансовые документы, относящиеся к исследуемому году. Если запрашиваемые сведения не будут представлены, то аудиторы могут не выдать заключение.

В первую очередь ревизоры смотрят учредительные документы – для того чтобы понять специфику компании, оценить основные финансовые показатели, узнать, имеет ли организация филиалы, представительства, обособленные подразделения. Как объяснила Ольга Черевадская, в ходе аудита необходимо подтвердить соответствие устава, учредительного договора, протоколов собрания акционеров, лицензии на осуществление деятельности требованиям законодательства. Ведь именно они устанавливают право любой компании вести предпринимательскую деятельность. Можно представить, во что обернется фирме ведение лицензируемой деятельности без соответствующего разрешения. Так, наказание для предприятия за ведение предпринимательской деятельности без специального разрешения – от 40 000 до 50 000 рублей (статья 14.1 КоАП). При этом возможна также конфискация изготовленной продукции, орудий производства и сырья. Кроме того, такой горе-бизнесмен может быть привлечен и к уголовной ответственности с лишением свободы на срок до пяти лет (ст. 171 УК).

Также обязательной проверке подлежат порядок и своевременность формирования уставного капитала. И, конечно же, в обязательном порядке изучается учетная политика компании. Соответствует ли она требованиям нормативного законодательства и следует ли фирма ее положениям. Ведь именно этот документ регулирует порядок ведения учета в конкретной компании.

Кроме того, генеральный директор ООО «Аудиторская фирма “Тата Злата”» Татьяна Гибина пояснила, что для проверки правильности начисления и уплаты НДС аудиторы смотрят счета-фактуры, Книги покупок и продаж. Для контроля законности получения и совершения платежей специалисты исследуют выписки банка и платежные поручения. Чтобы узнать, должным ли образом фирма ведет кассовые операции, ревизоры проверяют приходные и расходные кассовые ордера, кассовые книги.

Помимо представления документов контролерам могут понадобиться и устные разъяснения по возникшим в ходе проверки вопросам. Ревизоры вправе обследовать фактическое наличие у компании имущества, отраженного на его балансе, то есть провести инвентаризацию.

В случае обнаружения нарушений законодательства аудиторы могут дать рекомендации по их устранению. В такой ситуации бухгалтер должен сам решить, принимать их или нет. Заместитель руководителя департамента аудита ООО «Аудит – новые технологии» Алексей Александров рассказал, что предложения, подготовленные аудиторами в ходе проверки, как правило, выполняются бухгалтерией компании до подписания финансовой отчетности, так как эти рекомендации позволяют:

  • составить отчетность, отвечающую требованиям правил бухгалтерского учета, и, как следствие, избежать модификации аудиторского заключения;
  • своевременно внести исправления в бухгалтерский и налоговый учеты и тем самым повысить достоверность отчетности, уменьшить налоговые риски;
  • ввести изменения в процесс сбора, отражения информации о хозяйственных операциях в системе бухгалтерского и налогового учетов и усилить контрольные процедуры.

Ошибки

При проведении проверок аудиторы обнаруживают массу погрешностей в учете компании.

Самые распространенные

Анна Лукавецкая: «Очень часто при проведении аудита выявляется типичная ошибка бухгалтера: несоответствие положений учетной политики компании требованиям действующего законодательства. Кроме того, не всегда к проверке представляют график документооборота, рабочий план счетов, формы регистров налогового учета, используемые организацией в текущей деятельности».

Генеральный директор ООО «Аудиторская фирма “Тата Злата”» Татьяна Гибина причисляет к наиболее распространенным ошибкам неправильную классификацию и определение размера постоянных и временных налоговых обязательств и активов. Также при проверке зачастую обнаруживаются принятие к вычету НДС, который должен быть включен в расходы для целей налогообложения прибыли; полное или частичное отсутствие первичных документов по учету основных средств.

Заместитель руководителя департамента аудита ООО «Аудит – новые технологии» Алексей Александров рассказал, что наиболее типичные ошибки, выявляемые аудиторами, можно условно разделить на несколько типов.

Первый – это погрешности на уровне составления отчетности, связанные с классификацией активов и обязательств по их видам, срокам обращения и погашения, оценкой, полнотой раскрытия информации. Бухгалтеры зачастую относят к финансовым вложениям активы, не удовлетворяющие критериям ПБУ 19/02. К примеру, причисляют бездоходные векселя и беспроцентные займы к дебиторской задолженности. Или, наоборот, депозитные вклады в банках под проценты часто неверно классифицируют как денежные средства. Некорректная оценка статей отчетности, как правило, связана с недостатками сформированной учетной политики. В ходе проверок мы выявляем неполное раскрытие информации по операциям с аффилированными лицами, по спорной дебиторской и кредиторской задолженностям, в том числе по налогам и сборам; не урегулированной в судебном порядке на момент подписания составленной отчетности.

Второй тип – это погрешности, связанные со своевременным, полным и достоверным отражением на основании имеющихся первичных документов, на счетах бухгалтерского учета факторов финансово-хозяйственной деятельности.

Ольга Черевадская пояснила, что самые распространенные ошибки связаны с отсутствием документов. Мы видим, что в бухгалтерском учете проводки есть, а оснований для них нет. Очень часто это связано с компьютеризацией учета. Бухгалтер заполняет все необходимые бланки, которые формируют проводку, но при этом электронные документы не распечатывает и не подписывает. При этом он забывает, что, в соответствии с законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ, документ становится первичным только при содержании определенных реквизитов. Одним из них является подпись должностного лица, которая может быть проставлена только на бумаге. Другая типичная «компьютерная» ошибка – слепое доверие к бухгалтерской программе. Нельзя забывать, что ее используют как инструмент для облегчения труда, но техника не может заменить бухгалтера.

Самые серьезные

Татьяна Гибина выделила наиболее грубые ошибки, выявляемые при проверке. Это неправомерное отнесение затрат на расходы при исчислении налога на прибыль. Несоблюдение условий принятия к вычету НДС при реализации и при ее отсутствии в налоговом периоде. Неперечисление налога на прибыль компаниями, выплачивающими доходы иностранной организации.

Ольга Черевадская: «Главное, не надо забывать, что важно не количество выявленных ошибок, а их влияние на отчетность. Ведь грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета является искажение любой статьи или строки отчетности не менее чем на 10 процентов (ст. 15.11 КоАП). При этом нельзя игнорировать погрешности, незначительные на первый взгляд. Недочеты могут свидетельствовать о системности, а это приведет к серьезным искажениям в будущем».

Самые курьезные

Алексей Александров: «Вспоминается история, рассказанная знакомым аудитором, который в годы перестройки и становления рыночных отношений увидел в журнале-ордере одного предприятия следующую запись:

Дебет “Воров” Кредит “Коров”
– 100 рублей – отражен факт кражи коров».

Ольга Черевадская: «При проверке компании по производству мороженого выяснилось, что на фабрике отсутствует оборудование, на котором можно изготавливать этот продукт. Зато есть линии, на которых делают колбасу. С одной стороны, все верно: нет документов – нет имущества на балансе. Тогда откуда мороженое? Но бывают и не такие чудеса. Например, фирма выпускает бетон. У нее есть для этого практически всё: работники, сырье, поставщики и покупатели. Нет только завода по изготовлению строительного материала. Из всех документов в наличии имеются договор поставки и монтажа завода, а также платежка на аванс поставщику оборудования.

Бывает и наоборот: есть все документы, но смотреть на них без улыбки нельзя. Так, при проверке командировочных расходов московской компании обнаружено, что средством проезда работника к месту является такси. При этом затраты на такой вид транспорта превышают стоимость билета на самолет от Москвы до Владивостока. Да и место командировки – не ближнее Подмосковье, а такие города, как Уфа, Пенза, Кемерово. А что можно сказать о представительских расходах, когда группа товарищей из пяти человек “израсходовала” ящик коньяка и торт. Трудно вообразить, что они “напредставляли”. Экономическую обоснованность таких “расходов” сложно объяснить».

Татьяна Гибина вспоминает, как при проверке обнаружилось, что бухгалтер включал затраты на ремонт арендуемого помещения в расходы для целей налогообложения прибыли по мере оплаты и поступления первичных документов. Через полгода руководство переделало договор аренды задним числом, не предупредив об этом бухгалтера. По новому соглашению, затраты на ремонт признавались неотделимыми улучшениями и подлежали возмещению. В этом случае бухгалтер имел право относить эти суммы на расходы для целей налогообложения только после поступления возмещения от арендодателя. Но деньги еще не перечислены, а прибыль уже занижена!

Наказание для предприятия за ведение предпринимательской деятельности без специального разрешения – от 40 000 до 50 000 руб. При этом возможна конфискация орудий производства, продукции и сырья.

 

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию