Великий и могучий…

О чистоте русского языка сегодня не кричит разве что ленивый. Проблемы деградации языка поднимают средства массовой информации. Вопросы изменения языковых норм и правил серьезно обсуждаются в научных кругах. Губернаторы выдумывают тесты на проверку грамотности чиновников. Вот и первый вице-премьер Дмитрий Медведев на прошедшей в понедельник Интернет-конференции не обошел вниманием вопрос о введении в школах курса "олбанскова языка".
Великий и могучий…
Марина Садовникова, редактор ИА «Клерк.Ру»

О чистоте русского языка сегодня не кричит разве что ленивый. Проблемы деградации языка поднимают средства массовой информации. Вопросы изменения языковых норм и правил серьезно обсуждаются в научных кругах. Губернаторы выдумывают тесты на проверку грамотности чиновников. Вот и первый вице-премьер Дмитрий Медведев на прошедшей в понедельник Интернет-конференции не обошел вниманием вопрос о введении в школах курса "олбанскова языка".

Шуточный и стёбный на первый взгляд вопрос об "oлбанском языке", адресованный Дмитрию Медведеву, набрал рекордное число голосов Интернет-пользователей – 3329. Первый вице-премьер признал, что Интернет создает совершенно новую языковую среду, с которой следует считаться. "Невозможно игнорировать потребности изучения "олбанскова" языка, хотя, на мой взгляд, существует не меньшая необходимость изучать русский язык", - заявил Дмитрий Медведев.

Всё верно – специфичный русский, так называемый "олбанский", язык прочно вошёл в жизнь Рунета. На таком языке ведут дневники, общаются в "аське" и на форумах, пишут электронные письма. Не скрою, сама грешу "олбанским", когда "пишется, как слышится". Порой это воспринимается как забавная языковая игра. Иногда экономит время –"устойчивое олбанское выражение", такое, к примеру, как "аффтар жжот" может комплексно выразить все необходимые эмоции. Впрочем, бывают ситуации, когда всё упрощающий альтернативный русский язык усложняет общение. Договариваясь однажды о встрече с приятелем, моя подруга, не задумываясь, написала "фикстобой". Приятель, надо сказать далеко не новичок в Рунете, долго припоминал, где в городе находится заведение с подобным названием. "Олбанский олбанским", но я знаю, как написать правильно, и могу, что называется с первой строчки, отличить "играет" человек, опечатывается, или же действительно вопиюще безграмотен.

Новая языковая среда, по совершенно справедливому замечанию Дмитрия Медведева, может нравиться, а может не нравиться. Лично меня больше пугает тот факт, что "олбанский" выходит за рамки Интернета. Наверное потому моё внимание привлёк вопрос 24-летнего жителя Тулы. Обращаясь к первому вице-премьеру, он вопрошает:
Когда в России будет повышаться качество школьного образования? Когда наша "молодеж" научится писать это слово с мягким знаком? Когда научится отличать инфинитив от глагольной формы третьего лица единственного числа и проверять -тся и -ться в глаголах с помощью вопросов "что делать?" или "что делает"? Что правительство собирается делать с этим и что уже делает? Когда мне, как гражданину России, будет не стыдно жить в обществе безграмотных "специалистов"?

Присоединяюсь. Мне тоже стыдно. И я не хочу жить в "олбанской" языковой среде. Право, меня коробит, когда в почтовом ящике я нахожу глянцевый листок, призывающий купить "пОрфюмерию" в открывшемся торговом центре. Я возмущаюсь, когда при покупке мне вручается приглашение на "день рождениЕ" магазина джинсовой одежды с обещанием "беЗпроигрышной" лотереи. И я не стану покупать "олиФковое масло" в небольшом магазинчике неподалеку от моего дома. Возможно, я брюзга и сноб, но "ашипки" подобного рода воспринимаю как неуважение к собственной персоне. И не верю в высокую квалификацию специалиста, не умеющего грамотно писать и говорить по-русски.

Согласна, язык - живая субстанция, он меняется, развивается. Но разве должен он из великого и могучего стать примитивным? Да, школьный курс русского языка несовершенен. Да, растёт целое поколение, которое мало читает. Но мой бывший ученик, имевший "слабенькую троечку" по русскому, вполне грамотно и связно излагает свои мысли. Кузен, не читающий ничего, кроме учебников, сосредоточившись, вспоминает правила и при письме не допускает орфографических ошибок. А есть среди моих знакомых 19-22-летних и те, кто читает запоем. Парадокс? Вряд ли. Просто отношение к языку, умение говорить и мыслить на родном языке были сформированы в семье, воспитаны родителями. И всё это, заметьте, на фоне низкого качества образования и утраченного интереса к художественной литературе.

Потому и вызывает сомнение, что одни лишь действия правительства спасут нас от общества безграмотных. Известно, что запреты, принудительные меры зачастую оказываются бездейственными. Да и лозунговое "я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин" в наши дни вряд ли сработает…

2007 год объявлен Годом русского языка. Помогут ли мероприятия российского правительства не просто осознать общую безграмотность как серьезную общественную проблему, но и наметить пути её решения? Очень хочется верить, что эти вопросы не останутся риторическими.

 

 

От редакции: В данной статье изложено частное мнение автора статьи. Позиция автора может не совпадать с мнением редакции ИА "Клерк.Ру".

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Комментарии

4
  • 21mvp
    [quote]аффтар жжот[/quote]
    Пишу это совершенно серьезно.
  • Dollie
    Очень хорошее эссе. Все правильно, спасибо.