Когда организация получает в качестве вклада в уставный капитал основное средство, бывшее в употреблении, бухгалтеру нужно помнить две вещи. Во-первых, при расчете нормы амортизации можно зачесть срок фактического использования объекта у учредителя. Во-вторых, из-за несовпадения бухгалтерской и налоговой стоимости объекта необходимо применять ПБУ 18/02.
А.Ю. Ларичев, обозреватель "УНП"
Пример.
Организация была создана в ноябре 2003 года. Ее уставный капитал - 1000000 руб. В январе 2004 года организация получает от учредителя (другого предприятия) в качестве вклада в уставный капитал автомобиль. Стоимость машины в соответствии с учредительными документами - 180000 руб. Остаточная стоимость автомобиля по данным налогового учета у передающей стороны (учредителя) - 155000 руб., а срок фактического использования - 3 мес. (эти данные указаны в акте приемки-передачи автомобиля). По Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, автомобиль входит в третью амортизационную группу со сроком полезного использования свыше 3 и до 5 лет включительно. Организация установила срок его полезного использования 3 года и 1 месяц (37 мес.). Предприятие в бухгалтерском и налоговом учете начисляет амортизацию линейным методом.
В бухгалтерском учете организации должны быть сделаны следующие проводки.
В ноябре 2003 года:
Дебет 75 Кредит 80 - 1000000 руб. - отражена задолженность учредителей по вкладам в уставный капитал.
В бухгалтерском учете первоначальная стоимость автомобиля определяется в денежной оценке, согласованной учредителями, то есть в размере 180000 руб. (п. 9 ПБУ 6/01).
В январе 2004 года:
Дебет 08 Кредит 75 - 180000 руб. - частично погашена задолженность учредителя по взносам в уставный капитал путем передачи автомобиля;
Дебет 01 Кредит 08 - 180000 руб. - принят к учету автомобиль по стоимости, согласованной учредителями.
Налоговый кодекс не указывает, по какой стоимости нужно приходовать основное средство, полученное в качестве вклада в уставный капитал, в налоговом учете. МНС России предлагает учитывать полученное имущество по остаточной стоимости по данным налогового учета передающей стороны, то есть по аналогии с определением стоимости вклада в налоговом учете у передающей стороны (п. 1 ст. 277 НК РФ, разделы 5.3 и 7.2.7 Методических рекомендаций по налогу на прибыль).
Таким образом, в бухгалтерском учете первоначальная стоимость автомобиля составляет 180000 руб. В налоговом же учете его первоначальная стоимость будет равна 155000 руб., то есть остаточной стоимости, по которой он числился в налоговом учете у учредителя. Получается, что бухгалтерская первоначальная стоимость автомобиля больше налоговой на 25000 руб. (180000 - 155000).
Теперь определим, по какой норме организация должна начислять амортизацию. В налоговом учете пункт 12 статьи 259 НК РФ разрешает по приобретенным объектам основных средств определять норму амортизации с учетом срока эксплуатации у предыдущего собственника. Данное правило распространяется и на случаи, когда организация получает основные средства в качестве взноса в уставный капитал. Это нам подтвердили и в департаменте налогообложения прибыли МНС России.
Определим оставшийся срок полезного использования автомобиля, в течение которого организация будет начислять амортизацию:
37 мес. - 3 мес. = 34 мес.
Ежемесячная норма амортизационных отчислений будет равна:
(1 : 34 мес.) x 100% = 2,941%.
Сумма ежемесячных амортизационных отчислений в налоговом учете составит:
155000 руб. x 2,941% = 4559 руб.
Предположим, для упрощения учета организация выбирает для бухгалтерского учета срок полезного использования автомобиля также 34 мес. Следовательно, ежемесячная сумма амортизационных отчислений по автомобилю в бухучете составит 5294 руб. (180000 руб. : 34 мес.).
Ежемесячно начиная с февраля 2004 года бухгалтер организации будет делать следующие проводки:
Дебет 20 Кредит 02 - 5294 руб. - начислена амортизация по автомобилю.
Итак, ежемесячная разница, которая возникнет из-за разной суммы амортизации в учетах, составит 735 руб. (5294 - 4559). Возникающие ежемесячные разницы будут постоянными и приведут к образованию постоянных налоговых обязательств (п. 4 и 7 ПБУ 18/02). Рассмотрим их в таблице.
Таким образом, бухгалтер организации должен будет отражать постоянные налоговые обязательства следующей проводкой:
Дебет 99 Кредит 68 - 176 руб. (735 руб. x 24%) - начислено постоянное налоговое обязательство.
Эта запись делается ежемесячно в течение всего срока амортизации автомобиля.
Начать дискуссию