Трудовое право

Если работает иностранец

Использование труда иностранных граждан в такой отрасли, как строительство, достаточно распространено. Необходимо соблюдение требований действующего законодательства, чтобы труд таких граждан признавался законным.

Использование труда иностранных граждан в такой отрасли, как строительство, достаточно распространено. Необходимо соблюдение требований действующего законодательства, чтобы труд таких граждан признавался законным.

С принятием Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон №115-ФЗ) существенно изменилось правовое регулирование трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

В соответствии с законодательством Российской Федерации иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

В целях вышеуказанного Федерального закона правовое положение иностранных граждан приравнено к правовому положению лиц без гражданства.

Лицом без гражданства признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства (статья 2 Закона №115-ФЗ).

Отметим, что иностранный гражданин считается законно находящимся в Российской Федерации, если у него есть один из следующих документов:

- действительный вид на жительство;

- разрешение на временное проживание;

- виза и (или) миграционная карта;

- иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Более подробно с вопросами статуса временно и постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан, а также о порядке получения разрешения на временное проживание и вида на жительство, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО « BKR ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Порядок осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территории Российской Федерации»

С 15 января 2007 года вступил в силу Федеральный закон от 18 июля 2006 года №110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №110).

Указанным законодательным актом, во-первых, иностранные граждане освобождаются от обязанности ежегодной перерегистрации, во-вторых, в целях совершенствования механизма регулирования миграционных потоков на федеральном и региональном уровнях упрощается механизм трудоустройства иностранных граждан на территории Российской Федерации.

Федеральным законом №110 введены изменения, касающиеся механизма трудоустройства и миграционных процедур, связанных с получением статуса временно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.

Теперь работодатели имеют право принимать на работу иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, без получения разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы.

Все эти нововведения направлены на решение демографических проблем и совершенствование государственного регулирования рынка иностранной рабочей силы в Российской Федерации.

Одновременно с Федеральным законом №110 был принят Федеральный закон от 18 июля 2006 года №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №109).

Впервые законодательно урегулированы общественные отношения в сфере миграционного учета.

Миграционный учет как одна из форм государственного регулирования миграционных процессов направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.

Федеральный закон №109 предусматривает уведомительный порядок миграционного учета, который направлен на искоренение различных фирм, оказывающих нелегальные регистрационные услуги.

Федеральный закон №109 прежде всего направлен на:

- повышение эффективности управления миграционными процессами;

- сокращение притока нелегальных мигрантов в Россию;

- повышение уровня гарантий прав иностранных граждан трудящихся на территории Российской Федерации;

- снижение административных барьеров для отдельных категорий специалистов, потребность в которых существует на российском рынке труда.

К категории иностранных граждан, законно находящихся на территории Российской Федерации, относятся:

- иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации - лица, получившие вид на жительство;

- иностранные граждане, временно проживающие в Российской Федерации - лица, получившие разрешение на временное проживание;

- иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации - лица, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание.

К иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, относятся иностранные граждане, имеющие гражданство тех стран, с которыми у Российской Федерации заключены соглашения о безвизовых поездках.

В частности это такие страны как:

- Украина (соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины от 16 января 1997 года);

- Белоруссия (соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан от 30 ноября 2000 года);

- Армения (соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о взаимных безвизовых поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Армения от 25 сентября 2000 года);

- Азербайджан (соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Азербайджанской Республики от 3 июля 1997 года);

- Казахстан (соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан от 30 ноября 2000 года);

- Киргизстан (соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан от 30 ноября 2000 года);

- Таджикистан (соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан от 30 ноября 2000 года);

- Молдова (соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о взаимных безвизовых поездках граждан Российской Федерации и граждан республики Молдова от 30 ноября 2000 года).

Указанные толкования понятий «постоянно проживающие» и «временно пребывающие» иностранные граждане применяются ко всем категориям иностранцев, в том числе к гражданам государств - участников Содружества Независимых Государств.

На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (статья 11 ТК РФ).

Таким образом, оформление на работу иностранных работников будет происходить на тех же условиях, что и прием на работу российского гражданина. То есть основанием возникновения трудовых отношений будет являться трудовой договор, который заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами.

Иностранные граждане имеют право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных законодательством.

Иностранные граждане могут осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации на основании трудового договора либо гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Кроме того, действующим законодательством предусмотрена возможность для иностранного гражданина осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица в случае, если он имеет выданные в установленном порядке:

- разрешение на постоянное проживание в Российской Федерации;

- свидетельство о его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

- разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.

Пунктом 1 статьи 32 Закона №115-ФЗ определено, что контроль за трудовой деятельностью иностранных работников осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции его территориальными органами во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции.

Порядок осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности зависит от их статуса. Иностранные граждане, имеющие разрешение на временное проживание или вид на жительство, могут быть приняты на работу в порядке, предусмотренном для граждан Российской Федерации.

На работодателя или заказчика работ (услуг) налагается обязанность по получению разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранные граждане, временно или постоянно проживающие на территории Российской Федерации, не должны получать разрешение на работу.

Пунктом 4 статьи 13 Закона №115-ФЗ предусмотрено, что иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.

Разрешительный порядок трудоустройства в Российской Федерации не распространяется на следующие категории иностранных граждан:

  • постоянно проживают в Российской Федерации;
  • временно проживают в Российской Федерации;
  • являются сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;
  • являются работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;
  • являются журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;
  • обучаются в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняют работы (оказывают услуги) в течение каникул;
  • обучаются в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и работают в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;
  • приглашены в Российскую Федерацию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях)

Кроме того, указанный порядок трудоустройства иностранных граждан не распространяется и на граждан Республики Беларусь, которые в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 25 декабря 1998 года «О равных правах граждан» имеют равные с гражданами Российской Федерации права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территории Российской Федерации.

На всех остальных граждан государств - участников СНГ распространяется установленный в Российской Федерации разрешительный порядок осуществления трудовой деятельности.

При устройстве на работу иностранные граждане, относящиеся к этим категориям, должны предъявить следующие документы:

? документ, удостоверяющий личность;

? разрешение на временное проживание или вид на жительство;

? миграционную карту с отметками о въезде на территорию Российской Федерации и о регистрации по месту жительства.

Следует помнить, что иностранный гражданин, имеющий разрешение на временное проживание, имеет право работать только на территории того субъекта Российской Федерации, в котором ему разрешено проживание.

На иностранных граждан, временно или постоянно проживающих на территории Российской Федерации, распространяются ограничения на право осуществления трудовой деятельности, установленные для всех категорий иностранных граждан.

Иностранные граждане не имеют права:

  • находиться на государственной или муниципальной службе;
  • замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации;
  • быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;
  • быть командиром воздушного судна гражданской авиации;
  • быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством Российской Федерации;
  • заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

Перечень объектов и организаций, в которые иностранные граждане не могут быть приняты на работу, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2002 года №755 «Об утверждении Перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу»:

«1. Объекты и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.

2. Структурные подразделения по защите государственной тайны и подразделения, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, органов государственной власти и организаций.

3. Организации, в состав которых входят радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, на которых осуществляются разработка, производство, эксплуатация, хранение, транспортировка и утилизация ядерного оружия, радиационно-опасных материалов и изделий».

НДС на УСН

Для кого УСН на НДС — новый способ экономии на налогах?

Все говорят о том как плохо УСН-щикам платить НДС. И никто о том, что это шанс для ОСНО остаться с НДС, но не платить налог на прибыль в 2025.

Для кого УСН на НДС — новый способ экономии на налогах?

Начать дискуссию