НДС по командировкам в страны СНГ
Конечно, 2001 год, а тем более первая половина года уже давно за горами. Но при проведении налоговыми органами очередной проверки, бухгалтер может столкнуться с проблемой правильности исчисления суммы НДС за I и II кварталы 2001 года.
Обратимся к истокам проблемы. Напомним читателю, что до 1 января 2001 года порядок налогообложения НДС регламентировался Федеральным Законом РФ от 06.12.91 N1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" и Инструкцией ГНС РФ от 11.10.95 N39 "О порядке исчисления и уплаты НДС". Пунктом 2 статьи 10 закона предусматривалось, что НДС в отношении товаров (работ, услуг), ввозимых на территорию РФ или вывозимых с нее субЪектами государств - участников СНГ, может устанавливаться межгосударственным соглашением Российской Федерации о принципах взимания налога при расчетах за товары (работы, услуги), реализуемые на территориях государств.
У России до 2000 года не было соглашений с государствами - участниками СНГ о порядке взимания НДС. Поэтому территория стран СНГ в целях применения НДС рассматривалась как единая территория. То есть расчеты между субЪектами государств - участников СНГ по реализуемым товарам (работам, услугам) осуществлялись по ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС. При этом, экспортируемые услуги на основании статьи 5 закона о НДС, от налога освобождались. Этот порядок применения НДС действовал в отношении всех государств - участников СНГ до 31 декабря 2000 года, то есть до вступления в силу главы 21 НК РФ.
Подпункт "г" пункта 14 Инструкции N39 уточнял, что при оформлении перевозок едиными международными перевозочными документами от уплаты НДС освобождались услуги по перевозке пассажиров и багажа за пределы СНГ, в том числе и по территории РФ. Также освобождались и услуги (работы) по перевозке пассажиров и багажа воздушными судами между Россией и государствами - участниками СНГ в связи с заключением Российской Федерацией межправительственных соглашений о воздушном сообщении с государствами - участниками СНГ.
Таким образом до 1 января 2001 года в цену авиабилетов в страны СНГ налог на добавленную стоимость не входил. Поэтому, он не мог выделяться расчетным путем и приниматься к зачету.
Минфин России в своих письмах неоднократно указывал, что суммы этого налога по затратам на командировки в государства - участники СНГ учитываются в общеустановленном порядке без выделения по ним сумм налога на добавленную стоимость. Расчетный порядок выделения и возмещения НДС по затратам на командировки применялся по служебным командировкам только в пределах территории Российской Федерации љ(письма Минфина России от 04.10.96 N 04-03-11 и от 28.05.99 N04-03-11).
НДС после 1 января 2001 года
С 1 января 2001 года вступила в действие глава 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ. Она действует с учетом особенностей, установленных на переходный период Федеральным законом от 05.08.2000 N118-ФЗ "О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменения в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах".
Федеральным законом от 22.05.01 N55-ФЗ "О ратификации договора о таможенном союзе и едином экономическом пространстве" установлено, что с 1 июля 2001 годаљ РФ во взаимной торговле с государствами - участниками Договора о таможенном союзе и едином экономическом пространстве, (кроме Республики Беларусь), переходит на порядок взимания косвенных налогов по принципу страны назначения. То есть с 1 июля 2001 года услуги по перевозке пассажиров и багажа облагаются по ставке 0 процентов при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории РФ (подп. 4 п. 1 ст. 164 НК РФ).
Статьей 13 Федеральным законом от 05.08.2000 N118-ФЗљ установлено, что с 1 января 2001 до 1 июля 2001 года реализация товаров (работ, услуг) в государства - участники СНГ приравнивается к реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ и суммы НДС, уплаченные хозяйствующим субЪектам государств - участников Содружества Независимых Государств, подлежат вычету (зачету) в порядке, действовавшем до введения в действие части второй Кодекса.
Именно в этот переходный период и хочется применить расчетную ставку 16,67 процентов к расходам по командировкам в СНГ. Давайте подробнее рассмотрим этот период.
В период с 1 января до 1 июля 2001 года нулевая ставка распространяется на услуги по перевозке пассажиров и багажа воздушными судами между Россией и государствами - участниками СНГ (см. п. 37.6 Приказа МНС РФ от 20 декабря 2000 г. N БГ-3-03/447 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГЛАВЫ 21 "НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ" НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Приказа МНС РФ от 22.05.2001 N БГ-3-03/156)).
Следовательно, трудности в толковании возникают только в период с 1 января до 1 июля 2001 года по всем остальным перевозкам и услугам.
В переходный период при перевозках другими видами транспорта (за исключением воздушного сообщения) действовала аналогия с территорией РФ. Однако здесь необходимо вспомнить пункт 1 статьи 157 НК РФ "Особенности определения налоговой базы и особенности уплаты налога при осуществлении транспортных перевозок". Согласно ей, при осуществлении перевозок пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским или речным транспортом (за исключением пригородного сообщения) налоговая база определяется как стоимость перевозки только в пределах территории РФ. Значит, НДС расчетным путем выделяется только при проезде по территории РФ, за исключением пригородного и авиасообщения. На практике выполнить такое выделение практически невозможно. Поэтому можно утверждать, что расчетным путем в 2001 году НДС с расходов по проезду в командировки в СНГ выделять не нужно.
Что касается Республики Беларусь, то порядок взимания НДС во взаимной торговле с как до 1 июля 2001 года, так и после 1 июля 2001 года применяется в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 05.08.2000 N118-ФЗ. Нулевая ставка, предусмотренная статьей 164 НК РФ, в данном случае не действует. Федеральным законом "О ратификации Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве" предусмотрено, что переход с 1 июля 2001 года на взимание косвенных налогов по принципу страны назначения во взаимной торговле с государствами СНГ не распространяется на Республику Беларусь. То есть, с Республикой Беларусь с 01.07.2001 реализация товаров (услуг) российскими предприятиями в Республику Беларусь приравнивается креализации на территории РФ и облагается НДС в общеустановленном порядке. Однако учитывая приведенные выше письма Минфина письма Минфина России от 04.10.96 N04-03-11 и от 28.05.99 N04-03-11 бухгалтер может все-таки НДС сљ командировочных расходов в Беларусь не выделять и в полном размере учитывать их в затратах, как и по другим странам СНГ.
Хочется думать, что в ближайшее время появятся разЪяснения МНС РФ и Минфина РФ по этому вопросу.
в настоящее время работает в
ОАО "Русский Алюминий Менеджмент",
Лучший бухгалтер России 2000
E-mail: FomichevaL@rual.ru , l_fom@mail.ru
Опубликовано в "Учет. Налоги. Право." N2/2002
Начать дискуссию