Отчетность

Предприниматели и страховые взносы в пенсионный фонд

С вступлением в силу Закона №167-ФЗ наряду с уплатой единого социального налога налогоплательщики должны уплачивать в ПФР страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии граждан. При этом доля единого социального налога, ранее зачисляемая в Пенсионный фонд Российской Федерации, поступает в федеральный бюджет, и выделяется на финансирование базовой части трудовой пенсии. В соответствии с главой 24 НК РФ сумма платежа, зачисляемая в федеральный бюджет, предусматривает обязательный налоговый вычет в Пенсионный фонд для финансирования страховой и накопительной частей пенсии.

С вступлением в силу Закона №167-ФЗ наряду с уплатой единого социального налога налогоплательщики должны уплачивать в ПФР страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии граждан. При этом доля единого социального налога, ранее зачисляемая в Пенсионный фонд Российской Федерации, поступает в федеральный бюджет, и выделяется на финансирование базовой части трудовой пенсии. В соответствии с главой 24 НК РФ сумма платежа, зачисляемая в федеральный бюджет, предусматривает обязательный налоговый вычет в Пенсионный фонд для финансирования страховой и накопительной частей пенсии.

«Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее - страховые взносы) - индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете» (статья 3 Закона №167-ФЗ).

В настоящее время в пенсионном законодательстве четко определено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются на индивидуальной возмездной основе, а их целевое назначение - обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Таким образом, в отличие от налога, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование отвечают признакам возмездности и возвратности. При поступлении в бюджет ПФР они персонифицируются в разрезе каждого застрахованного лица и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному в ПФР лицу. При этом учтенные на индивидуальном лицевом счете взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается застрахованному лицу при наступлении страхового случая, а величина выплат будущей пенсии зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов, которые уплачивались страхователями за период его трудовой деятельности.

Согласно статье 6 Закона №167-ФЗ индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию по двум основаниям:

  • как лица, производящие выплаты физическим лицам;
  • непосредственно как индивидуальные предприниматели.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона №167-ФЗ если индивидуальный предприниматель одновременно относится к этим двум категориям страхователей, то исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию отдельно.

Отметим, что Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации выпустил очередной Обзор арбитражной практики в Информационном письме от 11 августа 2004 года №79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании» (далее - Письмо №79), посвященный вопросам отношений налогоплательщиков с Пенсионным фондом. Значительная часть опубликованного Обзора посвящена разногласиям между Пенсионным фондом Российской Федерации и индивидуальными предпринимателями.

В пункте 5 Письма №79 указано, что индивидуальный предприниматель, заключивший трудовой договор с работодателем, является застрахованным по двум основаниям. При этом за него как за работника страховые взносы уплачивает работодатель. А так как у гражданина есть свидетельство о государственной регистрации - то он как индивидуальный предприниматель, в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 14 Закона №167-ФЗ, обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа, предусмотренные статьей 28 Закона №167-ФЗ.

Регистрация в ПФР и ответственность за нарушение сроков регистрации.

«1. Регистрация страхователей является обязательной и осуществляется в территориальных органах страховщика» (статья 11 Закона №167-ФЗ).

Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 2 августа 2006 года №197п «Об утверждении порядка регистрации в территориальных органах ПФР страхователей, уплачивающих страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде фиксированных платежей» утвержден Порядок регистрации в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации страхователей, уплачивающих страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде фиксированных платежей. Данный Порядок определяет правила регистрации вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации:

«Страхователям, зарегистрированным в территориальных органах ПФР до вступления в силу настоящего Порядка, сохраняется ранее присвоенный регистрационный номер».

Как уже отмечалось выше, чтобы индивидуальному предпринимателю зарегистрироваться в фонде, не надо обращаться с заявлением в территориальный орган ПФР и представлять копии необходимых документов. Заявительный порядок регистрации сохранен только для частных нотариусов, детективов, адвокатов, граждан, добровольно уплачивающих взносы в ПФР, а также для индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями или уплачивающих фиксированный платеж выше минимального.

Согласно пункту 2 Порядка регистрации в территориальных органах ПФР страхователей, уплачивающих страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде фиксированных платежей, утвержденного Постановлением Правления ПФР от 2 августа 2006 года №197п:

«Регистрация физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и самостоятельно уплачивающих страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (в том числе глав крестьянских (фермерских) хозяйств, уплачивающих страховые взносы в виде фиксированного платежа за себя и членов хозяйства, и частных детективов), осуществляется в территориальных органах ПФР в пятидневный срок с момента представления в территориальные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) и представляемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».

Напомним, что и в соответствии со статьей 11 Закона №167-ФЗ регистрация страхователей в территориальных органах страховщика является обязательной и осуществляется в 5-дневный срок с момента представления в территориальные органы страховщика регистрирующим органом, то есть налоговыми органами, сведений, содержащихся в ЕГРИП.

В пункте 23 Правил ведения ЕГРИП указано:

«Регистрирующий орган в срок не более 5 рабочих дней с момента государственной регистрации индивидуального предпринимателя и (или) внесения изменений в государственный реестр представляет сведения об индивидуальном предпринимателе, предусмотренные в Приложении №2 к настоящим Правилам, в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, территориальные фонды обязательного медицинского страхования и территориальные органы Государственного комитета Российской Федерации по статистике».

Регистрация в отделении ПФР (территориальном органе ПФР) физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, по месту его жительства и внесение сведений в базу данных ПФР производится на основании выписки из ЕГРИП посредством присвоения регистрационного номера страхователя и включения необходимой информации в карточку страхователя.

Налоговые органы не позднее пяти дней с момента регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя получают сведения о дате регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя, его регистрационный номер, наименование органа, осуществившего указанную регистрацию, от органов государственных внебюджетных фондов.

Таким образом, в первую очередь предприниматель в обязательном порядке автоматически регистрируется по месту жительства в ПФР в качестве страхователя, уплачивающего взносы в виде фиксированного платежа за себя.

Следует отметить, что индивидуальные предприниматели вправе в соответствии со статьей 29 Закона №167-ФЗ в добровольном порядке вступать в качестве страхователей в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет ПФР в части, превышающей размер установленного фиксированного платежа. При этом индивидуальные предприниматели, осуществляющие уплату фиксированных платежей в большем размере, чем установлено в Законе №167-ФЗ, при регистрации в качестве страхователей представляют в территориальные органы ПФР следующие документы:

  • заявление установленного образца;
  • паспорт или другой документ, удостоверяющий личность страхователя;
  • извещение о регистрации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию;
  • страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.

Как мы уже отмечали, индивидуальные предприниматели могут быть зарегистрированы в ПФР несколько раз: 1. в качестве страхователя, уплачивающего взносы в виде фиксированного платежа за себя; 2. если он заключает с гражданами трудовые и гражданско-правовые договора; 3. если он пожелал уплачивать фиксированный платеж выше минимального.

Индивидуальные предприниматели должны повторно зарегистрироваться в ПФР, если они заключают с гражданами трудовые или гражданско-правовые договора. Порядок регистрации таких предпринимателей, как и прежде, является заявительным.

Правление Пенсионного фонда Российской Федерации издало Постановление от 19 июля 2004 года №97п «Об утверждении порядка регистрации в территориальных органах ПФР страхователей, производящих выплаты физическим лицам», в котором утвердило Порядок регистрации в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации страхователей, производящих выплаты физическим лицам. В соответствии с указанным Порядком регистрации в качестве страхователей по обязательному пенсионному страхованию подлежат индивидуальные предприниматели, производящие выплаты физическим лицам, заключившие трудовые договоры с работниками, а также выплачивающие по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Индивидуальный предприниматель должен подать заявление в территориальный орган ПФР по месту жительства. Форма заявления приведена в приложении №5 к Постановлению Правления ПФР от 19 июля 2004 года №97п «Об утверждении порядка регистрации в территориальных органах ПФР страхователей, производящих выплаты физическим лицам». Заявление надо подать в 30-дневный срок со дня заключения договоров. Об этом свидетельствует и судебная практика: Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11 октября 2004 года по делу №А29-2614/2004а, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 13 мая 2004 года по делу №Ф03-А04/04-2/927.

Регистрация в территориальных органах ПФР физического лица - работодателя осуществляется на основании заявления о регистрации. Форма заявления утверждена в Приложении 5 к Постановлению Правления ПФР от 19 июля 2004 года №97п. Одновременно с ним представляют заверенные копии:

- свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя или лицензии на осуществление определенной деятельности;

- документов, удостоверяющих личность страхователя и подтверждающих регистрацию по месту жительства;

- свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

- документов, подтверждающих наличие возложенной на физическое лицо обязанности уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (трудового договора, договора гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, а также авторского договора).

При регистрации физическому лицу - работодателю вручается Извещение о регистрации в территориальном органе ПФР страхователя - физического лица, производящего выплаты физическим лицам, удостоверяющее регистрацию физического лица - работодателя в качестве страхователя и содержащее необходимую информацию о регистрационном номере страхователя, о порядке и сроках представления информации в территориальные органы ПФР.

Если предприниматели пожелают добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и уплачивать взносы в ПФР в части, превышающей суммы фиксированного платежа, то они также должны подать заявление для регистрации в ПФР. С заявлением предприниматель представляет паспорт, извещение о регистрации в ПФР в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию и страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.

На каждого вновь зарегистрированного физического лица - работодателя в территориальном органе ПФР заводится личное дело страхователя. Зарегистрированные в территориальных органах ПФР в качестве страхователей физические лица - работодатели учитываются в Журнале регистрации страхователей в территориальном органе ПФР.

Отметим, что ВАС Российской Федерации в Письме №79 сообщал, что налогоплательщики, которые зарегистрировались в Едином государственном реестре до 1 января 2004 года, должны были самостоятельно встать на учет в ПФР и после этой даты. Как указал ВАС Российской Федерации, налоговые органы передали Пенсионному фонду сведения только о тех налогоплательщиках, которые зарегистрировались после 1 января 2004 года (пункт 1 Письма №79). По мнению судей, обязанность налоговых органов по представлению сведений в отношении налогоплательщиков, прошедших государственную регистрацию до этой даты, не установлена, в связи с чем налогоплательщики продолжают нести обязанность самостоятельно зарегистрироваться в органах страховщика.

Кроме того, если предприниматель примет на работу хотя бы одного работника, ему придется еще раз зарегистрироваться в Пенсионном фонде Российской Федерации, представив в ПФР заявление о регистрации. Согласно пункту 2 Письма №79, по мнению ВАС Российской Федерации, избежать такой повторной регистрации невозможно, поскольку Закон №167-ФЗ предусматривает две категории страхователей: лица, производящие выплаты физическим лицам; индивидуальные предприниматели и адвокаты. Соответственно, если предприниматель нанимает работников, он относится сразу к двум категориям и должен платить страховые взносы по двум основаниям, соответственно, и регистрироваться он должен дважды.

Нарушение страхователем установленного срока регистрации в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей. В случае нарушения страхователем установленного срока регистрации в территориальном органе ПФР более чем на 90 дней, со страхователя взыскивается штраф в размере 10 тысяч рублей.

Возникновение у предпринимателей обязательств по уплате фиксированного платежа.

В статьях 346.1, 346.11, 346.26 НК РФ для индивидуальных предпринимателей сохранена обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в порядке, предусмотренном Законом №167-ФЗ, взимаемых и при общем режиме налогообложения. Согласно пункту 1 статьи 28 Закона №167-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа. Индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию с момента государственной регистрации и до аннулирования государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Таким образом, фиксированный платеж является обязательным для уплаты всеми предпринимателями вне зависимости от того, какую систему налогообложения они применяют: традиционную, упрощенную или переведены на уплату единого налога на вмененный доход, единого сельскохозяйственного налога.

Отнесение индивидуальных предпринимателей к числу лиц, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них в связи с этим обязанности по уплате страховых взносов направлено на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, вытекающего из статьи 39 Конституции Российской Федерации (пункт 2,1 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 года №183-О «По жалобе гражданки Урбиной Музы Ивановны на нарушение ее конституционных прав положениями пункта 3 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в российской федерации» и абзаца шестого статьи 16 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Уплата страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение права на получение трудовой пенсии.

Кроме того, для индивидуальных предпринимателей, которые после установления им трудовой пенсии по старости или инвалидности продолжают предпринимательскую деятельность, предусмотрена возможность ежегодного перерасчета страховой части трудовой пенсии с учетом поступивших на их индивидуальный лицевой счет страховых взносов (пункт 3 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») и, таким образом, уплата страховых взносов позволяет увеличить размер получаемой пенсии.

Зависит ли уплата фиксированного платежа от того, осуществляет ли предприниматель деятельность.

Обязанность по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа возникает у индивидуального предпринимателя с момента приобретения им указанного статуса. Кроме того, статья 28 Закона №167-ФЗ не ставит обязанность уплаты минимального размера фиксированного платежа в зависимость от того, имел индивидуальный предприниматель доход или нет.

Судебная практика также свидетельствует о том, что уплата предпринимателями страховых взносов в виде фиксированного платежа не ставится в зависимость от факта ведения предпринимателями деятельности и получения дохода. Такое решение было вынесено ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 6 апреля 2005 года по делу №Ф03-А51/05-2/420, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 16 марта 2005 года по делу №А52/5848/2004/2, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 14 октября 2004 года по делу №А17-1336/2357/5, ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 10 ноября 2004 года по делу №Ф04-7896/2004(6129-А02-7), от 21 августа 2006 года №Ф04-4786/2006(24962-А46-41) по делу №11-1493/05, ФАС Поволжского округа в Постановлении от 24 марта 2005 года №А12-28678/04-С6.

В пункте 4 Письма №79 также указано, что индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в установленном законом порядке, обязан уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа, независимо от того, осуществляет ли он предпринимательскую деятельность. Поэтому уплачивать его должны даже те граждане, которые вообще не получают никаких доходов. В этом же пункте Письма №79 суд уточнил, что предприниматель вправе уплачивать фиксированный взнос как частями - по итогам каждого месяца, так и единовременно - в конце года.

Кроме того, в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 года №182-О «По жалобе гражданки Ожгибесовой Светланы Владимировны на нарушение ее конституционных прав положениями пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» указано, что нормативные положения пунктов 1 - 3 статьи 28 Закона №137-ФЗ во взаимосвязи с положениями его статьи 17, а также статей 2, 3, 10 и 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не предполагают взимание с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов в бюджет ПФР в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии за период, в течение которого предпринимательская деятельность им не осуществлялась в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет. В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 года №182-О «По жалобе гражданки Ожгибесовой Светланы Владимировны на нарушение ее конституционных прав положениями пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» указано:

«возлагая на женщин - индивидуальных предпринимателей обязанность уплачивать страховые взносы за период, в течение которого предпринимательская деятельность в связи с рождением ребенка и уходом за ним ими не осуществлялась, эти нормы неправомерно ограничивают свободу труда, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, ставят их в неравное положение по сравнению с женщинами, работающими по трудовому договору, поскольку ни от страхователя-работодателя, ни от самой женщины Закон не требует уплаты страховых взносов за периоды отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет».

Кроме того, взыскание с женщины - индивидуального предпринимателя страховых взносов за указанный период приводит к тому, что она, не имея иных доходов, кроме выплачиваемых в связи с рождением ребенка пособий, вынуждена уплачивать их за счет этих пособий, лишаясь тем самым части полагающихся в связи с рождением ребенка сумм.

Так, в Постановлении ФАС Уральского округа от 12 мая 2006 года №Ф09-3670/06-С1 по делу №А34-8167/05 судьи правомерно отказали в удовлетворении требований о взыскании с предпринимателя страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период, когда он не осуществлял предпринимательскую деятельность в связи с уходом за ребенком.

Предусмотренная законодательством государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по уплате страховых взносов в ПФР.

Вместе с этим процедура прекращения этого статуса также является заявительной. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей. При этом данное лицо не утрачивает право впоследствии вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.

Вместе с тем, как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 года №211-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Протасова Юрия Владимировича на нарушение его конституционных прав положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 14 и статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от указанного статуса, он не лишается возможности защитить свои права при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.

При этом, как посчитали судьи, предписания статьи 28 Закона №167-ФЗ не препятствуют при наличии доказательств, подтверждающих такие обстоятельства, принять им решение об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов за соответствующий период.

Таким образом, исходя из решений, указанных в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 года №211-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Протасова Юрия Владимировича на нарушение его конституционных прав положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 14 и статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и от 12 мая 2005 года №182-О «По жалобе гражданки Ожгибесовой Светланы Владимировны на нарушение ее конституционных прав положениями пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», уплата предпринимателями страховых взносов в виде фиксированного платежа все же ставится в зависимость от факта ведения предпринимателями предпринимательской деятельности и получения дохода.

Уплата фиксированного платежа предпринимателями – пенсионерами.

Индивидуальные предприниматели, являющиеся пенсионерами, действующим законодательством по обязательному пенсионному страхованию не освобождаются от уплаты фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии.

По мнению судей, изложенному в пункте 6 Письма №79, фиксированный взнос в ПФР предприниматели-пенсионеры также должны перечислять. Судьи указали, что с момента назначения трудовой пенсии лицу, ранее зарегистрированному в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, не прекращается его обязанность по уплате страховых взносов, которые продолжают учитываться на его индивидуальном лицевом счете и в связи с уплатой которых производится перерасчет размера пенсии.

Пункт 3 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» во взаимосвязи со статьями 3, 10 данного Закона и статьей 7 Закона №167-ФЗ устанавливает, что в случае продолжения трудовой деятельности застрахованными лицами после назначения пенсии им по их заявлению производится перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности) при условии, что ими уплачиваются страховые взносы в ПФР. А пунктом 10 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлен порядок перерасчета накопительной части трудовой пенсии.

Исходя из вышесказанного, гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, при любых обстоятельствах обязан уплачивать фиксированный взнос, поскольку действующим законодательством не предусмотрено освобождение индивидуального предпринимателя от уплаты страховых взносов в ПФР после достижения им пенсионного возраста. Аналогичного мнения придерживается ФАС Северо-Западного округа в Постановлениях от 12 апреля 2004 года по делу №А26-7208/03-211, от 1 июня 2004 года по делу №А26-7327/03-24.

Однако при уплате фиксированного платежа необходимо учитывать вывод судей, изложенный в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 года №183-О «По жалобе гражданки Урбиной Музы Ивановны на нарушение ее конституционных прав положениями пункта 3 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в российской федерации» и абзаца шестого статьи 16 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Кроме того, согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2005 года №582 «Об утверждении Правил уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере», фиксированный платеж, направляемый на финансирование накопительной части трудовой пенсии, является обязательным для уплаты лицами 1967 года рождения и моложе. А пунктом 3 указанного Постановления установлен перечень категорий страхователей, которые освобождаются от уплаты фиксированного платежа:

  • страхователями, являющимися получателями пенсий, установленных в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;
  • страхователями за период, в течение которого ими не осуществлялась соответствующая деятельность в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Порядок исчисления и сроки уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа.

Для определения размера фиксированного платежа в расчете на месяц используется показатель «стоимость страхового года», введенный статьей 3 Закона №167-ФЗ, который ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации.

Порядок и сроки исчисления и уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный размер, определяются Правительством Российской Федерации. При расчете страхового взноса целесообразно использовать Постановление Правительства Российской Федерации от 11 марта 2003 года №148 «Об утверждении Правил исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа» и Разъяснения к нему, утвержденные Постановлением Правления ПФР от 21 июня 2003 года №90п «Об утверждении разъяснения о порядке применения правил исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2003 года №148».

До утверждения Правительством Российской Федерации стоимости страхового года согласно пункту 5 указанных Разъяснений страхователи осуществляют уплату фиксированных платежей в минимальном размере, установленном пунктом 3 статьи 28 Закона №167-ФЗ.

Согласно пункту 3 Правил исчисления страховых взносов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2003 года №148 «Об утверждении Правил исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа» размер фиксированного платежа на месяц рассчитывается путем деления стоимости страхового года на 12. При этом в случае если рассчитанный на месяц в указанном порядке размер фиксированного платежа не превышает минимального размера фиксированного платежа, уплата фиксированного платежа осуществляется в минимальном размере.

Согласно пункту 3 статьи 28 Закона №167-ФЗ минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии установлен в размере 150 рублей в месяц. Из них на финансирование страховой части трудовой пенсии направляется 100 рублей, а на финансирование накопительной части трудовой пенсии - 50 рублей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 года №52 «О стоимости страхового года на 2002 - 2004 годы» стоимость страхового года на 2004 год была утверждена в размере 1008 рублей или 84 рубля. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2005 года №345 «О стоимости страхового года на 2005 год» стоимость страхового года на 2005 год была утверждена в размере 1209 рублей 60 копеек или 100,80 рублей в месяц. Постановлением Правительства от 18 июля 2006 года №446 «О стоимости страхового года на 2006 год» стоимость страхового года на 2006 год была утверждена в размере 1344 рублей или 112 рублей в месяц. То есть установленная стоимость страхового года за 2004-2006 годы меньше установленного минимального размера обязательного для уплаты фиксированного платежа.

Исходя из этого, уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа за 2004, 2005, 2006 годы осуществлялась всеми индивидуальными предпринимателями в размере, установленном статьей 28 Закона №167-ФЗ.

Пример 2.

Гражданин Семенов П.Н. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование он уплачивает в виде фиксированного платежа.

Размер фиксированного платежа за месяц, рассчитанный исходя из стоимости страхового года на 2006 год, составляет:

1 344 рубля / 12 мес. = 112 рублей.

Теперь сравним ежемесячный фиксированный платеж, рассчитанный исходя из стоимости страхового года, с минимальным размером фиксированного платежа:

112 рублей <150>

Поэтому, в 2006 году Семенов П.Н. ежемесячно должен уплачивать минимальные фиксированные платежи в сумме 150 рублей или за 2006 год он должен уплатить 1 800 рублей.

Окончание примера.

Обратите внимание!

В пункте 2,3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 года №183-О «По жалобе гражданки Урбиной Музы Ивановны на нарушение ее конституционных прав положениями пункта 3 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в российской федерации» и абзаца шестого статьи 16 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» указано, что индивидуальные предприниматели 1966 года рождения и старше для приобретения пенсионных прав должны уплачивать страховые взносы в бюджет ПФР в виде фиксированного платежа в размере, установленном статьей 28 Закона №167-ФЗ, лишь в части, направляемой на финансирование страховой части трудовой пенсии. Такое решение приняли судьи, основываясь на том, что действующее законодательство не содержит специальных норм, которые предусматривали бы механизм реализации индивидуальными предпринимателями, уплачивающими за себя страховые взносы в бюджет ПФР в соответствии со статьей 28 Закона №167-ФЗ и достигшими пенсионного возраста, права на получение в настоящее время накопительной части пенсии при установлении им трудовой пенсии по старости. Кроме того, не принят до сих пор и федеральный закон, которым бы определялся ожидаемый период выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости для расчета ее размера.

Индивидуальные предприниматели в течение календарного года уплачивают страховые взносы в виде фиксированного платежа отдельными платежными поручениями: на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, по соответствующим кодам Бюджетной классификации доходов бюджетов Российской Федерации. Предприниматели уплачивают эти взносы самостоятельно, без получения каких-либо уведомлений от налоговых органов или органов Пенсионного фонда.

Федеральным законом от 2 декабря 2004 года №157-ФЗ «О внесении изменения в статью 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» было внесено изменение в Закон №167-ФЗ, касающееся установления сроков уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа. В настоящее время страховые взносы в виде фиксированного платежа в минимальном размере должны быть уплачены не позднее 31 декабря текущего года.

Законом №167-ФЗ никаких самостоятельных льгот по уплате страховых взносов (например, инвалидами, как по ЕСН) не предусмотрено. О том, что обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возлагается на индивидуальных предпринимателей независимо от наличия льгот по уплате ЕСН, говорит и судебная практика: Постановление ФАС Поволжского округа от 10 августа 2004 года по делу №А12-19151/03-С6. Другими словами, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 НК РФ, поэтому на них не распространяются положения статьи 239 НК РФ. Именно такой позиции придерживается Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Постановлении от 22 апреля 2003 года №12355/02.

В заключении хочется отметить, что Закон №167-ФЗ не предусматривает для индивидуальных предпринимателей обязанности по итогам года представлять декларацию об исчисленных и уплаченных суммах обязательного фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Как разъяснено в Письме МНС Российской Федерации от 17 июня 2002 года №СА-6-05/839@ «Об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование», индивидуальные предприниматели не обязаны представлять в ПФР декларации об исчисленных и уплаченных суммах обязательного фиксированного платежа, поскольку такая обязанность не предусмотрена в упомянутом законе.

Порядок учета предпринимателями страховых взносов при налогообложении доходов от предпринимательской деятельности.

Рассмотрим, как же учитываются предпринимателями страховые взносы на обязательное пенсионное страхование при налогообложении доходов от предпринимательской деятельности при разных системах налогообложения.

Что касается общего режима налогообложения, то суммы взносов на обязательное пенсионное страхование подлежат отражению в составе прочих расходов и, следовательно, учитываются в составе косвенных расходов, связанных с производством и реализацией (пункт 1 статьи 264 НК РФ). Отнесение страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию к прочим расходам разъяснено в Письме МНС Российской Федерации от 5 сентября 2003 года №ВГ-6-02/945@ «По вопросам, связанным с применением главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации». Сумма взносов на обязательное пенсионное страхование включается в состав расходов на дату, когда предприниматель уплатит эти взносы (подпункт 3 пункта 3 статьи 273 НК РФ). При включении в состав расходов предпринимателей фиксированных страховых платежей при общей системе налогообложения главное - их соответствие общим критериям, предусмотренным статьей 252 НК РФ.

Согласно указанной статье расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

При упрощенной системе налогообложения:

1. если страхователь объектом налогообложения выбрал доходы, то взносы на обязательное пенсионное страхование согласно пункту 3 статьи 346.21 НК РФ вычитаются из суммы начисленного налога и могут уменьшить ее не более чем на 50 процентов;

Пример 3.

Индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, выбрал в качестве объекта налогообложения доходы. Сумма дохода за отчетный период - 130 000 рублей. Кроме того, за каждый месяц года предприниматель уплатил фиксированный страховой платеж за себя в сумме 150 рублей, всего за отчетный период - 1800 рублей (150 рублей х 12 мес.).

Сумма единого налога составит: 130 000 х 6% = 7 800 рублей.

Исчисленную сумму налога можно уменьшить на сумму уплаченных в отчетном периоде взносов на пенсионное страхование, но не более чем на половину первоначально исчисленной суммы, то есть не более чем на 3 900 рублей (7 800 рублей х 50%).

Фактически уплачено взносов за год 1 800 рублей, поэтому в качестве вычета может быть принята вся сумма взноса.

Таким образом, сумма единого налога, подлежащая уплате предпринимателем по итогам отчетного периода, составит 6 000 рублей (7 800 рублей - 1 800 рублей).

Окончание примера.

Как уже было сказано, индивидуальные предприниматели вправе в добровольном порядке вступать в качестве страхователей в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет ПФР в части, превышающей размер установленного фиксированного платежа. При этом, страховые взносы в ПФР, превышающие фиксированный платеж, тоже будут считаться страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование на основании пункта 3 статьи 29 Закона №167-ФЗ.

В то же время, Минфин России в Письме от 6 октября 2006 года №03-11-05/226 разъяснил, что индивидуальный предприниматель, применяющий УСН и выбравший в качестве налогообложения доходы, при осуществлении фиксированных платежей в Пенсионный фонд РФ, в части, превышающей установленный законодательством размер (150 рублей), не уменьшает величину налога выплачиваемого при применении УСН.

2. если же страхователь выбрал в качестве объекта обложения доходы, уменьшенные на величину расходов, то он может в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ уменьшить свои доходы на сумму страховых взносов. Другими словами, взносы уменьшают налоговую базу по единому налогу, так как учитываются в составе расходов.

Отметим, что индивидуальные предприниматели, применяющие УСН на основе патента, вправе уменьшать стоимость патента на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за соответствующий период времени (стоимость патента не может быть уменьшена более чем на 50 процентов) на основании статьи 346.21 НК РФ. При этом, как указано в Письме Минфина РФ от 30 июня 2006 года №03-11-02/149, уменьшение производится при оплате оставшейся части стоимости патента (не позднее 25 календарных дней со дня окончания периода, на который был выдан патент, согласно пункту 10 статьи 346.25.1 НК РФ). Причем, по мнению Минфина Российской Федерации, уменьшение стоимости патента производится на сумму страховых взносов, уплаченных до уплаты оставшейся стоимости патента. На сумму страховых взносов, уплаченных индивидуальными предпринимателями после уплаты оставшейся стоимости патента, стоимость патента не уменьшается.

При системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход сумма уплаченных (в пределах исчисленных сумм) страховых взносов согласно пункту 2 статьи 346.32 НК РФ уменьшает сумму ЕНВД, то есть является вычетом по этому налогу. Однако этот вычет не может снизить размер единого налога более чем на 50%.

То есть, после того как ЕНВД рассчитан, его можно уменьшить на сумму уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа.

Пример 4.

Индивидуальный предприниматель Крикунов И.И. осуществляет деятельность, облагаемую ЕНВД. За каждый месяц квартала предприниматель уплатил фиксированный страховой платеж в сумме 150 рублей. Сумма исчисленного единого налога за квартал составила 12 000 рублей.

Предприниматель имеет право уменьшить исчисленную сумму единого налога не более чем на 50 процентов:

12 000 рублей x 50% = 6 000 рублей.

В то же время фактические расходы на обязательное пенсионное страхование составляют 450 рублей (150 х 3).

Получается, за налоговый период ПБОЮЛ Крикунов должен заплатить в бюджет ЕНВД в сумме 11 550 рублей (12000 - 450).

Окончание примера.

Порядок учета предпринимателями-работодателями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при налогообложении доходов от предпринимательской деятельности аналогичен порядку учета фиксированного взноса при разных системах налогообложения. Одновременно с этим, с 2006 года ограничение в размере 50 % распространяется и на сумму страховых взносов и на сумму пособий по временной нетрудоспособности.

Рассмотрим несколько примеров.

1. При упрощенной системе налогообложения, если в качестве объекта налогообложения выбраны доходы:

С 2006 года сумма единого налога (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается предпринимателями-работодателями одновременно на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени (но в пределах исчисленных сумм) и сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности, но не более чем на 50%.

Пример 5.

Предприниматель, применяющий УСН, выбрал в качестве объекта налогообложения доходы. Сумма дохода за отчетный период - 225 000 рублей. За каждый месяц отчетного периода предприниматель уплатил фиксированный страховой платеж за себя в сумме 150 рублей.

Сумма единого налога: 225 000 х 6% = 13 500 рублей.

В зависимости от суммы взносов на обязательное пенсионное страхование работников и пособий по временной нетрудоспособности возможно несколько вариантов.

А) Сумма пособий по временной нетрудоспособности, выплаченных за счет собственных средств - 4 000 рублей. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование работников были уплачены в размере 3 200 рублей. Итого общая величина уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование составила 5 000 рублей (3 200 рублей + (150 х 12)).

Общая сумма уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование и выплаченных пособий по временной нетрудоспособности составила: 5000 + 4000 = 9000 рублей. Эта сумма превышает 50% от суммы налога (13 500 х 50% = 6750 рублей), поэтому принимается к вычету в размере 6750 рублей.

Сумма единого налога к уплате: 13 500 - 6 750 = 6 750 рублей.

Напомним, что до 1 января 2006 года:

Сумма уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование не превышает 50% от суммы налога (13 500 х 50% = 6 750 рублей), поэтому принималась к вычету в полном объеме.

Сумма единого налога к уплате: 13 500 - 5 000 - 4 000 =4 500 рублей.

Б) Сумма пособий по временной нетрудоспособности, выплаченных за счет собственных средств, - 7 500 рублей. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование работников были уплачены в размере 5 700 рублей. Итого общая величина уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование составила 7 500 рублей (5 700 рублей + (150 х 12)).

Общая сумма уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование и выплаченных пособий по временной нетрудоспособности составила: 7500 + 7500 = 15000 рублей. Эта сумма превышает 50% от суммы налога (13 500 х 50% = 6750 рублей), поэтому к вычету принимается только 6750 рублей.

Сумма единого налога к уплате: 13500 - 6750 = 6750 рублей.

До 1 января 2006 года:

Сумма уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование превышает 50% от суммы налога (13 500 х 50% = 6750 рублей), поэтому к вычету принималась только 6750 рублей.

Общая сумма вычетов составила:

6750 + 7500 = 14 250 рублей.

Эта сумма превышала общую сумму начисленного налога (14250>13500), и поскольку относительно сумм выплаченных пособий по временной нетрудоспособности не было предусмотрено ограничений, вся эта сумма принималась к вычету.

Окончание примера.

Как уже отмечено, налогоплательщики, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, включают суммы выплаченных пособий по временной нетрудоспособности и взносов на обязательное пенсионное страхование в состав расходов, уменьшающих доходы на основании подпунктов 6, 7 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ.

2. При системе налогообложения в виде ЕНВД:

После того как ЕНВД рассчитан, его можно уменьшить одновременно на сумму пособий по социальному страхованию, выплаченных за счет средств налогоплательщика, и сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, но не более чем на 50% от начисленной суммы ЕНВД. Об этом сказано в пункте 2 статьи 346.32 НК РФ. При этом индивидуальный предприниматель может уменьшить ЕНВД не только на сумму страховых взносов, уплаченных при выплате вознаграждений работникам, но и на фиксированные платежи, которые он уплатил за свое страхование.

Пример 6.

Индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность, облагаемую ЕНВД. Сумма исчисленного единого налога за налоговый период составила 12000 рублей. За каждый месяц отчетного периода предприниматель уплатил фиксированный страховой платеж за себя в сумме 150 рублей. Кроме того, сумма уплаченных за налоговый период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на работников составила 4000 рублей. Сумма выплаченных работникам из собственных средств пособий по временной нетрудоспособности - 2000 рублей.

Общая сумма взносов в ПФР и пособий по временной нетрудоспособности: 4000 + 1800 + 2000 = 7800 рублей.

Эта сумма больше, чем 50 % от суммы ЕНВД (12000 х 50% = 6000 рублей).

Поэтому предприниматель может уменьшить сумму ЕНВД только на сумму в размере 50%:

Сумма ЕНВД к уплате: 12000 - 6000 = 6000 рублей.

До 2006 года:

Общая сумма взносов в ПФР: 4000 + 1800 = 5800 рублей, это меньше, чем 50% от суммы ЕНВД (12000 х 50% = 6000 рублей). Поэтому предприниматель мог уменьшить сумму ЕНВД на всю сумму уплаченных взносов в ПФР.

Сумма ЕНВД к уплате: 12000 - 5800 - 2000 = 4200 рублей.

Окончание примера.

3. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей:

При определении объекта налогообложения индивидуальные предприниматели учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности. При этом они уменьшают полученные доходы на расходы на обязательное страхование работников и имущества, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Это установлено подпунктом 7 пункта 2 статьи 346.5 НК РФ.

В заключении отметим, что контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование согласно пункту 1 статьи 25 Закона №167-ФЗ осуществляется налоговыми органами. За каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, согласно пункту 4 статьи 26 Закона №167-ФЗ, начисляются пени, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов. Согласно статье 26 Закона №167-ФЗ пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов, при этом процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Взыскать недоимку по страховым взносам и пени согласно пункту 2 статьи 25 Закона №167-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации могут без согласия предпринимателя только в судебном порядке.

Пример 7.

Индивидуальный предприниматель перечислил за 2006 год фиксированный взнос 19 января 2007 года.

Предприниматель уплатил фиксированный взнос в сумме 1 800 рублей (150 х 12), ставка рефинансирования Центрального банка РФ составляет 11 процентов. Предприниматель должен заплатить пени за 19 дней просрочки платежа.

Отсюда сумма пеней составит:

1 800 рублей х 11% / 300 х 19 дн. = 12,54 рубля.

Окончание примера.

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов предпринимателями-работодателям.

В этом случае, согласно пункту 2 статьи 10 Закона №167-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 «Единый социальный налог» НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 23 Закона №167-ФЗ ежемесячно страхователь перечисляет авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала календарного года, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, перечисленных за отчетный период.

Согласно пункту 1 статьи 23 Закона №167-ФЗ под расчетным периодом понимается календарный год. Расчетный период состоит из отчетных периодов, каковыми в свою очередь, являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

При этом сумма начисленных страховых взносов (авансовых платежей) на обязательное пенсионное страхование - налоговый вычет - согласно пункту 2 статьи 243 НК РФ уменьшает сумму единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет.

Как уже было сказано, положения статьи 239 НК РФ, устанавливающие льготы по ЕСН, не применяются в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Сумма страховых взносов в ПФР исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса, страховой и накопительной, и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов. Согласно пункту 5 статьи 24 Закона 167-ФЗ уплата страховых взносов (перечисление авансовых платежей по страховым взносам) в ПФР осуществляется отдельными платежными поручениями по каждой из частей страховых взносов.

На основании пункта 2 статьи 24 Закона №167-ФЗ страхователи ежемесячно производят отчисления суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса. Тариф страхового взноса представляет собой размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов.

С 1 января 2005 года для выступающих в качестве работодателей страхователей, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств страховые тарифы установлены в подпункте 1 пункта 2 статьи 22 Закона №167-ФЗ:

База для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года
Для лиц 1966 года рождения и старше
Для лиц 1967 года рождения и моложе
на финансирование страховой части трудовой пенсии
на финансирование страховой части трудовой пенсии
на финансирование накопительной части трудовой пенсии
1
2
3
4
До 280 000 руб.
14,0 процента
8,0 процента
6,0 процента
От 280 001 руб. до 600 000 руб.
39 200 руб. + 5,5 процента с суммы, превышающей 280 000 руб.
22 400 руб. + 3,1 процента с суммы, превышающей 280 000 руб.
16 800 руб. + 2,4 процента с суммы, превышающей 280000 руб.
Свыше 600 000 руб.
56 800 руб.
32 320 руб.
24 480 руб.

В тоже время, в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2004 года №70-ФЗ «О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации») в статье 33 Закона №167-ФЗ установлены переходные положения, согласно которым в течение 2005 - 2007 годов работодателями (за исключением работодателей-организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств) для лиц 1967 года рождения и моложе, применяются следующие ставки страховых взносов:

База для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года
2005 - 2007 гг.
на финансирование страховой части трудовой пенсии
на финансирование накопительной части трудовой пенсии
1
2
3
До 280 000 руб.
10,0 процента
4,0 процента
От 280 001 руб. до 600 000 руб.
28 000 руб. + 3,9 процента с суммы, превышающей 280 000 руб.
11 200 руб. + 1,6 процента с суммы, превышающей 280000 руб.
Свыше 600 000 руб.
40 480 руб.
16 320 руб.

Согласно пункту 2 статьи 24 Закона №167-ФЗ уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с пунктом 2 статьи 24 Закона №167-ФЗ считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Комментарии

3
  • Над. К
    Должны. Обязанность платить взносы никак не связана с наличием деятельности и доходов. Зарегистрировался как ИП, плати.
  • Над. К

    А зачем Вы тогда числитесь ИП?

    Если Вы в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, то взносы можно не платить