Психологический климат в бухгалтерии

Атмосфера в коллективе, пожалуй, один из важнейших факторов, влияющих на трудоспособность работников. Уже давно доказано, что если в офисе то и дело «сверкают молнии», сосредоточиться просто невозможно и как следствие падает эффективность труда. Так что же может вызвать такую нездоровую обстановку на работе?

Атмосфера в коллективе, пожалуй, один из важнейших факторов, влияющих на трудоспособность работников. Уже давно доказано, что если в офисе то и дело «сверкают молнии», сосредоточиться просто невозможно и как следствие падает эффективность труда. Так что же может вызвать такую нездоровую обстановку на работе?

Как в первый класс

Для многих бухгалтеров переход на новую работу является стрессом. Ведь человек полностью меняет не только фирму, но и коллектив. Психологи отмечают, что боязнь перемен и адаптации на новом месте зачастую является преградой в поисках более достойного места службы. Решиться на это непросто, но рано или поздно многим приходится делать в своей жизни такой шаг.

Итак, вы решили поменять место работы. Пройдя все испытания в виде поиска интересных вакансий, собеседований, вы в первый день выходите на службу, преисполненные желания трудиться. Казалось бы, все складывается хорошо, но как только вы зашли в офис и поздоровались, вы заметили, что сотрудники смотрят на вас слегка косо. А в течение всего дня вам так и не удалось ни с кем пообщаться. И вот вы начинаете гадать, в чем же дело, в чем причина такой недружелюбности?

Без вины виноватый

Практика показывает, что спровоцировать негативное отношение к новичку может все что угодно. К примеру, не исключено, что вы пришли на место уволенного сотрудника, который был душой компании, и работники вам всячески выказывают, что вы не достойны именно этого места. Тогда вам придется несладко. Но если вы общительный человек, знающий меру в шутках и колкостях, то рано или поздно вас все-таки примут. Но бывают случаи, когда коллектив настолько ополчается против нового работника, что ему ничего не остается, кроме как покинуть фирму. Наша читательница из Екатеринбурга рассказала, что у нее была похожая ситуация: «Когда я поняла, что не в силах ничего изменить, я просто ушла, дабы сохранить свои нервы. Хотя директор очень интересовалась, почему я, опытный и исполнительный работник, приняла такое решение. Но я не стала афишировать произошедшее со мной».

Такое отношение к новым сотрудникам психологи называют загадочным словом буллинг и является, по словам американских исследователей, чумой XXI века. В России, к сожалению, к таким проявлениям агрессии относятся пока не с должным вниманием, считая, что каждый в силах разобраться сам со своими проблемами. В то же время в Америке психологи бьют тревогу. Местные эксперты утверждают, что буллинг – это огромная проблема для всего общества. В результате повсеместной травли может разрушиться карьера человека, а зачастую все может закончиться суицидом.

Пришел. Увидел. Победил!

И все же не стоит отчаиваться, если вы видите, что вам, мягко говоря, не рады. Для того чтобы стать «своим» на новой работе, психологи советуют придерживаться следующих правил:

1) Присмотреться, что принято у сотрудников данного предприятия. Ходят они обедать в столовую или приносят еду из дома, обращаются друг к другу на «ты» или на «вы».

2) Не отрывайтесь от коллектива: кто-то решил показать вам, где что находится – с благодарностью отправляйтесь на такую экскурсию.

3) Сохраняйте нейтральность. Поддерживайте с коллегами приятельские отношения, но не спешите с кем-то сближаться, иначе ваша эта дружба может оказаться не с кем-то, а против кого-то.

4) Не лебезите перед начальством. Это бросается в глаза и сильно раздражает, причем иногда не только окружающих, но и само начальство.

Ну а в случае, если контакт наладить не получается и сотрудники то и дело вставляют вам палки в колеса, необходимо донести эту ситуацию до руководства. Конечно, не стоит ждать, что он тут же уволит зачинщиков такого к вам отношения, но не исключено, что примет соответствующие меры. Но замалчивать и терпеть не стоит, говорят психологи, поскольку подобная рабочая обстановка может нанести весьма существенный ущерб здоровью.

Агрессорам на заметку

Всем уроком может послужить случай, произошедший с одной из банковских служащих Лондона. Хелен Грин смогла доказать в Высоком суде Лондона, что в течение нескольких лет коллеги подвергали ее издевательствам, в результате чего у нее развилось психическое заболевание.

Как она рассказала на суде, придя в офис в первый раз, она сразу заметила к себе пренебрежительное отношение. Впоследствии оно сменилось более воинственными настроениями – несколько женщин-сотрудниц планомерно выживали ее с работы. Но Хелен не поддавалась насмешкам и издевательствам, считая, что выше этого. К тому же и расположение банка, и оклад, который она здесь получала, ее весьма устраивали.

Но вскоре к травле присоседились и другие сотрудники банка, не выбирающие выражений в своих оскорблениях. При этом у начальства, которое не замечало (или делало вид, что не замечает) офисную травлю, Грин была поначалу на хорошем счету: за три года работы ей дважды поднимали зарплату. Но на отношения с сослуживцами это никак не влияло.

Работа в такой обстановке привела к тому, что Хелен стала совсем неуравновешенной, ее психическое здоровье подорвалось: в сентябре 2000 года у нее случился нервный срыв, и после попытки самоубийства 30-летнюю сотрудницу секретариата поместили в клинику. Через пять месяцев Хелен попыталась вернуться в банк, так как была уверена, что справилась со своими проблемами, но после нескольких нападок своих коллег она вновь была вынуждена отправиться в больницу.

В начале 2006 года Хелен Грин подала в Высокий суд Лондона иск на банк, в котором она работала. На вопрос журналистов, почему она подала жалобу не на кого-нибудь из сотрудников или на всех своих коллег, а на сам банк, миссис Грин ответила, что эта кредитная организация допустила возникновение «атмосферы травли и запугивания» и никак не противодействовала ее существованию.

Суд признал вину руководства банка и в качестве компенсации обязал выплатить жертве офисных насмешек более 800 тысяч фунтов стерлингов.

В России пока такие истории большая редкость, да и суммы компенсаций, которые смогли получить жертвы офисных агрессий, копеечные. Но, быть может, не за горами то время, когда и у нас будут серьезно относиться к психологическому климату на работе.

Материал подготовлен с помощью сайта www.ip-online.ru

Зачастую неприятности и конфликты на работе напрямую отражаются на жизни работников. Они раздражительны по отношению к своим близким, срываются по пустякам. Психологи советуют: ни в коем случае не переносить работу на жизнь – это чревато более серьезными проблемами.

Если вы видите, что ваши новые сотрудники вам не рады, попытайтесь выяснить причину их негодования. В этом случае у вас есть возможность исправить ситуацию и больше не возвращаться к этой проблеме.

Елена КОРТНЕВА

Начать дискуссию