Невнятные правила сверки
До конца марта действует порядок проведения сверки, установленный разделом 3 Регламента организации работы с налогоплательщиками (приказ ФНС от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444@). Скоро его заменит новый, который начнет действовать с 1 апреля. Его вводит в действие приказ ФНС от 11 января 2007 г. № САЭ-3-25/2@. Он устанавливает требования к проведению сопоставления данных и подробно регламентирует всю процедуру.
Сегодня последовательность действий при сверке по инициативе налогоплательщика такова. Запросы от организаций поступают лично от их представителей или по почте, их распределяют по срокам представления информации. Далее инспектор отдела работы с налогоплательщиками составляет акт по форме № 23-а (краткая), который организация получает в течение трех дней и подписывает при отсутствии расхождений. При выявлении отклонений инспектор отдела работы с налогоплательщиками выписывает акт по форме № 23 (полная) и сверяет расчеты по данным информационных ресурсов ИФНС с первичными документами фирмы, чтобы установить причины разногласий. При выявлении ошибки по вине налоговой инспекции ее исправляют в течение пяти рабочих дней и корректируют акт. Регламент обязывает налоговиков провести сверку расчетов по заявлению плательщика (подп. 3.4.1 Регламента).
Документ отводит на процедуру 10 дней, а при обнаружении расхождений — 15 дней после поступления заявления (п. 3.4 Регламента). Справку о состоянии расчетов с бюджетом инспекторы обязаны выдать в десятидневный срок (3.5.5 Регламента). В случае неявки представителя организации для фиксации результатов сверки в срок, указанный в уведомлении, акт сверки расчетов в двух экземплярах отправляется по почте. В документе сообщается о необходимости возврата подписанного акта сверки.
В Регламенте не написано, как быть, если налоговая считает расхождения неустранимыми. В этом случае организация может вообще не подписывать акт. Требование о его подписании не основано на нормах законодательства о налогах и сборах (постановление Президиума ВАС от 6 сентября 2005 г. № 4083/05).
Быстрая сверка избавит от пеней
Налогоплательщику предоставлена инициатива проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, результаты которой должны быть оформлены в виде акта, подписанного налоговым органом и налогоплательщиком (п. 3 ст. 78 НК). При отказе от сопоставления данных в налоговой инспекции можно обжаловать бездействие контролеров в региональное УФНС (п. 1 ст. 139 НК).
Если налоговый платеж не попал на лицевой счет, оперативная сверка прекратит начисление пеней (письмо Минфина от 1 марта 2005 г. № 03-02-07/1-54). Судьи не относят к ущемлению прав организации несвоевременное отражение поступлений на лицевой счет (постановление Президиума ВАС от 9 января 2002 г. № 2635/01). Поэтому обжаловать расхождение в данных лицевого счета трудно, но можно оспорить решения, послужившие причиной разногласий.
Движение к идеалу зигзагами
Согласно новому регламенту, по заявлению организации процедура будет происходить следующим образом: после подачи заявления бухгалтер по истечении 10 дней может забрать краткий акт, в противном случае его направят фирме по почте.
Через 12 дней после подачи заявления акт вручают представителю компании лично, у фирмы есть столько же времени, чтобы его рассмотреть и вернуть в инспекцию. При почтовом отправлении срок вручения увеличивается до 19 дней. Если у организации нет замечаний по расчетам, то необходимо поставить отметку «согласовано без разногласий» — тогда сверка завершается. В противном случае пишут «согласовано с разногласиями». Забывчивому бухгалтеру инспекция напомнит о том, что краткий акт нужно вернуть, благо программное обеспечение позволяет контролерам отслеживать весь процесс. Напоминание происходит в форме уведомления, направляемого по почте. В нем будет указано, что несвоевременная сдача документа повлечет за собой прекращение процедуры. В случае если компания в течение 14 дней после направления уведомления не отреагирует — сверка будет завершена.
Вернемся к акту с разногласиями. При получении его инспекцией от компании по почте у контролеров есть пять дней, чтобы направить фирме документы по сверке (полный акт, перечень, сведения о невыясненных платежах и информационное письмо). У организации в свою очередь также будет пять дней после получения указанного пакета, чтобы рассмотреть, подписать и вернуть акт в ИФНС лично или почтой. Кстати, в информационном письме налоговики предложат подписать бухгалтеру акт с отметкой «разногласия устранены». При согласии фирмы с таким предложением сверка заканчивается.
Несогласие влечет за собой процедуру проверки вместе с инспектором данных, указанных в акте. Если их удалось сопоставить, то на этом процедура завершится. В случае невозможности устранить расхождения у фирмы есть только один путь — решить вопрос в судебном порядке.
Забыли вернуть полный акт — не беда, инспекция будет действовать таким же образом, как при составлении и направлении краткого. То есть направит напоминание, подождет 19 дней и закончит все самостоятельно.
Начать дискуссию