Законопроекты

17 поправок в Налоговый кодекс. Весеннее обострение в Госдуме

Обзор законопроектов, рассматриваемых депутатами Госдумы в апреле 2007 года.

Обзор законопроектов, рассматриваемых депутатами Госдумы в апреле2007 года

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ

В апреле больше всего «достанется» следующим налогам – ЕСН, НДФЛ, налогу на прибыль и налогу на имущество. В конце месяца депутаты намерены рассмотреть во втором чтении поправки в Налоговый кодекс, связанные с этими налогами. В таблицы мы постарались достаточно подробно осветить изменения, которые предлагаются в соответствующем законопроекте № 294450-4.

Законопроект

Кем внесен

Рекомендация

Суть документа

№ 294450-4
О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части изменений, связанных с практикой применения налога на доходы физических лиц, единого социального налога, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и земельного налога) (принят в первом чтении 14.06.06)

Правительство Российской Федерации

Проектом федерального закона предусматривается внесение изменений в пять глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), связанных с решением отдельных вопросов, возникших в процессе применения положений Кодекса.
Изменения, предлагаемые в главу 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса, направлены на упрощение механизма исчисления и уплаты налога, а также установление большей определенности при применении отдельных норм.
В частности, предусматривается в статьях 208 и 226 Кодекса термин "постоянные представительства" заменить на термин "обособленные подразделения". Это связано с тем, что термин "постоянное представительство" имеет значение для определения налоговой обязанности самих иностранных организаций и применяется как один из механизмов устранения двойного налогообложения иностранных организаций. Использование термина "постоянное представительство" ограничено временными рамками и видами осуществляемой деятельности. В то же время деятельность обособленного подразделения иностранной организации не всегда связана с осуществлением деятельности через постоянное представительство. В соответствии с действующей редакцией Кодекса обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации не могут исполнять обязанности налогового агента по исчислению, удержанию у налогоплательщика и уплате суммы налога, что значительно усложняет его администрирование.
В статье 208 Кодекса наряду с термином "реализация" предлагается использовать термин "продажа". Это позволит избежать неоднозначного толкования положений главы 23 Кодекса, связанных, в частности, с получением имущественного налогового вычета при продаже жилых домов, квартир (статья 220 Кодекса).
Статья 210 Кодекса дополняется положением, предусматривающим, что средства, полученные по договорам кредита или займа, а также полученные в счет погашения заимствованных средств, не учитываются при определении налоговой базы.
Для устранения пробела в законодательстве, предусматривающего определение материальной выгоды только при безвозмездном получении товаров (работ, услуг), но не учитывающих возможность получения налогоплательщиком товаров (работ, услуг) по ценам значительно ниже рыночных (с учетом предусмотренного в пункте 1 статьи 211 Кодекса применения статьи 40 Кодекса), предлагается дополнить статью 211 Кодекса положениями об учете материальной выгоды при частичной оплате товаров (работ, услуг) и особенностях определения налоговой базы.
В целях устранения неопределенности в отношении категорий налоговых агентов, обязанных уплачивать налог на доходы физических лиц при совершении операций с ценными бумагами в установленный в пункте 8 статьи 2141 Кодекса срок, предлагается обязанность уплачивать налог в месячный срок с даты окончания налогового периода возложить не только на доверительных управляющих, но и на других налоговых агентов (брокеров и иных лиц, совершающих операции по договору в пользу налогоплательщика).
Законопроектом уточняется положение пункта 3 статьи 217 Кодекса о нормах, в пределах которых суточные, выплачиваемые налогоплательщику за время командирования, не подлежат налогообложению. Предлагается использовать те же нормы суточных, которые утверждены Правительством Российской Федерации, применительно к налогу на прибыль организаций.
В целях стимулирования развития добровольного медицинского страхования предлагается разрешить учитывать при определении социального вычета не только фактические расходы налогоплательщиков на оплату своего лечения, но и их взносы страховым организациям по договорам добровольного личного страхования, которыми предусматривается оплата страховщиками исключительно услуг по лечению застрахованных физических лиц.
В перечень объектов, предусмотренный подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Кодекса, при строительстве либо приобретении которых предоставляется имущественный налоговый вычет, помимо включенных в него жилых домов, квартир или долей, в них включаются также комнаты.
Законопроектом предлагается уточнить норму подпункта 1 пункта 1 статьи 228 Кодекса о налогоплательщиках, осуществляющих самостоятельное декларирование доходов, полученных по гражданско-правовым договорам от лиц, не являющихся налоговыми агентами, поскольку такими лицами могут быть не только физические лица, но и организации (например, при совершении банком платежа физическому лицу по собственному беспроцентному векселю или выплате доходов по дилерским операциям с финансовыми инструментами). Поскольку физические лица могут заключать между собой не только гражданско-правовые, но и трудовые договоры, предлагается учесть это в данной норме, а также включить в указанный подпункт организации, не являющиеся налоговыми агентами.
Устраняется пробел в законодательстве, возникший в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения. В статье 228 Кодекса устанавливается обязанность налогоплательщиков, получающих доходы в порядке наследования и дарения (в тех случаях, когда их налогообложение сохраняется) декларировать их и уплачивать налог на доходы физических лиц.
Проектом федерального закона предусматривается внести изменения и дополнения в некоторые статьи главы 24 "Единый социальный налог" Кодекса в целях упрощения механизма исчисления и уплаты единого социального налога, устранения имеющихся неточностей и противоречий, приводящих к неоднозначному толкованию норм.
Предлагается внести изменение в пункт 1 статьи 236 Кодекса в части исключения из объекта налогообложения у налогоплательщиков - работодателей выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в связи с осуществлением деятельности за пределами Российской Федерации. Такие выплаты, как правило, являются объектом обложения социальными отчислениями по законодательству страны пребывания физического лица - иностранного гражданина и налоговым органам Российской Федерации крайне проблематично осуществлять налоговый контроль за налогообложением выплат, полученных иностранными гражданами за пределами Российской Федерации. Кроме того, пенсионное обеспечение по законодательству Российской Федерации не может быть предоставлено иностранным гражданам, осуществляющим деятельность за пределами Российской Федерации, так как такие лица не являются застрахованными лицами согласно российскому законодательству, т.е. социальным страхованием они должны обеспечиваться по законам страны пребывания или страны, гражданином которой такие лица являются.
Законопроектом предлагается включить в суммы, не подлежащие налогообложению единым социальным налогом, компенсацию издержек физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам, имея в виду положения статей 709 и 783 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым в оплату работ (услуг) по договорам включается не только вознаграждение за выполненную работу (услугу), но и компенсация издержек исполнителя по данным договорам. Вместе с тем компенсация издержек лица, выполняющего работы (услуги) по договорам, направлена на погашение расходов (документально подтвержденных), произведенных подрядчиком (исполнителем) в интересах заказчика работ (услуг), и, соответственно, не может рассматриваться в качестве оплаты самой работы.
Выплаты, направленные на компенсацию издержек, не могут подлежать налогообложению единым социальным налогом. Объектом налогообложения могут быть только вознаграждения, а не все выплаты по таким договорам. В связи с этим вносится дополнение в статью 238 Кодекса.
Предлагается налоговую льготу по единому социальному налогу, установленную подпунктом 1 пункта 1 статьи 239 Кодекса и применяемую в настоящее время только налогоплательщиками (работодателями) - организациями в части неначисления налога на выплаты работникам - инвалидам, распространить на налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, также производящих выплаты в пользу своих наемных работников - инвалидов.
Отчетными периодами по единому социальному налогу признаются первый квартал, первое полугодие и девять месяцев календарного года. При этом в соответствии с положениями статьи 243 Кодекса исчисление авансовых ежемесячных платежей производится в течение отчетного периода. Поскольку четвертый квартал не относится к отчетному периоду, то у налогоплательщиков возникают вопросы о законности уплаты в последние три месяца года ежемесячных авансовых платежей. В связи с этим вносятся изменения в пункт 3 статьи 243 Кодекса, согласно которым налогоплательщики будут производить исчисление ежемесячных авансовых платежей в течение всего налогового периода (календарного года), а не только отчетных периодов.
Предлагается внести дополнение в пункт 8 статьи 243 Кодекса в части установления порядка уплаты единого социального налога, а также представления форм налоговой отчетности обособленными подразделениями российских организаций, расположенными за пределами Российской Федерации. Обособленные подразделения российских организаций, расположенные за пределами Российской Федерации, имеющие баланс, расчетный счет и т.д., не могут быть поставлены на учет в российских налоговых органах, поэтому предлагается уплату единого социального налога с выплат в пользу физических лиц, занятых в таких обособленных подразделениях, производить по месту нахождения головной организации.
В статье 244 Кодекса устанавливается срок подачи (месяц) уточненного заявления налогоплательщиками - индивидуальными предпринимателями в случае значительного (более чем на 50%) увеличения или уменьшения дохода в налоговом периоде с тем, чтобы сделать данную норму обязательной.
В целях приведения в соответствие с Федеральным законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" предлагается внести изменения и дополнения в пункт 6 статьи 244 Кодекса, определяющие порядок исчисления и уплаты налога адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, поскольку для данной категории налогоплательщиков такой порядок отсутствует. Справку, представляемую в налоговые органы адвокатами, о суммах уплаченного за них адвокатскими образованиями единого социального налога предлагается представлять по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Проектом федерального закона предусматривается внести изменения в статью 251 главы 25 "налог на прибыль организаций" Кодекса в части освобождения от уплаты налога с сумм пени и штрафов, списываемых с налогоплательщика в процессе проведения реструктуризации задолженности перед бюджетом. Действие данной нормы предлагается распространить на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.
Начиная с 2007 года разрешается относить расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (в том числе не давшие положительного результата) в течение одного года, а не двух лет, как это предусмотрено статьей 262 Кодекса.
В соответствии с действующей редакцией пункта 9 статьи 274 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы и расходы организаций, получающих прибыль (убыток) от сельскохозяйственной деятельности. С 1 января 2004 года для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на уплату единого сельскохозяйственного налога, установлены до 2015 г. пониженные ставки налога по деятельности, связанной с реализацией произведенной и (или) переработанной ими сельскохозяйственной продукции. Учитывая, что в пункт 9 статьи 274 Кодекса не были своевременно внесены изменения, возникла неопределенность в отношении учета при исчислении налога в отношении организаций, не являющихся сельскохозяйственными товаропроизводителями, но получающих доходы (осуществляющих расходы) от сельскохозяйственной деятельности. В связи с этим уточняется пункт 9 статьи 274 Кодекса.
В статью 288 Кодекса вносится уточнение, устанавливающее срок для уведомления налоговых органов о принятом налогоплательщиком решении, касающимся выбора обособленного подразделения, через которое осуществляется уплата налога на прибыль в бюджет того субъекта Российской Федерации, на территории которого находится несколько обособленных подразделений.
Законопроектом предусматривается уточнить отдельные положения главы 30 "Налог на имущество организаций" Кодекса, а также установить особый порядок налогообложения имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд.
В соответствии с главой 30 Кодекса объект налогообложения (к которым отнесены основные средства) и налоговая база (среднегодовая стоимость имущества) формируются в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Статьей 14 Федерального закона "О бухгалтерском учете" установлено, что отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря календарного года включительно.
Согласно главе 30 Кодекса налоговым периодом по налогу на имущество организаций также признается календарный год, т.е. период с 1 января по 31 декабря календарного года включительно. Однако пункт 4 статьи 376 Кодекса предусматривает, что при определении среднегодовой стоимости имущества за налоговый период в налоговую базу включаются данные о балансовой стоимости имущества на 1-е число следующего за налоговым периодом месяца (т.е. на 1 января календарного года, следующего за налоговым периодом), что не соответствует вышеназванным положениям законодательства, поскольку включает данные следующего налогового периода (в т.ч. и результаты производимой переоценки основных средств). В связи с этим предлагается уточнить порядок определения среднегодовой стоимости имущества, включив в расчет данные не по состоянию на 1 января календарного года, следующего за налоговым периодом, а по состоянию на последнее число календарного года, являющегося налоговым периодом (т.е. на 31 декабря).
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "Об инвестиционных фондах" паевой инвестиционный фонд - это обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией.
Согласно статьям 11 и 15 этого Федерального закона имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, является общим имуществом владельцев инвестиционных паев и принадлежит им на праве общей долевой собственности, а права на недвижимое имущество, находящееся в составе паевого инвестиционного фонда, подлежат регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Раздел имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, и выдел из него доли в натуре не допускается. При этом согласно статье 15 Федерального закона "Об инвестиционных фондах" имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, учитывается управляющей компанией на отдельном балансе и по нему ведется самостоятельный учет. Паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом, и, следовательно, сам по себе не может быть субъектом гражданского и налогового права.
Таким образом, с учетом положений статьи 378 Кодекса, налогоплательщиком по налогу на имущество организаций можно признать только учредителей доверительного управления - владельцев инвестиционных паев.
Вместе с тем согласно положениям главы 30 Кодекса объектом налогообложения признается имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, а налоговой базой - их среднегодовая стоимость, определяемая как остаточная стоимость по данным бухгалтерского баланса.
Организация-владелец инвестиционного пая учитывает свой пай в составе финансовых вложений в качестве ценной бумаги, удостоверяющей ее долю в праве собственности на имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд.
Однако главой 30 Кодекса не определен порядок расчета налоговой базы в отношении имущества, входящего в состав паевого инвестиционного фонда. В связи с тем, что доля каждого конкретного владельца меняется ежедневно, так же как и состав самих собственников, не представляется возможным исчислить налоговую базу в установленном главой 30 Кодекса порядке.
В связи с этим предусматривается возложить обязанность по уплате налога в отношении имущества паевого инвестиционного фонда на управляющую компанию.
В целях приведения порядка уплаты авансовых платежей в соответствие со статьей 382 Кодекса вносятся соответствующие изменения в статьи 384 и 385 Кодекса, касающиеся исчисления налога на имущество организациями, имеющими обособленные подразделения, и в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения.
Законопроектом предлагается внести изменения в главу 31 "Земельный налог" Кодекса.
В соответствии со статьей 389 Кодекса объектом обложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. В то же время, как показывает практика, при установлении административных границ муниципальных образований, которые были образованы в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не учитывалось кадастровое деление территорий. В результате возникают ситуации, когда земельные участки разделяются административными границами муниципальных образований на несколько частей. При этом глава 31 Кодекса не содержит положений, определяющих порядок определения налоговой базы в отношении земельных участков, расположенных на территории нескольких муниципальных образований.
Предлагается включить в статью 391 Кодекса положение о порядке определения налоговой базы в отношении земельных участков, расположенных на территории нескольких муниципальных образований.
Согласно пункту 2 статьи 393 Кодекса отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Пунктом 6 статьи 396 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода. При этом пунктом 3 статьи 398 Кодекса установлено, что расчеты сумм по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Поэтому законопроектом предлагается внести изменение в пункт 2 статьи 393 Кодекса, согласно которому отчетными периодами признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
Согласно пункту 14 статьи 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года. Вносимое изменение предусматривает, что определение порядка доведения до налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков осуществляется Правительством Российской Федерации. Это обусловлено тем, что органы местного самоуправления не располагают сведениями о кадастровой стоимости конкретных земельных участках. Сведениями о кадастровой стоимости конкретных земельных участков обладают органы Роснедвижимости, осуществляющие проведение государственной кадастровой оценки земель, а также ФНС России, которой эти сведения предоставляются органами Роснедвижимости.
Законопроектом устанавливается, что в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства и индивидуального жилищного строительства, применение повышающих коэффициентов и исчисление налога начинается с момента государственной регистрации прав на эти земельные участки.

№ 310705-4
О внесении изменения в статью 372 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (об устранении противоречия в части утверждения формы налоговой декларации по налогу на имущество организаций) (принят в первом чтении 16.02.07)

Магаданская областная Дума

Данный проект федерального закона подготовлен с целью устранения противоречия, имеющего место в Налоговом кодексе Российской Федерации в части утверждения формы налоговой декларации по налогу на имущество организаций. Пунктом 1 статьи 34.2 и пунктом 7 статьи 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что формы налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. В то же время пунктом 2 статьи 372 главы 30 «Налог на имущество организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, кроме определения налоговой ставки, порядка и сроков уплаты налога, определяют и форму отчетности по налогу на имущество организаций.
В целях устранения данного противоречия настоящим проектом федерального закона предлагается в абзаце первом пункта 2 статьи 372 части второй Налогового кодекса Российской Федерации слова «, форму отчетности по налогу» исключить.

№ 329216-4
О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части стимулирования создания производственных холдингов на территории Российской Федерации путём освобождения от налогообложения дивидендов, получаемых российскими организациями в результате стратегического участия в капитале других организаций) (принят в первом чтении 04.10.06)

Депутаты Государственной Думы В.А.Пехтин, А.В.Бездольный, А.Б.Коган, Л.В.Пепеляева, В.С.Тимченко, Е.А.Федоров, С.В.Чижов

Законопроектом предусматривается дополнить статью 224 Налогового кодекса Российской Федерации пунктом 6, согласно которому ставка по налогу на доходы физических лиц устанавливается в размере 15 процентов в отношении доходов от долевого участия в деятельности российских организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.

Кроме того, предлагается установить новый порядок определения суммы налога на прибыль организаций применительно к доходам от долевого участия в деятельности организаций (дивидендов), а также установить нулевую налоговую ставку по налогу на прибыль организаций по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от стратегических инвестиций в российских организациях и по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от стратегических инвестиций в иностранных организациях.

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ

Налоги

В апреле депутаты весьма активно возьмутся за Налоговый кодекс. Кроме трех проектов, представленных ко второму чтению, будут рассмотрены еще 14 документов с поправками в НК РФ. Самое большое количество проектов предлагает изменить порядок налогообложения имущества – 5 документов посвящено данному налогу. НДС и налогу на прибыль посвящены 3 законопроекта. Также депутаты рассмотрят поправки по упрощенке и НДФЛ (введение прогрессивной шкалы налога). Но самое удивительное, что народные избранники неожиданно вспомнили о таких раритетах, как отменный налог на наследование и дарение (его предлагают вернуть) и ИНН (депутат Чуев предлагает ввести право на отказ от присвоения идентификационного номера). Из всего многообразия документов особого внимания заслуживает проект № 391230-4, содержащий поправки в главы об НДС, налоге на прибыль и упрощенке. Он внесен Правительством РФ и рекомендован к принятию. Остальные проекты, скорее всего, будут отклонены.

Законопроект

Кем внесен

Рекомендация

Суть документа

№ 391230-4
О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности (внесен 03.02.07, рассмотрен Советом Государственной Думы 13.02.07, 20.02.07)

Правительство Российской Федерации

Принять

В целях стимулирования инновационной деятельности проектом федерального закона предусматривается внесение изменений в главы "Налог на добавленную стоимость", "Налог на прибыль организаций" и "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации.

По налогу на добавленную стоимость предлагается предоставление льготы в виде освобождения от обложения налогом услуг, за исключением посреднических, по передаче, предоставлению патентов и лицензий, связанных с объектами интеллектуальной собственности (исключая товарные знаки и знаки обслуживания). Кроме того, определяется перечень освобождаемых от налогообложения выполняемых организациями научно-технических и опытно-конструкторских работ, относящихся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг).

Проектом федерального закона расширяется перечень научных фондов, полученные из которых в рамках целевого финансирования средства не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями по определению такого перечня фондов.

Плательщикам налога на прибыль организаций предоставляется право в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности, к основной норме амортизации применять специальный коэффициент, но не выше 2.

Для увеличения объемов Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", и создаваемых для содействия инициативным проектам научных исследований, предельный размер отчислений на формирование таких фондов повышается с 0,5 до 1,5 процента доходов налогоплательщика.

Проектом федерального закона предусматривается включить в перечень расходов, которые уменьшают полученные доходы налогоплательщика при применении упрощенной системы налогообложения, расходы на патентование и расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки.

№ 337070-4
О внесении изменений в статью 167 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (о моменте определения налоговой базы для налогоплательщиков, реализующих жилищно-коммунальные услуги населению) (внесен 06.09.06, рассмотрен Советом ГД 23.01.07)

Законодательное Собрание Владимирской области

Отклонить

Законопроектом предлагается статью 167 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) дополнить пунктом 16, установив, что для налогоплательщиков, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость является день оплаты или частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

В отзыве Правительства РФ сказано, что принятие законопроекта приведет к нарушению целостности системы НДС, поскольку налог по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиками, будет приниматься к вычету независимо от его оплаты поставщикам.

Кроме того, указанные изменения не соответствуют положениям Жилищного кодекса Российской Федерации в части определения момента исполнения обязанности по оплате коммунальных услуг.

№ 337074-4
О внесении изменений в статью 273 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (об изменении порядка определения доходов по налогу на прибыль для организаций, оказывающих услуги теплоснабжения населению) (внесен 06.09.06, рассмотрен Советом ГД 20.02.07)

Законодательное Собрание Владимирской области

Отклонить

Законопроектом предлагается внести изменения в статью 273 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), предоставив организациям, осуществляющим выработку и реализацию тепловой энергии населению, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам, иным специализированным потребительским кооперативам, а также юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, осуществляющим в соответствии с жилищным законодательством, управление жилищным фондом, право определения даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу при условии, что выручка от указанного вида деятельности превышает 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость.

Правительство РФ в своем отзыве на документ указало: «В соответствии с пунктом 1 статьи Кодекса законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Учитывая, что явление сезонности оказывает влияние на деятельность многих отраслей экономики Российской Федерации, предоставление права применять кассовый метод только организациям теплоэнергетического комплекса, противоречит основам налогообложения в Российской Федерации.»

№ 306598-4
О внесении изменений в статьи 265 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (о включении в состав внереализационных расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, расходов российских организаций в виде средств, переданных безвозмездно в рамках целевого финансирования на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности) (внесен 06.06.06, рассмотрен Советом ГД 27.06.06)

Депутат Государственной Думы А.В.Чуев

Отклонить

Проектом федерального закона предусматривается внести изменения в главу 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым в состав внереализационных расходов могут быть включены расходы российских организаций в виде средств, переданных безвозмездно в рамках целевого финансирования на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, в размере не более трех процентов от суммы всех произведенных расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

№ 283448-4
О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (о введении прогрессивной шкалы ставок налога на доходы физических лиц) (внесен 28.03.06, рассмотрен Советом ГД 27.06.06)

Депутаты Государственной Думы С.И.Штогрин, В.П.Никитин, С.Н.Решульский, Л.Н.Швец, Г.Н.Селезнев, Н.И.Сапожников, В.Н.Паутов, С.П.Горячева

Отклонить

Законопроектом предусматривается внести изменения в главу 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым налог будет взиматься по прогрессивной шкале ставок, а также отменить стандартный налоговый вычет в размере 400 рублей за каждый месяц налогового периода.

Правительство РФ в своем отзыве на документ высказалось принципиально против введения прогрессивной ставки: «Сохранение единой ставки налога обеспечивает стабильность налоговой системы и является фактором инвестиционной привлекательности Российской Федерации.»

№ 391910-4
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением налога на наследование и дарение (о введении налога на наследование и дарение) (внесен 06.02.07, рассмотрен Советом ГД 06.03.07)

Депутаты Государственной Думы А.М.Бабаков, И.Н.Харченко, С.М.Григорьев, И.Н.Морозов

Отклонить

Проектом федерального закона предусматривается ввести налог на наследование и дарение со ставкой налога в размере 13 процентов, если наследодатель и наследник или даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками и стоимость имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, превышает 15 млн. рублей, а если наследодатель и наследник или даритель и одаряемый не являются таковыми, то независимо от стоимости имущества. При этом от налогообложения предлагается освободить жилые дома (квартиры) и паенакопления в жилищно-строительных кооперативах, если наследники проживали в них совместно с наследодателем на день открытия наследства, а также имущество некоторых социально незащищенных категорий граждан.

№ 213548-4 

О внесении изменения в пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 11 ноября 2003 года № 139-ФЗ "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов" (о продлении до 1 января 2009 года некоторых льгот по налогу на имущество организаций) (внесен 07.09.05, рассмотрен Советом ГД 18.10.05)

Члены Совета Федерации С.М.Миронов, В.Е.Шудегов; Депутаты Государственной Думы О.Н.Смолин, Ж.И.Алферов, И.К.Викторов, О.И.Денисов, О.Г.Дмитриева, Н.Н.Езерский, М.М.Заполев, А.П.Кондауров, И.И.Мельников, И.Я.Мосякин, В.П.Никитин, Н.А.Павлов, Г.П.Хованская, С.И.Штогрин, Т.В.Яковлева

Отклонить

Законопроектом предусматривается продлить до 1 января 2009 г. срок действия льгот по налогу на имущество организаций, предусмотренных пунктами 7 и 16 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), для организаций в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения, а также для научных организаций Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности.
Установленный перечень налоговых льгот является исчерпывающим и распространяется на узкий круг имущества организаций. Лишь на переходный период (в течение 2004-2005 годов) предусматривались пунктами 7 и 16 статьи 381 Кодекса налоговые льготы.

№ 222241-4
О внесении изменений в статьи 381 и 395 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах (об освобождении от обложения налогом на имущество организаций и земельным налогом имущества научных организаций, организаций научного обслуживания и социальной сферы российских академий наук и их региональных отделений) (внесен 10.10.05, рассмотрен Советом ГД 15.11.05)

Депутаты Государственной Думы Ж.И.Алферов, Ю.Г.Назмеев

Отклонить

Законопроектом предусматривается освобождение от обложения налогом на имущество организаций и земельным налогом имущества научных организаций, организаций научного обслуживания и социальной сферы российских академий наук и их региональных отделений, используемого ими в уставных целях, а также земельных участков, выделенных им в установленном порядке и используемых ими в уставной деятельности.

№ 290393-4
О внесении изменения в статью 381 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (об освобождении от обложения налогом на имущество организаций объектов мобилизационного назначения и мобилизационных мощностей, законсервированных и (или) не используемых в производстве; испытательных полигонов, снаряжательных баз, аэродромов, объектов единой системы организации воздушного движения, отнесённых в соответствии с законодательством Российской Федерации к объектам особого назначения) (внесен 18.04.06, рассмотрен Советом ГД 08.06.06)

Законодательное собрание Челябинской области

Отклонить

Законопроектом предусматривается освободить от обложения налогом на имущество организаций объекты мобилизационного назначения и мобилизационные мощности, законсервированные и (или) не используемые в производстве; испытательные полигоны, снаряжательные базы, аэродромы, объекты единой системы организации воздушного движения, отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к объектам особого назначения.

№ 290639-4
О внесении изменения в главу 30 "Налог на имущество организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (об освобождении организаций от обложения налогом на имущество организаций в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью этих дорог) (внесен 18.04.06, рассмотрен Советом ГД 06.06.06)

Законодательное Собрание Республики Карелия

Отклонить

Законопроектом предусматривается освободить организации от обложения налогом на имущество организаций не только в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования, но и в отношении иных автомобильных дорог общего пользования, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

№ 331178-4
О внесении изменения и дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (об освобождении автомобильных дорог общего пользования от обложения налогом на имущество организаций) (внесен 09.08.06, рассмотрен Советом ГД 05.10.06)

Совет народных депутатов Кемеровской области

Нет

Законопроектом предусматривается освободить организации от обложения налогом на имущество организаций не только в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования, но и в отношении иных автомобильных дорог общего пользования, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

№ 232672-4
О внесении изменений в действующее законодательство Российской Федерации, реализующих право физических лиц и религиозных организаций на отказ от присвоения им идентификационного номера налогоплательщика (внесен 03.11.05, рассмотрен Советом ГД 26.01.06)

Депутат Государственной Думы А.В.Чуев

Отклонить

Законопроектом предусматривается внести изменения в статьи 80, 84 и 102 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а также в статью 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", направленные на предоставление физическим лицам и религиозным организациям права отказаться от присвоения им идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и на использование в налоговых правоотношениях вместо ИНН персональных данных физического лица, наименования религиозной организации и других данных, а также на обеспечение постановки на учет в налоговых органах таких лиц в качестве налогоплательщиков без присвоения ИНН в порядке, действовавшем до введения в действие ИНН.

№ 280324-4
О внесении дополнений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (об установлении нулевой ставки налога на добавленную стоимость на жилищно-коммунальные услуги) (внесен 17.03.06, рассмотрен Совет ГД 05.10.06)

Депутаты Государственной Думы С.И.Штогрин, С.Н.Решульский, В.И.Кашин, О.Г.Дмитриева, Г.П.Хованская, В.А.Тюлькин, Л.Н.Швец

Нет

Законопроект предполагает установление нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость при реализации коммунальных услуг. Целью проекта является сдерживание темпов роста тарифов на коммунальные услуги для населения.

Разное

В данный раздел отнесены проекты законов, которые не имеют отношения к Налоговому кодексу. В частности, в первом чтении депутаты намерены принять законопроект, который установит уголовную ответственность для индивидуальных предпринимателей за невозвращение крупных денежных сумм из-за границы в иностранной валюте.

Также в первом чтении депутаты намерены рассмотреть ряд поправок в закон о рекламе.

Законопроект

Кем внесен

Рекомендация

Суть документа

№ 310710-3
О внесении дополнений в статьи 173 и 193 Уголовного кодекса Российской Федерации (по вопросу усиления уголовной ответственности индивидуальных предпринимателей) (внесен 25.03.03, рассмотрен Советом ГД 03.06.03, 20.05.06)

Читинская областная Дума

Принять

Законопроектом предлагается внести дополнения в статьи 173 и 193 Уголовного кодекса Российской Федерации с целью установления уголовной ответственности за невозвращение в крупном размере из-за границы индивидуальным предпринимателем средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации, а также за лжепредпринимательство, то есть регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющую целью получения кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству.

№ 290941-4
О внесении изменений в статью 27 Федерального закона "О рекламе" (о рекламе основанных на риске игр) (внесен 19.04.06, рассмотрен Советом Государственной Думы 11.05.06)

Депутаты Государственной Думы В.Р.Мединский, П.А.Пожигайло, В.Н.Дубровский, А.А.Кармеев, А.А.Агеев, А.Ф.Семенченко, Г.Г.Лазарев, Е.В.Панина

Нет

Федеральным законом «О рекламе» вводятся определенные ограничения на рекламу основанных на риске игр, пари. Однако эти требования закона могут не выполняться с помощью рекламы не самого игорного заведения, а рекламы сопутствующих услуг (концертов, ресторанов, развлекательных центров). Тем не менее, по сути, такая реклама имеет целью привлечение потенциальных участников азартных игр и пари. Следовательно, аналогичные ограничения необходимо распространить и на рекламу сопутствующих услуг. С этой целью предлагается законопроект, предусматривающий дополнение части 3 статьи 27 Федерального закона «О рекламе» нормой о том, что ограничения рекламы основанных на риске игр и пари распространяется также на рекламу сопутствующих услуг. 

№ 315840-4
О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О рекламе" и в статью 37 Федерального закона "О средствах массовой информации" (в части рекламы услуг сексуального характера) (внесен 03.07.06, рассмотрен Советом Государственной Думы 05.09.06)

Депутаты Государственной Думы В.С.Катренко, В.Р.Мединский, В.В.Рязанский, В.Г.Драганов, И.В.Баринов, А.А.Кармеев, В.В.Семаго

Отклонить

Законопроектом предлагается установить запрет на распространение рекламы услуг сексуального характера, за исключением  распространяемой в теле- и радиопрограммах, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих технических устройств, а также в печатных изданиях, в том числе периодических, специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера.

Правительство не поддержало проект закона, т.к. в нем нет определения услуг сексуального характера.


Начать дискуссию