В конце декабря прошлого года вышел документ, незаслуженно обделенный вниманием прессы. Бывший глава ФНС РФ Анатолий Сердюков подписал письмо от 22 декабря 2006 г. САЭ-6-18/1246@, в котором фактически запретил налоговикам выполнять нормы Налогового кодекса об обязанностях налоговиков по информированию граждан, а заодно и статью 38 стародревнего закона о средствах массовой информации (датирован декабрем 1991 года). Эта статья закона о СМИ гласит, что граждане имеют право получать информацию о деятельности чиновников через СМИ. То есть не журналисты, которые, по мнению налоговиков, «вечно все переврут и напутают», получают информацию в ФНС, а именно налогоплательщики, собственно на чьи средства и существует замечательная служба, черпают сведения из газет, журналов, новостных лент информагентств. Таким немудреным способом реализуются на практике указанные нормы действующего законодательства.
Поводом для тотального запрета на общение со СМИ послужило постановление ФАС СЗО от 2 октября 2006 года N А42-13753/2005. Кстати, весьма здравый и ценный документ. В нем говорится о том, что «публикации специалистов налоговых органов в специализированных изданиях являются официальными разъяснениями, полученными налогоплательщиками от налогового органа». Нельзя не согласится с логикой судей. Даже устная беседа с районным налоговым инспектором – уже «официальное разъяснение». И, наконец-то, судьи пришли к тому, что налоговики обязаны нести ответственность за свою работу.
Но это верно лишь для судей… Но не для бывшего главы ФНС. Он делает из постановления совсем иные выводы. В письме он запрещает налоговикам предоставлять информацию в СМИ с формулировкой «давать какие-либо комментарии и интервью в СМИ… нежелательно». Высшее соизволение на сей «крамольный» акт получили лишь начальники областных управлений и их замы. Да и те, должны согласовывать свои комментарии с заместителями самого главы ФНС.
Другими словами, главный налоговик страны расписался в некомпетентности сотрудников. Пусть уж лучше помалкивают от греха в тряпочку.
В итоге складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны в каждом налоговом управлении (да и при многих инспекциях, кстати тоже) есть сотрудники, в обязанности которых входит общение со СМИ. Они должны отслеживать публикации, касающиеся их учреждения и в случае чего, контактировать с прессой. Однако их имена под страхом смертной казни не должны упоминаться в публикациях.
«Меня уволят!» - рыдала в трубку одна из таких сотрудниц, которая по долгу службы позвонила в наше агентство и просила исправить опубликованную информацию о деятельности управления, в котором её угораздило работать и отвечать за контакты со СМИ. Вся загвоздка заключалась в том, что в публикации, мы – как честные люди, указали источник поправок – ее имя, фамилию и должность, чем поставили под угрозу дальнейшее пребывание этой сотрудницы в рядах ФНС РФ.
А в пресс-службе московского налогового управления нашли самый отличный выход из «неудобного положения», в которое их поставили сверху. Эксперимента ради попробуйте как-нибудь дозвониться до сего замечательного отдела и задать вопрос. В лучшем случае Вам предложат выслать в их адрес письменный запрос, в худшем – вы будете бесконечно слушать короткие гудки, а для разнообразия «специалисты» отдела возьмут трубку, нежно в нее подышат и аккуратно положат обратно на рычажок.
Кстати, закон о СМИ (который видимо безнадежно забыт или даже вообще не известен специалистам пресс-служб всех уровней ФНС) разрешает представителям прессы обращаться в госорганы не только в письменной, но и в устной форме. Кроме того, в нем определен и срок ответа - 7 дней, а вовсе не месяц, как наивно полагают все те же службы.
Заявленный месяц никак не устраивает ни журналистов, ни читателей-налогоплательщиков. Через месяц информация окончательно и бесповоротно «протухает». Например, недавно на ленты информагентств поступила информация об обысках в столичном УФНС. И было довольно забавно слышать в этой ситуации – пришлите запрос, мы все согласуем и вам ответим. Как выяснилось позже из «неофициальных источников», пресс-служба узнала об обысках собственно от самих же журналистов.
Именно поэтому представителям СМИ приходится «коррумпировать» более-менее смышленых налоговиков всяческими приятными бонусами для того, чтобы оперативно получать информацию. Причем деньги в данной системе не котируются. Как правило, все решает банальный «блат» (как говорили раньше) или просто приятельские отношения.
А информация полученная таким образом представляется от имени «источника» - «как сообщил источник в ФНС РФ», «наш осведомленный источник», «чиновник, пожелавший остаться неизвестным», «из достоверных источников». Есть и совсем сомнительные, но жизнеспособные формулировки - «по информации из неофициальных источников» (ОБС – одна бабка сказала), «из источников, близких к достоверным» (как правило, таковыми источниками являются секретарши).
По всей видимости такая картина маслом всех устраивает. ФНС все больше перекрывает кислород - не проводятся пресс-конференции, запрещены интервью и прямой контакт со специалистами. Нас переводят на «искусственное дыхание» - ознакомится с позицией ФНС можно только в «официальном» СМИ, где каждая публикация безнадежно теряет актуальность в процессе долгих согласований и превращается в неживые цитаты из различных нормативных (и не очень) актов. В то же время шестнадцатилетний закон о СМИ уже давно не соответствует современным реалиям и существует лишь номинально. Впрочем.. как и нормы Налогового кодекса, которые для ФНС являются лишь поводом для размышлений, измышлений и догадок, а не законом прямого действия.
Начать дискуссию