Налоговые проверки

Правила налоговой игры: милицию отправят на скамейку запасных

Депутатам и бизнесменам давно не дает покоя участие милиции в налоговых проверках. По их мнению, сотрудники МВД иногда «перегибают палку». На это руководство ведомства возражает — совместная с налоговиками работа приносит вполне ощутимые результаты.

Депутатам и бизнесменам давно не дает покоя участие милиции в налоговых проверках. По их мнению, сотрудники МВД иногда «перегибают палку». На это руководство ведомства возражает — совместная с налоговиками работа приносит вполне ощутимые результаты.

Александр Лебедев

Фирмы прячутся по норам

То, что любая проверка организации, которую устраивают компетентные органы, добром не заканчивается, всем давно известно. Интернет пестрит сообщениями от недовольных работой милиционеров. Действия, которые предпринимают правоохранители, вполне можно квалифицировать как «беспредел». Сотрудники МВД ходят в основном на удачу, считает участница бухгалтерского форума Елена Смолина:

– Если им «стукнут» – это вдвойне праздник. Если совсем повезет, то и на зарплату сядут. К моей знакомой нагрянули. Нашли проблемы. Выкручивали руки, но не вышло. Акт не составили, велели завтра к ним в отдел прийти и прихватить учредительные документы. При встрече в кабинете вопрос о бумагах даже не заходил. С порога «крышевать» стали предлагать. Работа у них такая – малобюджетная и беспредельная...

С мнением коллеги согласна безымянная посетительница бухгалтерского форума. По ее словам, если «прикармливать» милиционеров, они начнут ходить на фирму как на работу. Она сказала, что ее подруга не знает уже как отделаться от контролеров – практически каждую пятницу к ней в супермаркет заходят. Все из-за того, что первый раз расстаралась, надарила подарков, конвертик и все такое. Самой рассказчице повезло больше:

– Пришли, проверили. Поделились, подружились. Обменялись телефонами. И вот, наша кассир попалась на махинации. Позвонили знакомым сотрудникам – появились, ее запугали. Да так, что она не только награбленное вернула, но даже профессию сменила.

По мнению участницы интернет-форума Ани Русской, основные проблемы приносят предпринимателям молодые сотрудники милиции. Они только окончили ВУЗ, получили хорошее место и думают, как поправить свое материальное положение:

– Единственное, что им не хватает – выдержки и психологии. Ходят организованными группками по трое-четверо и проверяют все, не глядя. Это напоминает плохо организованное ограбление. Один стоит в дверях, никого не впускает и не выпускает, другой наугад опрашивает сотрудников, третий прессует руководство.

Хотя, по словам Ани Русской, таких ревизоров быстро раскалывают через вышестоящие инстанции и выгоняют. Другой посетитель форума рассказал, что у него недавно была проверка УБЭП, естественно, проведенная не по правилам. Выявлены нарушения, теперь «ревизоры» требуют ежемесячную плату. «С этим надо как-то бороться. Благо есть знакомые налоговики, можно попробовать решить проблему через них», – подытожил рассказчик.

МВД – санитары налогового леса

Хотя работа проверяющих вызывает нарекания предпринимателей, сами милиционеры рапортуют о своей продуктивности. Согласно подведенным итогам деятельности ГУВД г. Москвы в сфере налоговых преступлений за 2006 год, борьба с такими нарушениями столичными правоохранительными органами возведена в особый ранг.

В прошлом году в результате совместных проверок налоговики и милиционеры установили, что из-за махинаций организаций казна потеряла более 13 млрд рублей. В том числе 10,2 млрд рублей – из-за налоговых преступлений. Столичные следственные подразделения возбудили 491 уголовное дело и привлекли к ответственности 839 человек. Благодаря усердной работе силовиков в бюджет удалось возместить 6 млрд 266 млн 982 тысячи рублей, из которых более 5,2 млрд рублей вернули по оконченным уголовным делам за налоговые преступления.

Несмотря на то что государство предпринимает определенные меры, минимизация налогообложения остается сложной экономической и правовой проблемой. И борьба с ней не утихает, подчеркнул начальник управления по налоговым преступлениям ГУВД г. Москвы Анатолий Михалкин:

– Криминальное проникновение в налоговую сферу носит все более организованный и профессиональный характер. Постоянно растут уровень и качество интеллектуального обеспечения этого вида противоправной деятельности. Сейчас преступники интенсивно ищут новые способы реализации налоговых нарушений. Поэтому основные усилия нашей службы направлены на предотвращение таких действий.

Выявление и пресечение преступлений, предусмотренных статьями 198 и 199 Уголовного кодекса – уклонение от уплаты налогов, – основная задача подразделений по налоговым преступлениям ГУВД г. Москвы. По мнению Анатолия Михалкина, этот вопрос необходимо решать совместно со столичным УФНС. Ведь общая задача ведомств – наполнить казну. Поэтому руководство ГУВД в этом году уделяет особое внимание проведению мероприятий по выявлению, расследованию фактов сокрытия денежных средств, за счет которых должно происходить взыскание недоимки по налогам и сборам.

По словам начальника главного следственного управления ГУВД г. Москвы Ивана Глухова, милиция очень часто сталкивается с преступлениями, направленными на уклонение от уплаты налогов. Правоохранительные органы стараются компенсировать урон, причиненный государству организациями и индивидуальными предпринимателями. Но лишь незначительная часть средств возвращена добровольно, отмечает генерал:

– Возмещение причиненного ущерба, как правило, происходит путем возбуждения гражданского иска к заявленному делу, в том числе уголовному. Истцами в данном случае могут выступать как прокуратура, так и налоговые органы.

На проверку как на охоту

Сегодня подвергнуться проверке со стороны правоохранительных органов может любая организация. Сотрудники МВД участвуют в выездных контрольных мероприятиях по запросу инспекций (ст. 36 НК). Право «людям в погонах» нанести такой визит на предприятие совместно с налоговиками дает также закон от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции». Основанием для ревизии может быть полученная сотрудниками ГУВД информация об административном правонарушении или преступлении. Как правило, сами ревизионные действия ведут территориальные отделы МВД.

Налоговые проверки организаций должны осуществлять лишь управления и отделы по налоговым преступлениям. В своей деятельности они руководствуются приказом МВД от 16 марта 2004 г. № 177. Прежде чем провести ревизию, милиционеры должны собрать достаточное количество сведений о том, что фирма умышленно не платит налоги (п. 35 ст. 11 закона № 1026-1). Оценивает полученную информацию руководитель подразделения, а окончательное решение о необходимости проведения проверки принимает начальник управления или начальник отдела по налоговым преступлениям (их заместители). Максимальный срок проверки составляет 30 дней (ст. 144 УПК).

Однако, по мнению эксперта юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Вадима Зарипова, любое вовлечение сотрудников правоохранительных органов в проведение контрольных мероприятий серьезно влияет на финансовое состояние компании и ее деловую репутацию. Даже если впоследствии все будет в порядке и милиция снимет налоговые претензии, предприятие может потерять часть своих клиентов и партнеров, которые не пожелают связываться с «запятнавшей» свою репутацию организацией. Поэтому необходимость в изменении законодательства назрела давно, считает Вадим Зарипов:

– Мы не первый раз бьем тревогу. Следователи ведут себя во время проверок очень нагло. Они имеют право на получение любой информации об обследуемой компании. Причем берут эти данные в свободном порядке.

С тем, что милиционеры имеют очень широкие полномочия, согласна Елена Смолина. По ее словам, лучше не сопротивляться действиям сотрудников МВД:

– Пусть роют, сколько хотят. Если не нароют, то так и повадятся ходить – ведь заказ надо отрабатывать! Когда пришли в мою фирму, на вопросы я отвечала как на экзамене в институте: «Да, мы принимаем заказы у физических лиц и оплату за них, об этом свидетельствуют Z-отчеты, записи в кассовой книге, книге кассира-операциониста и т. д.» Невозмутимый взгляд очень сложно держать (очень хочется ругаться и язвить). Но я понимаю, что у них масса полномочий, и если дать волю чувствам, то неизбежно будут большие проблемы.

Защитить фирму от участия сотрудников милиции в проверках достаточно сложно. Дело в том, что следователь вправе требовать любые документы (ст. 15 закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ). Предпринимателю очень проблематично что-либо возразить ему, поскольку практически невозможно противодействовать наделенному властью человеку, подчеркнул Вадим Зарипов.

Милицию выгоняют с общей «полянки»

Однако осенью прошлого года законодатели забили тревогу по поводу участия силовиков в проверках и заявили, что планируют облегчить деятельность российских компаний. В мыслях депутатов создать документ, согласно которому будет ограничена компетенция милиции в части налоговых проверок. Полномочия правоохранительных органов, по мнению авторов, сегодня очень широки. Вместо помощи налоговикам нередко выходит так, что сотрудники МВД злоупотребляют служебным положением и проводят налоговые ревизии не всегда добросовестно. Законодатели склонны называть действия милиционеров не иначе как административным произволом, поэтому ограничение их участия в проверках считают делом времени.

Претензии депутатов сегодня вызывает статья 5 закона от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», которая дает милиционерам широкие права при налоговой проверке. Согласно документу, сотрудники органов внутренних дел обязаны оказывать практическую помощь коллегам из налогового ведомства. При этом лица, насильственным образом препятствующие выполнению работниками ФНС должностных обязанностей, должны быть привлечены к ответственности. Особенно вызывает вопросы целесообразность использования милицией при налоговой проверке закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-разыскной деятельности» и Уголовно-процессуального кодекса, считает Вадим Зарипов:

– Дело в том, что эти документы ориентированы на борьбу с преступлениями против личности, кражами и подобными правонарушениями. Руководствоваться данным законодательством достаточно сложно при проведении налоговой проверки.

Тем не менее в пользу сотрудничества налоговиков и милиционеров говорит тот факт, что в 2006 году выявлено и предотвращено создание более 8 тысяч организаций. Фирмы пытались зарегистрировать на подставных лиц, по подложным документам, либо по несуществующим адресам, отметил Анатолий Михалкин: — Совместно с инспекциями сотрудники милиции принимают участие в работе комиссии по легализации теневой заработной платы, взысканию недоимки. Проводим профилактические беседы с руководителями предприятий, которые, по нашим данным, занимаются такими противоправными действиями. Такое взаимодействие нам позволяет более эффективно возмещать ущерб по уголовным делам. Управление по налоговым преступлениям заинтересовано в дальнейшем увеличении числа проверок именно на плановой основе.

С мнением генерала не согласны эксперты, утверждающие, что от подобного взаимодействия только проблемы. После проведенной ревизии нередко адвокаты с трудом оспаривают результаты контрольных мероприятий. Дело в том, что законодательство, регламентирующее положение по полномочиям проверяющих ведомств, крайне противоречиво, считает Вадим Зарипов:

– Милиция должна работать с криминалом, но сегодня она действует как инструмент выбивания долгов из компаний. Они выкручивают руки и требуют от фирм невыполнимых действий.

Сотрудники МВД и так уже ограничены по вмешательству в проверки, считает Анатолий Михалкин. Этим занимается специальное подразделение – Управление по налоговым преступлениям:

– По закону лишь милиция уполномочена проводить оперативно-разыскную деятельность, в результате которой мы можем выявить скрытый подпольный механизм ухода от налогообложения. Если делать это станут только налоговики, то это будут поверхностные мероприятия. В работе ревизионного механизма без правоохранительных органов никак нельзя. В каждом государстве есть фискальная служба вроде нашего управления. В случае отсутствия такого подразделения ни у одной страны нет будущего. У нас депутаты много чего выдвигают и много о чем спорят.

Судьба законопроекта пока еще туманна. Несмотря на то что вопрос об ограничении участия милиционеров в проверках периодически поднимается чиновниками, заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Игорь Игошин считает, что маловероятно уменьшение участия милиции в ревизионных мероприятиях:

– И объемы уклонения от налогов, и способы, которые при этом используют компании, – все это диктует необходимость привлечения силовых структур к такой работе. Как, например, доказать факт массовых выплат «черных» зарплат? Необходимо привлечение милиции и специалистов, которые будут, скажем, восстанавливать на изъятых жестких дисках стертые электронные таблицы, содержащие «неофициальные» зарплатные ведомости. Кроме того, нужно процессуально все это оформлять. Иного пути нет. Налоговые органы – это все же не спецслужбы, и им нужна помощь.

Внести изменения в законодательство, которые бы ограничили участие милиции в проверках фирм, будет очень проблематично, отмечает Вадим Зарипов. Ведь ни одно ведомство не готово добровольно согласиться на потерю своих дополнительных функций. Но если милицию все же ограничат в части контрольных проверок, у налоговиков хватит инструментов воздействия на проверяемые организации.

мнение

Депутат, член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Наталья Бурыкина о разработке законопроекта, ограничивающего участие милиции в выездных налоговых проверках:

– Органы МВД не должны заниматься налоговыми проверками. Налоговые проверки – это форма налогового контроля, то есть основная функция Федеральной налоговой службы. К сожалению, деятельность сотрудников МВД регулируется другим законодательством: законами от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» и от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-разыскной деятельности». Согласно этим документам, они занимаются проверками фирм, но это не налоговые проверки.

Если милиционеры пришли в организацию самостоятельно, то, согласно Уголовно-процессуальному кодексу, они должны либо принять решение о возбуждении дела, либо нет. Чтобы они не проверяли, помните: в любом случае это – «не налоговая проверка»! Сегодня они приходят с позиции силовых органов и даже не проверяют, а просто производят выемку документов. Чего хотят? Они, видимо, приходят «соблюдать законность» или имеют какой-то доход с предпринимателей.

Мы не хотим совсем отстранить милиционеров от работы. Налоговые органы вправе привлекать милиционеров к проведению проверки, если представителей ФНС, например, не пускают на предприятие. Тогда правоохранительные органы должны соблюсти законность, оказав помощь налоговикам. Пока сложно сказать, когда мы разработаем документ.

Начать дискуссию