Приходите завтра

Информационное агентство «Клерк.Ру», как и любая другая организация, пишет запросы в различные ведомства, чтобы ознакомиться с мнением чиновников по тому или иному вопросу, и сообщить эту позицию нашим читателям. Обычно нас волнует только результат, то есть готовый ответ за подписью весомого деятеля российской системы налогообложения. «Кухня» подготовки ответов нас как правило не интересует, потому что это рутина чиновничьей жизни, как руководителя компании не волнует как бухгалтер готовит декларации, а волнует лишь результат – сумма налога к уплате. Но иногда случаются казусы, из-за которых начинаешь понимать, почему у разобраться в нашей системе налогообложения невозможно.
Приходите завтра
Илья Данилкин, редактор ИА Клерк.Ру

Информационное агентство «Клерк.Ру», как и любая другая организация, пишет запросы в различные ведомства, чтобы ознакомиться с мнением чиновников по тому или иному вопросу, а потом сообщить всё это нашим читателям. Обычно нас волнует только результат, то есть, готовый ответ за подписью весомого деятеля российской системы налогообложения. «Кухня» изготовления ответов нас, как правило, не интересует, потому что это рутина чиновничьей жизни, как руководителя компании не волнует откуда бухгалтер берёт заполненные декларации, а волнует его лишь результат – сумма налога к уплате. Но иногда случаются казусы, из-за которых начинаешь понимать, почему разобраться в нашей системе налогообложения невозможно. Представьте себе ситуацию, вы пишете запрос в Минфин, и у вас есть определённые завязки в отделе, который должен готовит ответ и вы даже заранее знаете, что будет написано в ответе и, может быть, у вас даже на руках имеется копия ответа, правда, пока без подписи видного деятеля российской системы налогообложения. Но тут случается маленькая заминка. Новый руководитель Департамента расписывает ваш запрос не в тот отдел.

И вот человек, который готовил заранее ответ на ваше письмо идёт в отдел, куда ошибочно попал запрос, чтобы вызволить его и, собственно, закончить свою работу. Начальник ему сообщает, что письмо уже у исполнителя. А исполнитель – это студентка, которая всего боится, но уже работает, и хотя понимает, что вопрос не её, стесняется вернуть письмо начальнику. Тем не менее, обещает это сделать. Специально обученный человек на следующий день звонит студентке и выясняется, что она благополучно отбыла в учебный отпуск на один месяц. А запрос остался где-то в столе. Дело встало. Мы не получаем ответ, а значит не готовим по ним новости, а значит, Вы их не читаете...

Знаете, когда-то, когда министром по налогам и сборам был Александр Починок, тот самый, который с нескрываемой гордостью заявлял о том, что его ведомство проигрывает 90% судебных споров с налогоплательщиками, я пришёл на работу в налоговую инспекцию. Мне было лет, кажется, 19 и о системе налогообложения я имел очень смутное представление. Но я учился в институте, и мне к окончанию учебного заведения был нужен опыт работы, а если конкретизировать, то просто стаж «от одного года...», запись в трудовой книжке. Я и сейчас часто вспоминаю, что первый оклад, назначенный мне, составлял незабываемые 1060 рублей. И с первых дней работы в этом ведомстве, я слышал разговоры о том, что зарплата у нас маленькая и, значит, это даёт нам право уходить в отпуска, работать медленно и благополучно забывать про собственные обещания.

Весь наш отдел тогда состоял из трёх категорий работников. Первые – это были мамонты, которые работали в системе ещё со времён существования финансовых управлений (до 1990 года) и дорабатывали до пенсии. Вторые – жёны хорошо зарабатывающих мужей, которые ходили на работу ради того, чтобы куда-то ходить. Третьи (туда входил я) – студенты или вчерашние студенты, которые пошли на маленькую зарплату, чтобы получить опыт работы. Всех нас объединяло лишь то, что никто серьёзно не хотел работать. Всем было плевать, когда налогоплательщик получит ответ на свой запрос, когда кто-то получит справку и так далее. И уж тем более, никого не волновало ничего, если ты уходил в основной, дополнительный или учебный отпуск, а равно и находился «на учёбе» (священное время любого в жизни любого чиновника) в Управлении. Истории с потерянными запросами, заявлениями, отчётами случались, ну, если не каждый день, то, как минимум, раз в неделю. Налогоплательщик обычно посылался... в незабываемое турне между отделами и канцелярией. Но главное - тебя это совершенно не волновало.

К сожалению, вся система органов госвласти построена на этом. Как вы нам платите – так мы и работаем. Такие же люди пишут законы, письма, приказы, бланки делкраций и инструкции. Они не знают и не понимают, как работает бизнес, что такое «срочно» или «дед-лайн». Главное – ходить на работу. Они делают вид, что платят, мы делаем вид, что работаем. Это идеология живёт в чиновниках уже не одно поколение. И даже если новый человек приходит в систему с каким-то рвением, желанием работать, через несколько месяцев он превращается в того же чиновника, который ничем и никому не обязан, для которого главное выяснить адрес регистрации фирмы и удовлетворённо вздохнуть, когда выясняется, что адрес не относится к его участку, а потом попив чай дождаться очередного отпуска. Может что-то изменилось за эти годы? Судя по нашей ситуации – нет...

Важно – успеть вырваться из системы и начать, наконец, работать. Но это выход для человека. Сама система остаётся прежней. Там все также работают до пенсии, чтобы куда-то ходить, и чтобы получить запись в трудовой книжке. Единственное, как мне кажется, что может изменить этот замкнутый круг – массовые увольнения и нормальные зарплаты для новых людей, которые заново выстроили бы всю систему хотя бы по образцам современного динамичного бизнеса. Тогда, возможно, в систему госвласти придут люди, которые будут уметь и хотеть работать. А иначе мы так и будем ждать ответов, пока работница-студентка находится в учебном отпуске....

От редакции: В данной статье изложено частное мнение автора статьи. Позиция автора может не совпадать с мнением редакции ИА "Клерк.Ру".

Начать дискуссию