Новости ФНС

Алло, налоговая?

Когда несколько лет назад в налоговых инспекциях начали работать телефонные справочные службы, многие бухгалтеры решили, что их мечта оперативно получать информацию «из первых рук» сбылась. Однако на практике все оказалось сложнее. Легко ли пробиться на номер инспектора-консультанта, какие вопросы можно задавать и на какие ответы рассчитывать, выяснил наш корреспондент.

Когда несколько лет назад в налоговых инспекциях начали работать телефонные справочные службы, многие бухгалтеры решили, что их мечта оперативно получать информацию «из первых рук» сбылась. Однако на практике все оказалось сложнее. Легко ли пробиться на номер инспектора-консультанта, какие вопросы можно задавать и на какие ответы рассчитывать, выяснил наш корреспондент.

Непростое задание

Сразу оговоримся, что не ставили перед собой задачу обзвонить абсолютно все налоговые. Главным для нас было — понять, как работают справочные службы и насколько они помогают бухгалтеру в его повседневной деятельности.

Общаясь с инспекторами, мы избегали действительно сложных тем. Спрашивали о том, что интересует практически любого бухгалтера: номера кодов бюджетной классификации, порядок прохождения сверки, сдача отчетности и т.п. Четко формулировали простые вопросы, были вежливыми, спокойными и терпеливыми.

Один момент приятно удивил. Очень мало инспекций, где от звонящего требуют полную персональную информацию (ИНН, наименование фирмы и ФИО звонящего). В основном сразу спрашивают организационно-правовую форму, чтобы направить в нужный отдел. Это там, куда удалось дозвониться. Что случалось не всегда. Но обо всем по порядку.

Инспекции Петербурга: сложно дозвониться, КБК не дают, вежливо переадресуют

Разговаривать с городскими налоговыми инспекторами было интересно, но непросто и не всегда эффективно. Многие номера приходилось брать «с боем».

В МИФНС № 9 по Центральному району (тел.: 272-81-42) дозвониться удалось с первого раза. На наш вопрос, кому сообщить об изменениях в Уставе организации, вежливо переадресовали в МИФНС № 15 (Единый центр регистрации) и дали его телефон: 335-14-03. К сожалению, попытки пробиться туда в течение целого дня оказались тщетными. А вот уточнить КБК по налогу на добавленную стоимость по телефону не удалось. Нам посоветовали приехать в инспекцию и самим переписать его с информационного стенда.

Инспектор МИФНС № 10 по Центральному району (тел.: 272-73-43) тоже не заставил себя ждать. Сообщил, что о порядке сдачи отчетности по «упрощенке» и перечне необходимых для этого документов можно узнать в кабинете 17, и снабдил номером телефона. Заметив при этом, что вообще-то надо читать инструкцию. До специалистов отраслевого отдела, увы, так и не дозвонились.

Попытка узнать по телефону, как пройти сверку по налогам, в МИФНС № 16 по Василеостровскому району (тел.: 321-34-58) оказалась не вполне удачной. Сказали, что нужно подойти в кабинет 19 с заявлением в любой рабочий день с 9.00 до 18.00. Дать более подробную информацию по телефону отказались.

Выборгский район в лице сотрудника МИФНС № 17 (тел.: 335-56-87) после нескольких неудачных попыток дозвониться порадовал разговором на тему: как правильно говорить — нужна сверка по налогам или справка по форме № 39. После уточнения терминологии нам рекомендовали обратиться в кабинеты 102 или 105 инспекции.

Короткая, но очень информативная беседа имела место в МИФНС № 18 по Калининскому району (тел.: 335-46-89). На простой вопрос о порядке сдачи отчетности в случае применения упрощенной системы налогообложения дали уверенный и полный ответ, но на всякий случай рекомендовали проконсультироваться в кабинете 120.

Инспектор МИФНС № 20 по Колпинскому району (тел.: 461-92-17) сначала пыталась самостоятельно разобраться с нашей ситуацией (фирма сменила юридический адрес и теперь непонятно, куда сдавать отчетность). Но, в конце концов, посоветовала обратиться в отдел учета налогоплательщиков и дала его номер.

В МИФНС № 22 по Красносельскому району (тел.: 740-44-12) ответили четко и в доброжелательной манере. Это одна из немногих инспекций, где регистрируют все звонки и просят назвать фамилию, а также наименование фирмы. Здесь мы тоже задали вопрос по «упрощенке». Получив стандартный ответ — «все по инструкции», — сослались на то, что обычно в каждой налоговой есть какие-то особенности. Тогда нас все в той же вежливой манере переадресовали в кабинет 406 и снабдили телефонами. А в завершение разговора попросили не тянуть с документами, чтобы в последний день не стоять в очередях.

Очень порадовал Московский район. Это МИФНС № 23 — для организаций (тел.: 387-80-08) и МИФНС № 28 — для физических лиц (тел.: 387-83-34). И там, и там отвечали очень вежливо и по существу, дали номера необходимых кабинетов и телефонов.

А вот в МИФНС № 24 по Невскому району (тел.: 447-79-37), хоть и сняли трубку сразу, не захотели даже несколько цифр в расчетном счете уточнить.

Закончилось наше путешествие по налоговому Петербургу во Фрунзенском районе. Мы очень долго и вежливо упрашивали дежурного специалиста МИФНС № 27 (тел.: 335-12-12) уточнить реквизиты для перечисления налога на добавленную стоимость. Также долго и не менее вежливо нас уговаривали приехать в инспекцию и переписать интересующие сведения.

Не удалось дозвониться (постоянно занято) даже с пятого-шестого захода до МИФНС № 7 (тел.: 635-51-91) и № 8 (тел.: 310-91-63*) по Адмиралтейскому району, МИФНС № 11 по Центральному району (тел.: 275-17-06), МИФНС № 19 по Кировскому району (тел.: 753-33-88), МИФНС № 21 по Красногвардейскому району (тел.: 222-25-93) и МИФНС № 26 по Приморскому району (тел.: 740-48-33).

Справедливости ради отметим, что это самые густонаселенные районы с большим количеством налогоплательщиков. Поэтому «аншлаг» справочного телефона вполне предсказуем.

Инспекции Ленобласти: отвечают на многие вопросы, дают КБК, есть «молчуны»

Беседы с представителями областных налоговых в целом оказались проще и результативней. Да и «пробивать» телефон почти нигде не пришлось.

В ИФНС по Выборгскому району (тел.: (813-78) 242-77) сразу и любезно предоставили информацию по реквизитам для уплаты налогов.

Инспектор ИФНС по Лужскому району (тел.: (813-72) 221-22) терпеливо отвечал на вопросы о местонахождении отделов по работе с организациями, индивидуальными предпринимателями и гражданами. А в завершение разговора дал все необходимые номера телефонов.

Сотрудник МИФНС № 2 по Кировскому району (тел.: (813-62) 290-13) в очень доброжелательной манере объяснил процедуры получения справки по задолженности (форма № 39).

В МИФНС № 5 по Волховскому району (тел.: (813-63) 715-84) на вопрос о сообщении информации в связи со сменой главного бухгалтера дали короткий и быстрый ответ: подробной информации по телефону не даем. И переадресовали в отдел регистрации, правда, снабдив соответствующим номером.

МИФНС № 6 по Бокситогорскому району (тел.: (813-66) 206-95) порадовала подробными разъяснениями по сдаче отчетности при «упрощенке». Безо всяких отговорок дали исчерпывающую информацию по документам, которые нужно представить в инспекцию. И, кроме того, снабдили номерами кабинета и телефона, где при необходимости можно получить дополнительные сведения.

Попытки дозвониться до ИФНС по Волосовскому (тел.: (813-73) 232-44) и Всеволожскому (тел.: (813-70) 313-99) районам, равно как и до МИФНС № 4 по Лодейнопольскому району (тел.: (813-64) 237-50) успехом не увенчались. Почему-то никто не брал трубку. Может, нам просто не повезло?

Управления города и области держат ситуацию под контролем

Для полноты картины с телефонными справочными службами мы обратились в Управление ФНС России по Санкт-Петербургу с просьбой прокомментировать ситуацию. Тот факт, что до городских налоговых трудно дозвониться, сотрудник отдела по работе с налогоплательщиками и средствами массовой информации Геннадий Борисович Бессребренников объяснил очень большим объемом работ, который им приходится выполнять. Сотрудники инспекций отвечают на звонки посменно,

без обеда. При этом Управление регулярно проводит мониторинги деятельности справочных служб. Серьезных замечаний по их работе пока не было.

Нежелание инспекторов говорить по телефону КБК прокомментировали следующим образом. Эта информация не является секретной. Однако сотрудникам налоговых органов рекомендовано приглашать налогоплательщиков в инспекцию лично. В их же интересах — чтобы свести к минимуму ошибки при задиктовывании большого количества цифр.

С действительно сложными запросами Геннадий Борисович посоветовал обращаться на сайт управления www.r78.nalog.ru, где налогоплательщики могут воспользоваться услугами специального on-line — сервиса. Кроме того, при Управлении работает Центр информирования налогоплательщиков (тел.: 272-01-88). Консультации проводятся по всем видам налогов и платежей согласно ежемесячно утверждаемому графику.

В Управлении ФНС России по Ленобласти нам удалось поговорить с начальником отдела по работе с налогоплательщиками и СМИ Надеждой Александровной Каримовой. Она подтвердила, что дежурный инспектор в принципе должен отвечать на все вопросы, поступающие от налогоплательщиков. А уж как тот или иной сотрудник инспекции отвечает на заданный вопрос, зависит и от уровня профессиональной подготовки специалиста, и от специфики вопроса.

Надежда Александровна пояснила, что в областных налоговых инспекциях по контактному телефону зачастую отвечает начальник отдела работы с налогоплательщиками или его заместитель. Поэтому налогоплательщики, как правило, получают исчерпывающую информацию. В Управлении тоже есть такой номер: 227-86-35, по которому всегда ответят.

Прозвучала и просьба к налогоплательщикам: обязательно представляться и четко формулировать вопрос. Тогда инспектору будет проще дать необходимую информацию.

Если дозвониться до какой-то налоговой или сразу получить ответ на интересующий вопрос не удается, Надежда Александровна посоветовала обратиться в Управление — здесь всегда помогут. Сложные вопросы лучше задавать в письменном виде. Есть и еще один вариант — оставить вопрос на сайте www.r47.nalog.ru и там же получить ответ.

Терпение и вежливость гарантируют успех

От общения с налоговыми инспекторами Санкт-Петербурга и Ленобласти в целом осталось благоприятное впечатление. Выводы из наших бесед можно сделать следующие.

Во-первых, телефонные справочные службы работают во всех налоговых. Дозвониться реально, но где-то это сделать проще, а где-то сложнее.

Во-вторых, инспекторы идут на контакт. Практически везде с нами общались вежливо, трубку никто не бросал и от разговора не уходил.

В-третьих, помощь бухгалтеру окажут по любому справочному телефону. Правда, разную. В одной инспекции и проконсультируют, и номера кабинетов с телефонами дадут, и еще попросят не задерживаться с документами. А в другой — лишь переадресуют в нужный отдел. Городские инспекторы еще могут пригласить в инспекцию переписать информацию со стенда.

Вообще ситуация в области представляется более оптимистичной: дозвониться легче, на многие вопросы отвечают сразу, редко переадресуют. Хотя и здесь еще есть над чем поработать. Например, уменьшить количество «молчащих» телефонов.

Бухгалтерам, в свою очередь, тоже не стоит во всех своих бедах винить налоговиков. В принципе, по любым справочным телефонам государственных структур дозвониться нелегко — надо просто терпеливо и методично взяться за интересующий номер. Подготовиться к разговору, четко сформулировать вопрос тоже не будет лишним.

Если же в налоговую не пробиться или конкретный инспектор действительно не выполняет свои прямые обязанности, всегда можно обратиться за разъяснениями или с аргументированной жалобой в Управление. И, конечно, в любой ситуации оставаться вежливыми.

Начать дискуссию