Служебным телефоном сегодня никого не удивишь. Для представителей некоторых профессий он просто необходим: например, для менеджеров, водителей и т. д. Решение вопроса о том, как учесть компенсацию переговоров ложится, как правило, на плечи главбуха.
При современном развитии бизнеса надо уметь быстро реагировать на ситуацию, приходится быть мобильным. Первый помощник здесь — сотовый телефон. Поэтому многие фирмы оплачивают своим работникам мобильную связь. Вопрос о том, как отразить такие затраты в учете был поднят и на форуме www.buhgalteria.ru. Со своей проблемой к коллегам обратилась «Лора»: «Мы оплачиваем работникам “мобилки”: как аппараты, так и переговоры. У компании заключен корпоративный договор с оператором сотовой связи. Подскажите, пожалуйста, какими документами мне стоит запастись, чтобы безболезненно уменьшить на эти расходы налогооблагаемую прибыль?»
Ответ не замедлил себя ждать. Первым откликнулся «Ярослав»:
«Все зависит от того, на какой риск вы готовы. Если придерживаться только Налогового кодекса, то затраты на сотовую связь можно учесть на основании подпункта 25 пункта 1 статьи 264, просто как расходы на связь. Конечно, издержки надо будет документально подтвердить: например, договором с оператором и т. д. При этом, если подключить безлимитные тарифы, то установление лимитов и наличие детализованных счетов просто потеряют всякий смысл».
«Рита» поспешила предостеречь участников форума:
«Боюсь, что без дополнительных документов в любом случае не обойтись. Ведь сколько было разъяснений чиновников о том, что учесть оплату мобильного в налоговых расходах можно только, если серьезно подготовить обоснованность их производственного характера. Так что одного лишь договора с оператором и счетов к нему будет маловато».
Опасения «Риты» разделил «Алекс»:
«Я тоже считаю, что лучше перестраховаться. У нас большой штат персонала и эта статья затрат весьма внушительна. Лично мне не трудно собрать бумаги, требуемые контролерами. Я «прикрываюсь» письмом Минфина России от 27 июля 2006 г. № 03-03-04/3/15 и собираю следующий пакет документов: приказ директора с перечнем должностей работников, которым положен сотовый, ну и, естественно, договор с оператором связи, у которого мы запрашиваем детализованные счета. В них есть вся необходимая информация: номера абонентов, дата и время переговоров, тариф. Такую позицию я выбрал еще и потому, что работаем в Москве, а столичные налоговики полностью поддержали мнение финансистов (письмо УФНС России по г. Москве от 20 сентября 2006 г. № 20-12/83834)».
Своим опытом поделилась «Галина Михайловна»:
«А мы дополнительно к вышеперечисленным бумагам, право пользования корпоративным сотовым прописываем еще и в трудовых договорах. Причем в приказе руководителя о выдаче и оплате телефона мы заодно утверждаем лимит, в пределах которого разговоры будут оплачены за счет фирмы. Все, что сверх лимита — головная боль работника, удерживаем из зарплаты. «Фишку» с лимитом мы почерпнули из письма Минфина России от 23 мая 2005 г. № 03-03-01-04/1/275. Правда, иногда мы все-таки принимаем сверхлимитные затраты. Например, когда командированному сотруднику приходится общаться по мобильному из другого города или даже страны. Но даже если работник и никуда не выезжал, доказать, что превышение лимита произошло именно из-за личных переговоров, нереально. Так что, по моему мнению, утверждение лимитов — это скорее для внутренней дисциплины».
Поскольку нормативных пределов по оплате мобильных для работников не существует, участники конференции озадачились вопросом: как рассчитать лимит, который устроит проверяющих? Решение предложила «Рита»:
«Я вижу два варианта. Первый — взять фактические данные по расходам за предыдущие периоды, вывести некое среднее значение и на его основании рассчитать лимит. Второй — по истечении периода выяснить, какова фактическая сумма затрат, и установить задним числом соответствующий лимит. Но это вряд ли будет выглядеть естественно и скорее наведет контролеров на мысли об уловках».
Отметим, что столичные контролеры установленные нормы звонков по мобильным едва ли примут в налоговом учете. Причиной является письмо УФНС России по г. Москве от 9 февраля 2005 г. № 20-12/8153, в котором чиновники изложили весьма категоричную точку зрения: «...учет затрат на телефонные переговоры по мобильным телефонам по примерным среднегодовым нормам не может применяться для целей налогообложения прибыли». С другой стороны, свое право на списание в расходы оплаты сотовых в пределах внутрифирменных лимитов фирма может отстоять в суде. Пример тому — постановление ФАС Московского округа от 31 мая 2006 г. по делу № КА-А40/4775-06. В ходе судебных разбирательств арбитры расценили утвержденные лимиты как документальное подтверждение издержек. Что в последствии было учтено как важный аргумент в пользу фирмы.
Скажем пару слов и о детализированном счете оператора. Перечень документов, необходимых для подтверждения экономической целесообразности телефонных переговоров, в налоговом законодательстве не представлен. Поэтому нередко возникают сомнения в необходимости запрашивать детализацию звонков. Отметим, что на данный момент по этому вопросу нет однозначной арбитражной практики. Так, некоторые арбитры считают, что для отражения расходов на оплату мобильных в налоговом учете детализация не обязательна (постановления ФАС Поволжского округа от 30 марта 2006 г. по делу № А65-16024/2005-СА1-37, ФАС Северо-Западного округа от 23 мая 2006 г. по делу № А13-15096/2005-08). Вместе с тем, отдельные судьи придерживаются мнения, что доказать производственный характер переговоров можно лишь при наличии детализованного счета (постановление ФАС Уральского округа от 26 декабря 2005 г. по делу № Ф09-2102/05-С2). Так что, если споры с контролерами в «планы развития» вашей компании не входят, лучше все же запросить у оператора сотовой связи детализацию по счетам.
Начать дискуссию