Третья налоговая революция.Введут ли в России новый налог?

В конце прошлого года на встрече с представителями ОбЪединения предпринимательских организаций России (ОПОРА) президент России Владимир Путин поддержал идею введения в стране нового налога - единого совокупного налога на результат хозяйственной деятельности. Плательщиками нового налога могут стать любые организации и индивидуальные предприниматели. Революционный законопроект "О едином совокупном налоге на результат хозяйственной деятельности" (далее - ЕСНРХД) был подготовлен рабочей группой российского союза промышленников и предпринимателей и поддержан ОПОРой. Если законопроект будет принят, то на ближайшие 49 лет все налогоплательщики получат специальный налоговый режим, кардинально отличающийся от всего

Третья налоговая революция
Введут ли в России новый налог?

В конце прошлого года на встрече с представителями ОбЪединения предпринимательских организаций России (ОПОРА) президент России Владимир Путин поддержал идею введения в стране нового налога - единого совокупного налога на результат хозяйственной деятельности. Плательщиками нового налога могут стать любые организации и индивидуальные предприниматели.

Революционный законопроект "О едином совокупном налоге на результат хозяйственной деятельности" (далее - ЕСНРХД) был подготовлен рабочей группой российского союза промышленников и предпринимателей и поддержан ОПОРой. Если законопроект будет принят, то на ближайшие 49 лет все налогоплательщики получат специальный налоговый режим, кардинально отличающийся от всего того, что продиктовано ныне действующим налоговым законодательством.

Налог, за которым будущее

В чем же заключается революционность нового законопроекта? Во-первых, ЕСНРХД признается специальным налоговым режимом, который вводится в России на 49 лет, о чем должна быть сделана соответствующая поправка в Налоговый кодекс РФ.

Во-вторых, переход на уплату единого совокупного налога для любого предприятия носит добровольный и уведомительный характер, независимо от отраслевой принадлежности, организационно-правовой формы и обЪемов реализации. То есть никакой "обязаловки" и в то же время - никаких ограничений. Цитируем: "Плательщиками единого совокупного налога могут быть любые организации", "Плательщику ни на каком основании не может быть отказано в переходе на уплату единого совокупного налога". Наконец-то уйдут в прошлое пресловутые численность персонала и МРОТы, которые ограничивали переход организаций на упрощенную систему налогообложения. В-третьих, предлагаемый документ абсолютно самодостаточен. С момента вступления в силу он станет законом прямого действия, не требующим для применения никаких подзаконных актов. Все сомнения, противоречия, двусмысленности и неясности относительно его применения должны будут толковаться налоговыми и судебными органами только в пользу налогоплательщика. Более того, издание любых нормативно-правовых актов с целью уточнения и разЪяснения положений нового закона запрещается, а все другие законы должны будут действовать в части, не противоречащей закону о ЕСНРХД.

В-четвертых, плательщики единого совокупного налога освобождаются от ведения любых форм бухгалтерского и налогового учета, за исключением учета первичных документов, Книги учета доходов и расходов, реестра акционеров (собственников) и реестра кредиторов. И в-пятых, плательщики ЕСНРХД полностью освобождаются от уплаты всех обязательных платежей, включая и налоги на фонд оплаты труда, за исключением акцизов, таможенных платежей и налога на добычу полезных ископаемых. За плательщиками ЕСНРХД сохраняются лишь функции налоговых агентов.

Принципы исчисления единого совокупного налога

Естественно, такое множество льгот должно чем-то компенсироваться. В качестве такой компенсации предложен новый обЪект налогообложения - результат хозяйственной деятельности. Он определяется как разница между всеми доходами и всеми расходами плательщика.

К доходам приравниваются любые активы, приобретенные организацией в собственность, а к расходам - любые активы, выбывшие из нее. На первый взгляд, предложенный обЪект налогообложения есть ни что иное как прибыль, полученная от хозяйственной деятельности за тот или иной период. На самом деле это не так. Для целей исчисления ЕСНРХД доходами признаются все денежные средства, имущество и имущественные права, поступившие от продажи товаров (работ, услуг), а также от продажи имущества, имущественных прав и иных активов, включая полученные авансы, займы, вклады

в уставный капитал и др.

Расходами признаются все денежные средства, имущество и имущественные права, переданные организацией в оплату за приобретаемые товары (работы, услуги, имущество и имущественные права), налоговые и таможенные платежи, а также выбытие иных активов, включая возврат неистраченных авансов и излишне полученных сумм. В состав расходов не включаются платежи за импортируемую продукцию (проект явно направлен на поддержку отечественных производителей) и суммы ЕСНРХД.

Другими словами, на результат хозяйственной деятельности будет влиять все, что сейчас увеличивает либо уменьшает актив бухгалтерского баланса в результате расчетов с внешними партнерами организации. Ни в составе доходов, ни в составе расходов не будут учитываться денежные средства, имущество и имущественные права, полученные (переданные) плательщиком на хранение, в качестве залога, в порядке обеспечения, в пользу комитента, принципала и т.п. Налоговый период для ЕСНРХД составляет один год. Налоговая база за промежуточные периоды рассчитывается от фактического результата хозяйственной деятельности (РХД) ежемесячно нарастающим итогом. Она представляет собой разницу между величиной РХД по состоянию на начало и на конец месяца. Например, налоговую базу (НБ) за март можно рассчитать по следующей формуле: НБ (март) = РХД (за январь, февраль и март) - РХД (за январь и февраль). Если остаток равен нулю (или меньше), то и налогооблагаемая база за период тоже приравнивается к нулю.

Ставка ЕСНРХД устанавливается в размере 20 процентов. Сумма авансового платежа, подлежащая уплате по итогам очередного месяца, определяется как величина налоговой базы за месяц, умноженная на ставку налога. Соответственно, если налоговая база за месяц равна нулю, то налог уплачивать не нужно. Сумма ЕСНРХД за год определяется как сумма авансовых платежей, произведенных в течение года, и исчисляется одновременно с величиной платежа за декабрь.

Книга учета доходов и расходов организации

Естественно, что для столь незамысловатых расчетов предприятию не нужно будет вести громоздкий бухгалтерский и налоговый учет. Законопроектом предусмотрено, что основой учета на все 49 лет действия нового налогового режима станет Книга учета доходов и расходов организации (далее - Книга). В графе "доходы" Книги в хронологическом порядке будут записываться все денежные и иные поступления активов в собственность организации без каких-либо исключений. В графе "платежи" будут отражаться все выбытия активов из собственности плательщика, в том числе и те, что не признаются расходами при исчислении ЕСНРХД. Причем для платежей, относящихся к расходам предусмотрена отдельная соответствующая графа.

Записи в Книги производятся в день поступления первичных документов. Этот день называется датой регистрации операции. Изменение сумм доходов и расходов по операции после ее проведения регистрируется в Книге как отдельная исправительная операция в недельный срок с даты получения плательщиком соответствующих первичных документов. В конце каждого месяца в Книгу заносится строка "итого", где суммируются все операции, проведенные предприятием. Разница между доходами и расходами и составляет величину РХД, с которой нужно будет уплатить авансовый взнос по налогу за истекший месяц. Аналогичные операции делаются и в конце года. Только данные за год придется продублировать в отчете по уплате ЕСНРХД, который не позднее 31 января следующего за отчетным года представляется в налоговую инспекцию вместе с Книгой учета доходов и расходов.

Вход - рубль, выход - два

Согласно законопроекту, плательщики могут перейти на уплату единого совокупного налога с начала календарного года. Для этого достаточно письменно уведомить территориальную налоговую инспекцию о своих намерениях. Срок подачи такого уведомления законопроектом не установлен. Следовательно, о своих планах можно будет проинформировать налоговиков буквально накануне новогодних праздников. Они не вправе будут вам отказать.

В момент перехода на уплату единого совокупного налога величина суммарной налоговой базы по ЕСНРХД на начало периода принимается равной нулю. При создании или реорганизации предприятие имеет право перейти на уплату ЕСНРХД сразу после регистрации учредительных документов. А если плательщик уже ведет деятельность, то он обязан полностью рассчитаться с бюджетом по всем налогам и сборам за этот период. Конечно, нерадивый учредитель может бросить фирму-должника и открыть новую "чистую". Однако после вступления в силу в июле этого года нового закона о регистрации сделать это будет не так просто. Ведь учредители будут нести персональную ответственность за законную ликвидацию фирмы.

Правда, и выйти из нового налогового режима будет нелегко. Согласие на обратный переход дает налоговая инспекция. Она же устанавливает и дату, начиная с которой организация может отказаться от уплаты единого совокупного налога и вернуться к обычной системе налогообложения. Причем, чтобы вернуться на прежние позиции, нужно будет подать письменное заявление и приложить к нему полную бухгалтерскую и налоговую отчетность, которую организация не должна была вести. Следовательно, бухгалтеру организации придется либо восстанавливать отчетность за весь период деятельности, в который организация уплачивала ЕСНРХД, либо сразу заблаговременно вести полную бухгалтерскую и налоговую отчетность на тот случай, если придется переходить на обычную систему уплаты налогов. За какой период должна быть представлена эта отчетность, в законопроекте не говорится. Это серьезный недостаток законопроекта. Ведь организациям придется держать целый штат бухгалтеров, которые вместо того, чтобы работать над финансовым планированием и анализом хозяйственной деятельности, будут старательно вести двойной учет просто так, на всякий случай. Тем не менее, у законопроекта есть два очевидных достоинства. Во-первых, с переходом на уплату ЕСНРХД предприятия будут избавлены от необходимости соблюдать нормативы зачисления сумм налога в бюджеты разных уровней и во внебюджетные фонды. Каждый месяц нужно будет оформлять лишь пять платежек: по 25 процентов налога зачисляется на единые для всех плательщиков счета федерального, регионального и местного бюджетов, 23 процента - в федеральные и 2 процента - в территориальные внебюджетные фонды. Привлекать плательщиков к участию в деятельности по распределению поступлений от единого совокупного налога в какой бы то ни было форме запрещается.

И во-вторых, все поступления в адрес плательщиков ЕСНРХД и все платежи от них считаются включающими в себя НДС. Этот радикальный шаг должен сломать существующую в настоящее время вполне обоснованную дискриминацию предприятий, освобожденных от уплаты этого налога. При реализации своих товаров (работ, услуг) плательщики ЕСНРХД будут выставлять покупателям счета-фактуры, которые позволят последним выделять суммы НДС расчетным путем и принимать их к вычету. По нашему мнению, введение нового налога радикально изменит всю действующую систему налогообложения. Теперь остается надеется на то, что законопроект не претерпит серьезных изменений на пути к налогоплательщику.

Комментарии

12
  • Хранитель_врат
    Ехууууууууууу да здравствут Путин! :)
    неужели дожемся?
  • Juli1
    Не верится... А было бы хорошо. Если это - все.