Менеджмент

Показатели для анализа годовой отчётности предприятия

На каждом предприятии наступило время составления годовой бухгалтерской отчётности, сдачи налоговых деклараций, подготовки к годовым собраниям собственников (акционеров), утверждающих итоги финансово-хозяйственной деятельности за 2003 год. Несмотря на то, что анализ отчётности на многих предприятиях проводится постоянно, именно отчёты за год представляют наиболее полную «информацию для размышления».

Л. П. Борисов

     На каждом предприятии наступило время составления годовой бухгалтерской отчётности, сдачи налоговых деклараций, подготовки к годовым собраниям собственников (акционеров), утверждающих итоги финансово-хозяйственной деятельности за 2003 год.

     Несмотря на то, что анализ отчётности на многих предприятиях проводится постоянно, именно отчёты за год представляют наиболее полную «информацию для размышления».

     Во-первых, годовая отчётность полнее и подробнее характеризует работу предприятия. Во-вторых, квартальная отчётность не зря называется «промежуточной» - только по итогам года формируется окончательные данные, используемые впоследствии для анализа и стратегического планирования. В-третьих, проанализировать итоги прошедшего года необходимо в ходе подготовки годового комплекта отчётности, включающего в себя практически у всех средних и крупных предприятий Пояснительную записку к годовому отчёту.

     Составление Пояснительной записки – творческого отчёта в произвольной форме, критерии которого законодательно не регламентируются, иногда вызывают затруднения у счётных работников. В качестве помощи при анализе можно посоветовать использование ряда показателей и коэффициентов, которые достаточно полно характеризуют как имущественное состояние предприятия, так и результаты его финансово-хозяйственной деятельности.

     Для удобства расчётов аналитические показатели сведены в Таблицу № 1, формулы расчёта указаны с использованием строк Бухгалтерского баланса (форма № 1) и Отчёта о прибылях и убытках (форма № 2).

Показатели для анализа финансовой устойчивости предприятия

Таблица № 1

№ пп

Полное наименование показателя

Краткое обозначение

показателя

Формула для расчёта

(в кодах строк бухгалтерской отчётности)

Основные тенденции, определяемые показателем

1

2

3

4

5

Собственные оборотные средства

(отражает достаточность постоянных ресурсов для финансирования постоянных активов)

СОС

СОС = стр. 490 – стр.190 (форма № 1)

Если СОС > 0, то предприятие имеет больше постоянных источников (ресурсов), чем это необходимо для самофинансирования.

Если СОС < 0, то источником покрытия основных средств и внеоборотных активов является краткосрочная кредиторская задолженность. В случае если срок исполнения обязательств перед кредиторами наступит, а показатель СОС не изменится, то потребуется либо привлечение заёмных средств, либо реализация основных средств и внеоборотных активов (а они, в свою очередь, относятся к наиболее медленно и трудно реализуемым).

Поэтому финансовое положение предприятия является неустойчивым и требуется принятие срочных мер для его исправления.

2.

Собственные и Долгосрочные Оборотные Средства

(характеризуют наличие и сумму оборотных средств, имеющихся в распоряжении предприятия, которые могут быть востребованы в любой момент времени).

СДОС

СДОС = стр. 490 – стр.190 + стр. 590 (форма № 1)

Изменение величины СДОС имеет в каждом конкретном случае неоднозначное толкование.

Уменьшение величины СДОС по сравнению с предыдущим периодом свидетельствует о том, что предприятие погашает долгосрочные кредиты банков и прочие долгосрочные займы, что положительно характеризует проводимую кредитно-денежную политику.

Рост СДОС должен анализироваться с позиций выгодности каждого договора кредита или долгосрочного займа (цель получения, направление использования, процентная ставка, срок заимствования и т.д.).

Итоговый результат – позитивно или негативно влияет рост (уменьшение) долгосрочных заимствований на ликвидность предприятия, выявляется при анализе конкретной ситуации, сложившейся по итогам анализируемого периода.

3.

Основные источники формирования Оборотных Средств (характеризуют наличие и сумму собственных средств, финансирующих оборотные средства предприятия)

ООС

ООС = стр. 490 – стр.190 + стр. 590 + стр. 610

(форма № 1)

Увеличение ООС достигается за счёт прироста собственных оборотных средств (СОС) предприятия (что всегда расценивается как позитивная тенденция), привлечения заимствований долгосрочного и краткосрочного характера, а также за счёт минимизации внеоборотных активов предприятия (уменьшения их стоимости, объективного выбытия ввиду списания, продажи и т.п.). Два последних фактора должны быть проанализированы отдельно, так как не могут быть охарактеризованы однозначно как только позитивное или негативное явление для предприятия.

Уменьшение ООС свидетельствует либо об уменьшении собственных оборотных средств (СОС), либо о возврате предприятием ранее взятых займов и кредитов, либо об увеличении на балансе внеоборотных активов (чаще всего – из-за роста показателя «незавершёнки» и т.п.).

Обычно это отражает негативную тенденцию в развитии предприятия, так как фиксируется недостаточность ООС для финансирования необходимых предприятию оборотных средств.

4.

Финансовый показатель Ф1

(применяется для характеристики ликвидности предприятия)

Ф1

Ф1 = СОС - стр. 210 – стр. 220 (форма № 1)

Если Ф1 < 0, это означает недостаток Собственных Оборотных Средств (СОС) для формирования запасов предприятия, что представляет собой отрицательный показатель для деятельности предприятия (периодическое отсутствие средств на неотложные нужды, нарушение платёжеспособности и т.п.)

Если Ф1 > 0, это означает достаточность Собственных Оборотных Средств (СОС) для формирования запасов, что является положительным моментом для деятельности предприятия (необходимых для развития бизнеса средств у предприятия достаточно).

Если Ф1 = 0, то на предприятии складывается положение, при котором все Собственные Оборотные Средства (СОС) материализованы в запасы для производства. Насколько такая политика правильна, можно судить по итоговым показателям финансово-хозяйственной деятельности за отчётный период.

5.

Финансовый показатель Ф2

(применяется для характеристики ликвидности предприятия)

Ф2

Ф2 = СДОС – стр. 210 – стр. 220 (форма № 1)

Если Ф2 < 0, то фиксируется недостаток Собственных и Долгосрочных Оборотных Средств (СДОС), что является отрицательным моментом для работы предприятия).

Если Ф2 > 0, то фиксируется достаточность Собственных и Долгосрочных Оборотных Средств (СДОС), что является положительным моментом для работы предприятия.

Если Ф2 = 0, то на предприятии существует положение, при котором все собственные и долгосрочные заёмные источники материализованы в запасы для производства.

6.

Финансовый показатель Ф3

(применяется для характеристики ликвидности предприятия)

Ф3

Ф3 = ООС – стр. 210 – стр. 220 (форма № 1)

Если Ф3 < 0, то фиксируется недостаток Основных источников формирования Оборотных Средств (ООС), что свидетельствует о неплатёжеспособности и финансовом неблагополучии предприятия (постоянная нехватка свободных средств, высокая потребность в займах и кредитах, ведущая к потере финансовой независимости и т.п.)

Если Ф3 > 0, то фиксируется достаточность Основных источников формирования Оборотных Средств (ООС), что является положительным моментом для работы предприятия, особенно, если достигается не за счёт заимствований на выгодных для предприятия условиях.

Если Ф3 = 0, то на предприятии существует положение, при котором все собственные и долгосрочные заёмные источники материализованы в запасы для производства (то есть каждый собственный и заёмный рубль сразу же вкладывается в дело, либо предприятие всё же испытывает недостаток ООС, так как не может сформировать хотя бы минимальный финансовый резерв в виде свободных средств на случай непредвиденных обстоятельств.ind35

     Расчёт показателей СОС, СДОС, ООС и финансовых показателей Ф1, Ф2, Ф3 не является самоцелью. В зависимости от их значений устойчивость предприятия оценивается как абсолютная, нормальная, а также выделяется неустойчивое или кризисное финансовое состояние. Для отнесения предприятия к определённой группе финансовой устойчивости следует обратиться к данным Таблицы № 2.

Группы финансовой устойчивости предприятий

Таблица № 2

№ пп

Основные критерии

Финансовое состояние предприятия

Краткая характеристика сложившегося финансового положения

1

2

3

4

1

Ф1 > 0

Ф2 > 0

ФЗ > 0

Абсолютная финансовая

устойчивость

Абсолютно стабильное финансовое положение, излишек всех источников финансирования (СОС, СДОС и ООС). Предприятие не испытывает недостатка средств, обладает платёжеспособностью в любой момент времени и не допускает задержки в расчётах и платежах.

2

Ф1 < 0

Ф2 > 0

ФЗ > 0

Нормальная финансовая устойчивость

Относительно стабильное финансовое положение, характеризующееся недостатком собственных оборотных средств (СОС), периодически покрываемым за счёт привлечения долгосрочных и краткосрочных заимствований (СДОС, ООС). Предприятие обладает платёжеспособностью, но вынуждено периодически прибегать к долгосрочным заимствованиям для того, чтобы не допускать задержку в расчётах и платежах.

3

Ф1 < 0

Ф2 < 0

ФЗ > 0

Неустойчивое финансовое положение

Нестабильное финансовое положение, характеризующееся недостатком собственных оборотных средств (СОС), а также необеспеченностью долгосрочными и краткосрочными заимствованиями (СДОС, ООС). На предприятии периодически возникают задержки по платежам и расчётам, в том числе и с бюджетом, финансовое состояние характеризуется постоянной нехваткой «живых» денег для обеспечения неотложных нужд.

4

Ф1 < 0

Ф2 < 0

ФЗ < 0

Кризисное финансовое положение

Кризисное финансовое состояние характерно для предприятий – банкротов. Наблюдается нехватка всех видов источников (ресурсов), предприятие не в состоянии удовлетворять требования кредиторов, обеспечивать нормальный процесс производства, имеет долги перед бюджетом, внебюджетными фондами, перед персоналом по оплате труда и т.п.

     Следует обратить внимание, что в графе № 5 Таблицы № 1 описаны лишь основные тенденции, определяемые тем или иным показателем. На самом деле каждый показатель характеризует определённую сторону экономики предприятия гораздо более полно и подробно, при его анализе следует учитывать влияние каждой составляющей, входящей в формулу расчёта, их взаимовлияние, что обеспечивает факторный, корреляционный анализ, другие методы математико-экономических исследований.

     Кроме того, существуют экономические тенденции развития, знание которых помогает руководству предприятия выработать меры, направленные на закрепление позитивных тенденций и сведению к минимуму влияния негативных тенденций развития. Поэтому, отнеся конкретное предприятие к определённой группе финансовой устойчивости в соответствии с Таблицей № 2, следует выработать комплекс мер организационного характера, которые бы положительно повлияли на состояние дел.

     Но после «сложности» названных задач у счётных работников обычно опускаются руки, так как считается, что такие исследования и анализ под силу только специалистам.

     Спешим вас успокоить. Все математические процедуры (как бы они ни были сложны с точки зрения расчётов), представляют собой чётные формулы, следовательно, могут быть формализованы и автоматизированы. Достаточно успешно реализация этой задачи осуществлена в пакете программ «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ» компании СКИП (г. Екатеринбург).

     Для проведения анализа годовой отчётности с получением аналитических данных в виде таблиц, графиков, диаграмм, а также выдачей предложений и рекомендаций по тактическому и стратегическому планированию в «ЭКОНОМИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ» следует только ввести данные годового отчёта предприятия (прежде всего – форм № 1 и № 2). Все дальнейшие расчёты программа осуществит для пользователя в течение нескольких секунд.

     Бесплатная демонстрационная версия программного продукта с возможностью анализа годовой отчётности находится на сайте www.scip.ru

     Любая дополнительная информация может быть предоставлена:

     по телефонам 3432777-082, 3432352-646 или по электронной почте: scip@scip.ru.

     Приобретение рабочей версии пакета программ «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ» возможно как в коробочном, так и в электронном виде через Интернет (автоматическое формирование счетов на сайте www.scip.ru).

Начать дискуссию

Эксперт объяснит, как работать с машиночитаемыми доверенностями

Машиночитаемая доверенность позволяет сдавать электронную отчетность, оформлять документы через электронный документооборот, представлять интересы компании.

Аудит сотрудничества с самозанятыми: как не получить по «шапке» от ФНС за привлечение внештатников 

Сотрудничество с самозанятыми — привлекательный вариант для бизнеса, но он несет в себе определенные риски. Поэтому регулярный аудит такой формы сотрудничества поможет минимизировать риски, обеспечить правовую безопасность и избежать претензий контролирующих органов. 

Аудит сотрудничества с самозанятыми: как не получить по «шапке» от ФНС за привлечение внештатников 
УСН

Какие расходы может учесть торговая организация на УСН

Торговая организация на доходно-расходной упрощенке вправе учитывать расходы для уменьшения налоговой базы, но перечень закрытый. Разбираемся, какие расходы организация может учесть при исчислении налога.

Какие расходы может учесть торговая организация на УСН

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Компания RG-Soft подтвердила статус «Центр реальной автоматизации 1С»

Компания RG-Soft рада сообщить о том, что успешно прошла сертификацию в качестве «Центра Реальной Автоматизации 1C». Это подтверждение высокого профессионализма и компетенции компании в области автоматизации бизнес-процессов с использованием платформы 1C.

Компания RG-Soft подтвердила статус «Центр реальной автоматизации 1С»

Грант до 50 млн рублей могут получить разработчики электроники и ПО

Минпромторг и Фонд содействия инновациям объявили конкурс «Развитие-Электроника» в рамках федерального проекта «Прикладные исследования, разработка и внедрение электронной продукции».

5 идей, как бухгалтеру получить пассивный доход

Деньги на вкладе — это пассивный доход, но помимо этого каждый бухгалтер может заработать еще. Есть несколько идей, чтобы без финансовых вложений, составления отчетности, обработки первички, споров с налоговой и прочих бухгалтерских обязанностей поднять свой основной доход.

5 идей, как бухгалтеру получить пассивный доход
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Кадры

В прошлом году на предприятиях «трудились» около 13 тысяч кибер-сотрудников

До 2030 года обрабатывающей промышленности России потребуется 1,7 млн человек.

УСН

Как заполнить платежку на аванс по УСН за 2 квартал 2024: образец

По УСН надо платить не только годовой налог, но и авансовые платежи. Уведомление по ЕНП для платежа по авансу по единому налогу нужно сдать до 25 июля, а сам аванс уплатить до 29 июля.

От бухгалтера к бизнес-гуру: как обычная девушка изменила свою судьбу и стала лидером конференций

Жизнь Светланы начиналась так же, как у многих других скромных девушек из маленького городка.

От бухгалтера к бизнес-гуру: как обычная девушка изменила свою судьбу и стала лидером конференций

Предприниматель пытался дать взятку ФНС в листьях салата

500 тысяч рублей спрятали в листья салата. Деньги хотели передать сотруднику ФНС за прекращение налоговых проверок.

ЭДО

Электронный документооборот: по каким критериям выбирать СЭД, чтобы не упустить важное

Если вы решились перевести бизнес на систему электронного документооборота (СЭД), нужно знать, на что обратить внимание при выборе. Сейчас на рынке много предложений. Внешний ЭДО требует постоянного сотрудничества с операторами, есть сложности с прочтением файлов, созданных в других системах. Поэтому лучше сосредоточиться на внутреннем СЭД, упрощающем работу компании. Его критерии выбора будут рассмотрены ниже, что поможет не упустить главное.

Электронный документооборот: по каким критериям выбирать СЭД, чтобы не упустить важное
НДС

До 31 июля продавцам из ЕАЭС нужно встать на налоговый учет

Если компания из ЕАЭС продает товары через интернет на территории РФ, ей нужно зарегистрироваться в налоговой и платить НДС в России.

Интервью

Оплата с СБП, ликбез из первых рук: как работает СБП, почему комиссии ниже эквайринга, как быстро внедрить оплату и нужна ли вам касса

СБП — это не только про быструю и удобную оплату покупки в интернете или обычном магазине по QR коду. Мы решили расспросить обо всех возможностях СБП генерального директора компании ООО «КуАрМенеджер» (Платформа QRService) Андрея Олеговича Федорца.

Оплата с СБП, ликбез из первых рук: как работает СБП, почему комиссии ниже эквайринга, как быстро внедрить оплату и нужна ли вам касса

Маркировка: 10 часто задаваемых вопросов

Все больше товаров попадает под действие обязательной маркировки, в связи с чем немало вопросов возникает у производителей, импортеров и продавцов такой продукции. Отвечаем на 10 наиболее популярных вопросов о маркировке.

Маркировка: 10 часто задаваемых вопросов

Россияне чаще принимают помощь в трудоустройстве от друзей и коллег

На свои силы в поиске новой работы полагаются 43% жителей страны, тогда как 37% прибегают к помощи друзей и знакомых.

Как бизнесу на УСН не платить НДС в 2025 году

Предпринимателям на УСН нужно следить, чтобы их доходы за 2024 год не превышали 60 млн рублей. Тогда они смогут не платить НДС в 2025 году.

Госдума: на ИИС-3 будут защищены средства до 1,4 млн рублей

В случае банкротства финансовой организации инвесторы смогут вернуть свои сбережения.

Экспертные разборы за неделю: новые ставки по НДФЛ, переоценка основных средств, 6-НДФЛ в 1С, уведомление по ЕНП в июле

Смотрите дайджест разборов, который подготовила редакция за неделю.

НДС

НДС можно не платить при передаче товаров в рекламных целях

Компании нужно соблюсти ряд пунктов, чтобы получить освобождение от НДС за рекламный товар.

Интересные материалы

Кадры

Может ли ИП нанимать работников: как нанять, договор найма, тип оформления

Узнайте, может ли индивидуальный предприниматель нанимать работников. Руководство по процессу найма, оформлению договоров и типам трудового соглашения.

Может ли ИП нанимать работников: как нанять, договор найма, тип оформления