Туроператор предоставляет своим контрагентам скидку в размере 10 процентов от стоимости путевок. Давайте разберемся, в каком порядке эти расходы учитываются при исчислении налога на прибыль.
Определимся с видом скидок на путевки
Скидки можно условно разделить на две группы:
1. Скидки, которые предоставляются уже после продажи туристских путевок. К ним, в частности, относятся скидки «за скорейшую оплату» или «за приобретение путевок в указанном объеме». Данные скидки предоставляются, если за определенный временной период после перехода права собственности на путевку выполняются условия, указанные в договоре (покупатель производит досрочную оплату или совершает аналогичную покупку в определенном объеме).
2. Скидки, сумма которых определяется в момент продажи туристских путевок. Например, скидка в период распродажи (рекламной акции), в ходе которой определенные путевки продаются со скидкой. В этом случае продажная цена устанавливается уже с учетом скидки.
Разберемся, как учитывать расходы в виде скидок
Что касается скидок первого типа, то Минфин России разделяет данный вид скидок на две части (см., например, письмо от 15 сентября 2005 г. № 03-03-04/1/190):
1) скидки или премии покупателю без изменения цены единицы товара;
2) скидки, предоставляемые путем пересмотра цены товара, отраженной в договоре купли-продажи.
Скидки или премии покупателю без изменения цены путевок
Минфин России предлагает использовать положения подпункта 19.1 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ – учитывать возникшую разницу между полной ценой реализации, определенной в договоре, и фактической ценой с учетом скидки в составе внереализационных расходов.
Здесь важно отметить, что, по мнению чиновников, учесть можно только скидки по договорам купли-продажи товара. Тот, кто оказывает услуги, это сделать не вправе (см. письмо Минфина России от 2 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/70). Напомним, что на реализацию путевок распространяются нормы договора возмездного оказания услуг, а не купли-продажи (п. 2 ст. 779 Гражданского кодекса РФ).
Объясняется такая позиция тем, что в статье 265 Налогового кодекса РФ речь идет о продавцах и покупателях, которые являются сторонами договора купли-продажи. Об этом сказано в статье 454 Гражданского кодекса РФ.
В то же время стороны договора оказания услуг – это исполнитель и заказчик (ст. 779 Гражданского кодекса РФ).
С таким формальным подходом можно поспорить по следующим основаниям.
Во-первых, понятия «продавец» и «покупатель» применяются во многих статьях Налогового кодекса РФ и используются всеми организациями. В то же время термин «исполнитель» в Налоговом кодексе РФ не используется.
Таким образом, если придерживаться логики финансистов, получается, что исполнители вообще могут не уплачивать налог на добавленную стоимость.
Во-вторых, статьей 3 Налогового кодекса РФ установлен принцип равенства налогообложения и экономической обоснованности налогов для всех налогоплательщиков. Позиция финансового ведомства явно идет вразрез с этим принципом.
Тем не менее налоговые органы будут придерживаться позиции Минфина России, поэтому организации, вероятно, придется доказывать свою правоту в суде.
Скидки, предоставляемые после пересмотра цены путевок
В этом случае, по мнению Минфина России, продавец на основании соответствующих изменений данных первичных документов по передаче путевок вносит изменения в данные налогового учета о стоимости проданных путевок. Кроме того, в соответствии со статьей 54 Налогового кодекса РФ продавец должен внести исправления в данные налоговой декларации по налогу на прибыль, заполняемой в отношении тех периодов, когда произошла реализация.
Теперь поговорим о скидках, которые предоставляются в момент продажи путевок. Здесь все проще. Ведь в этом случае расходов для целей налогового учета не возникает, поскольку скидка, предоставляемая в момент продажи путевок, является способом установления их цены. А выручка для целей налогового учета должна изначально признаваться в том размере, который согласовали между собой покупатель и продавец (п. 1 ст. 40 Налогового кодекса РФ).
Таким образом, при предоставлении скидок второго типа на туристские путевки выручка продавца, отражаемая в налоговом учете, не уменьшается на сумму скидки впоследствии, а значит, и расхода не возникает.
Обобщая вышеизложенное, с учетом имеющейся позиции Минфина России по налоговому учету скидок без изменения цены по договорам оказания услуг можно порекомендовать туристическим организациям избегать оформления такого вида скидок. Менее рискованными вариантами являются предоставление скидок за счет пересмотра стоимости ранее реализованных путевок либо снижение договорной стоимости очередной реализуемой путевки в момент ее реализации.
Начать дискуссию