Обзор законопроектов, рассматриваемых депутатами Госдумы в апреле2007 года
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ
В апреле больше всего «достанется» следующим налогам – ЕСН, НДФЛ, налогу на прибыль и налогу на имущество. В конце месяца депутаты намерены рассмотреть во втором чтении поправки в Налоговый кодекс, связанные с этими налогами. В таблицы мы постарались достаточно подробно осветить изменения, которые предлагаются в соответствующем законопроекте № 294450-4.
Законопроект |
Кем внесен |
Рекомендация |
Суть документа |
№ 294450-4 |
Правительство Российской Федерации |
|
Проектом федерального закона предусматривается внесение изменений в пять глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), связанных с решением отдельных вопросов, возникших в процессе применения положений Кодекса. |
№ 310705-4 |
Магаданская областная Дума |
|
Данный проект федерального закона подготовлен с целью устранения противоречия, имеющего место в Налоговом кодексе Российской Федерации в части утверждения формы налоговой декларации по налогу на имущество организаций. Пунктом 1 статьи 34.2 и пунктом 7 статьи 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что формы налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. В то же время пунктом 2 статьи 372 главы 30 «Налог на имущество организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, кроме определения налоговой ставки, порядка и сроков уплаты налога, определяют и форму отчетности по налогу на имущество организаций.
|
№ 329216-4 |
Депутаты Государственной Думы В.А.Пехтин, А.В.Бездольный, А.Б.Коган, Л.В.Пепеляева, В.С.Тимченко, Е.А.Федоров, С.В.Чижов |
|
Законопроектом предусматривается дополнить статью 224 Налогового кодекса Российской Федерации пунктом 6, согласно которому ставка по налогу на доходы физических лиц устанавливается в размере 15 процентов в отношении доходов от долевого участия в деятельности российских организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации. Кроме того, предлагается установить новый порядок определения суммы налога на прибыль организаций применительно к доходам от долевого участия в деятельности организаций (дивидендов), а также установить нулевую налоговую ставку по налогу на прибыль организаций по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от стратегических инвестиций в российских организациях и по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от стратегических инвестиций в иностранных организациях.
|
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Налоги
В апреле депутаты весьма активно возьмутся за Налоговый кодекс. Кроме трех проектов, представленных ко второму чтению, будут рассмотрены еще 14 документов с поправками в НК РФ. Самое большое количество проектов предлагает изменить порядок налогообложения имущества – 5 документов посвящено данному налогу. НДС и налогу на прибыль посвящены 3 законопроекта. Также депутаты рассмотрят поправки по упрощенке и НДФЛ (введение прогрессивной шкалы налога). Но самое удивительное, что народные избранники неожиданно вспомнили о таких раритетах, как отменный налог на наследование и дарение (его предлагают вернуть) и ИНН (депутат Чуев предлагает ввести право на отказ от присвоения идентификационного номера). Из всего многообразия документов особого внимания заслуживает проект № 391230-4, содержащий поправки в главы об НДС, налоге на прибыль и упрощенке. Он внесен Правительством РФ и рекомендован к принятию. Остальные проекты, скорее всего, будут отклонены.
Законопроект |
Кем внесен |
Рекомендация |
Суть документа |
№ 391230-4 |
Правительство Российской Федерации |
Принять |
В целях стимулирования инновационной деятельности проектом федерального закона предусматривается внесение изменений в главы "Налог на добавленную стоимость", "Налог на прибыль организаций" и "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации. По налогу на добавленную стоимость предлагается предоставление льготы в виде освобождения от обложения налогом услуг, за исключением посреднических, по передаче, предоставлению патентов и лицензий, связанных с объектами интеллектуальной собственности (исключая товарные знаки и знаки обслуживания). Кроме того, определяется перечень освобождаемых от налогообложения выполняемых организациями научно-технических и опытно-конструкторских работ, относящихся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг). Проектом федерального закона расширяется перечень научных фондов, полученные из которых в рамках целевого финансирования средства не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями по определению такого перечня фондов. Плательщикам налога на прибыль организаций предоставляется право в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности, к основной норме амортизации применять специальный коэффициент, но не выше 2. Для увеличения объемов Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", и создаваемых для содействия инициативным проектам научных исследований, предельный размер отчислений на формирование таких фондов повышается с 0,5 до 1,5 процента доходов налогоплательщика. Проектом федерального закона предусматривается включить в перечень расходов, которые уменьшают полученные доходы налогоплательщика при применении упрощенной системы налогообложения, расходы на патентование и расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки. |
|
|
|
|
№ 337070-4 |
Законодательное Собрание Владимирской области |
Отклонить |
Законопроектом предлагается статью 167 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) дополнить пунктом 16, установив, что для налогоплательщиков, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость является день оплаты или частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. В отзыве Правительства РФ сказано, что принятие законопроекта приведет к нарушению целостности системы НДС, поскольку налог по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиками, будет приниматься к вычету независимо от его оплаты поставщикам. Кроме того, указанные изменения не соответствуют положениям Жилищного кодекса Российской Федерации в части определения момента исполнения обязанности по оплате коммунальных услуг. |
№ 337074-4 |
Законодательное Собрание Владимирской области |
Отклонить |
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 273 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), предоставив организациям, осуществляющим выработку и реализацию тепловой энергии населению, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам, иным специализированным потребительским кооперативам, а также юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, осуществляющим в соответствии с жилищным законодательством, управление жилищным фондом, право определения даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу при условии, что выручка от указанного вида деятельности превышает 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость. Правительство РФ в своем отзыве на документ указало: «В соответствии с пунктом 1 статьи Кодекса законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Учитывая, что явление сезонности оказывает влияние на деятельность многих отраслей экономики Российской Федерации, предоставление права применять кассовый метод только организациям теплоэнергетического комплекса, противоречит основам налогообложения в Российской Федерации.» |
№ 306598-4 |
Депутат Государственной Думы А.В.Чуев |
Отклонить |
Проектом федерального закона предусматривается внести изменения в главу 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым в состав внереализационных расходов могут быть включены расходы российских организаций в виде средств, переданных безвозмездно в рамках целевого финансирования на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, в размере не более трех процентов от суммы всех произведенных расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. |
№ 283448-4 |
Депутаты Государственной Думы С.И.Штогрин, В.П.Никитин, С.Н.Решульский, Л.Н.Швец, Г.Н.Селезнев, Н.И.Сапожников, В.Н.Паутов, С.П.Горячева |
Отклонить |
Законопроектом предусматривается внести изменения в главу 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым налог будет взиматься по прогрессивной шкале ставок, а также отменить стандартный налоговый вычет в размере 400 рублей за каждый месяц налогового периода. Правительство РФ в своем отзыве на документ высказалось принципиально против введения прогрессивной ставки: «Сохранение единой ставки налога обеспечивает стабильность налоговой системы и является фактором инвестиционной привлекательности Российской Федерации.»
|
№ 391910-4 |
Депутаты Государственной Думы А.М.Бабаков, И.Н.Харченко, С.М.Григорьев, И.Н.Морозов |
Отклонить |
Проектом федерального закона предусматривается ввести налог на наследование и дарение со ставкой налога в размере 13 процентов, если наследодатель и наследник или даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками и стоимость имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, превышает 15 млн. рублей, а если наследодатель и наследник или даритель и одаряемый не являются таковыми, то независимо от стоимости имущества. При этом от налогообложения предлагается освободить жилые дома (квартиры) и паенакопления в жилищно-строительных кооперативах, если наследники проживали в них совместно с наследодателем на день открытия наследства, а также имущество некоторых социально незащищенных категорий граждан.
|
О внесении изменения в пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 11 ноября 2003 года № 139-ФЗ "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов" (о продлении до 1 января 2009 года некоторых льгот по налогу на имущество организаций) (внесен 07.09.05, рассмотрен Советом ГД 18.10.05) |
Члены Совета Федерации С.М.Миронов, В.Е.Шудегов; Депутаты Государственной Думы О.Н.Смолин, Ж.И.Алферов, И.К.Викторов, О.И.Денисов, О.Г.Дмитриева, Н.Н.Езерский, М.М.Заполев, А.П.Кондауров, И.И.Мельников, И.Я.Мосякин, В.П.Никитин, Н.А.Павлов, Г.П.Хованская, С.И.Штогрин, Т.В.Яковлева |
Отклонить |
Законопроектом предусматривается продлить до 1 января 2009 г. срок действия льгот по налогу на имущество организаций, предусмотренных пунктами 7 и 16 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), для организаций в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения, а также для научных организаций Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности. |
№ 222241-4 |
Депутаты Государственной Думы Ж.И.Алферов, Ю.Г.Назмеев |
Отклонить |
Законопроектом предусматривается освобождение от обложения налогом на имущество организаций и земельным налогом имущества научных организаций, организаций научного обслуживания и социальной сферы российских академий наук и их региональных отделений, используемого ими в уставных целях, а также земельных участков, выделенных им в установленном порядке и используемых ими в уставной деятельности. |
№ 290393-4 |
Законодательное собрание Челябинской области |
Отклонить |
Законопроектом предусматривается освободить от обложения налогом на имущество организаций объекты мобилизационного назначения и мобилизационные мощности, законсервированные и (или) не используемые в производстве; испытательные полигоны, снаряжательные базы, аэродромы, объекты единой системы организации воздушного движения, отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к объектам особого назначения. |
№ 290639-4 |
Законодательное Собрание Республики Карелия |
Отклонить |
Законопроектом предусматривается освободить организации от обложения налогом на имущество организаций не только в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования, но и в отношении иных автомобильных дорог общего пользования, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. |
№ 331178-4 |
Совет народных депутатов Кемеровской области |
Нет |
Законопроектом предусматривается освободить организации от обложения налогом на имущество организаций не только в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования, но и в отношении иных автомобильных дорог общего пользования, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. |
№ 232672-4 |
Депутат Государственной Думы А.В.Чуев |
Отклонить |
Законопроектом предусматривается внести изменения в статьи 80, 84 и 102 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а также в статью 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", направленные на предоставление физическим лицам и религиозным организациям права отказаться от присвоения им идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и на использование в налоговых правоотношениях вместо ИНН персональных данных физического лица, наименования религиозной организации и других данных, а также на обеспечение постановки на учет в налоговых органах таких лиц в качестве налогоплательщиков без присвоения ИНН в порядке, действовавшем до введения в действие ИНН. |
№ 280324-4 |
Депутаты Государственной Думы С.И.Штогрин, С.Н.Решульский, В.И.Кашин, О.Г.Дмитриева, Г.П.Хованская, В.А.Тюлькин, Л.Н.Швец |
Нет |
Законопроект предполагает установление нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость при реализации коммунальных услуг. Целью проекта является сдерживание темпов роста тарифов на коммунальные услуги для населения. |
Разное
В данный раздел отнесены проекты законов, которые не имеют отношения к Налоговому кодексу. В частности, в первом чтении депутаты намерены принять законопроект, который установит уголовную ответственность для индивидуальных предпринимателей за невозвращение крупных денежных сумм из-за границы в иностранной валюте.
Также в первом чтении депутаты намерены рассмотреть ряд поправок в закон о рекламе.
Законопроект |
Кем внесен |
Рекомендация |
Суть документа |
№ 310710-3 |
Читинская областная Дума |
Принять |
Законопроектом предлагается внести дополнения в статьи 173 и 193 Уголовного кодекса Российской Федерации с целью установления уголовной ответственности за невозвращение в крупном размере из-за границы индивидуальным предпринимателем средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации, а также за лжепредпринимательство, то есть регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющую целью получения кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству. |
№ 290941-4
|
Депутаты Государственной Думы В.Р.Мединский, П.А.Пожигайло, В.Н.Дубровский, А.А.Кармеев, А.А.Агеев, А.Ф.Семенченко, Г.Г.Лазарев, Е.В.Панина |
Нет |
Федеральным законом «О рекламе» вводятся определенные ограничения на рекламу основанных на риске игр, пари. Однако эти требования закона могут не выполняться с помощью рекламы не самого игорного заведения, а рекламы сопутствующих услуг (концертов, ресторанов, развлекательных центров). Тем не менее, по сути, такая реклама имеет целью привлечение потенциальных участников азартных игр и пари. Следовательно, аналогичные ограничения необходимо распространить и на рекламу сопутствующих услуг. С этой целью предлагается законопроект, предусматривающий дополнение части 3 статьи 27 Федерального закона «О рекламе» нормой о том, что ограничения рекламы основанных на риске игр и пари распространяется также на рекламу сопутствующих услуг. |
№ 315840-4 |
Депутаты Государственной Думы В.С.Катренко, В.Р.Мединский, В.В.Рязанский, В.Г.Драганов, И.В.Баринов, А.А.Кармеев, В.В.Семаго |
Отклонить |
Законопроектом предлагается установить запрет на распространение рекламы услуг сексуального характера, за исключением распространяемой в теле- и радиопрограммах, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих технических устройств, а также в печатных изданиях, в том числе периодических, специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера. Правительство не поддержало проект закона, т.к. в нем нет определения услуг сексуального характера.
|
Начать дискуссию