Купить нельзя, арендовать

Покупка помещения для ведения бизнеса в силу дороговизны оказывается многим не по карману. Более того, покупая помещение, собственник должен заботиться и о его капитальном ремонте, и о поддержании его в рабочем состоянии. Поэтому иногда арендовать помещение даже выгоднее. Что надо учесть при составлении арендного договора?

Покупка помещения для ведения бизнеса в силу дороговизны оказывается многим не по карману. Более того, покупая помещение, собственник должен заботиться и о его капитальном ремонте, и о поддержании его в рабочем состоянии. Поэтому иногда арендовать помещение даже выгоднее. Что надо учесть при составлении арендного договора?

Р.С. Курбанов, заместитель руководителя юридического департамента
ООО "Аудит - новые технологии"

Распишем по кирпичикам

Прежде всего стороны должны уделить внимание описанию арендуемой недвижимости. Надо указать признаки, позволяющие идентифицировать объект: точный адрес, этажность, общую площадь всех основных и вспомогательных помещений и каждого в отдельности. Если в аренду передается только часть здания, то в договоре также указывается местоположение этих помещений (крыло, этаж, номер комнаты и т. д.). Лучше всего приложить к договору аренды экспликацию технического паспорта, в которой есть подробные характеристики (площадь, расположение комнат, количество окон и дверей и т. д.). При отсутствии подробных данных, позволяющих определить объект аренды, договор будет считаться незаключенным (п. 3 ст. 607 ГК РФ).

А во избежание споров рекомендуем дать в договоре подробную техническую характеристику объекта и описать его состояние, назначение, снабженность коммуникациями. Если недвижимость имеет какие-либо недостатки, их также нужно оговорить.

Что почем

Другое необходимое условие этого договора - размер арендной платы. Причем стороны могут указать как фиксированную плату, так и порядок ее определения. Например, платой могут быть затраты арендатора на улучшение недвижимости. Изменять установленную арендную плату стороны вправе не чаще одного раза в год (ст. 614 ГК РФ).

В договоре может содержаться условие о выкупе арендованного объекта. В этом случае должен быть четко определен размер выкупной платы.

Какой договор нести в юстицию?

Договор аренды нежилого помещения нужно заключать в виде единого письменного документа. Иначе он будет недействителен. А если помещение арендуется на срок не менее года, то договор нужно регистрировать в органах юстиции (п. 2 ст. 651 ГК РФ). Не избежать регистрации и если договор заключен на один год ровно, например с 1 января 2004 года по 31 декабря 2004 года. При этом важно помнить - любые последующие изменения в зарегистрированный договор также должны регистрироваться.

А вот договору, заключенному на срок менее года, регистрация не нужна. Даже если стороны после пролонгируют его на такой же срок.

Не потребуется регистрация и если срок аренды вообще не определен (п. 10, 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 16.02.01 № 59).

Земля в придачу

Арендатору недвижимости, несомненно, потребуется хотя бы небольшая часть прилегающего земельного участка. Но заключать отдельный договор аренды земли или иным образом это оговаривать необязательно. Судьбу земельного участка на случай аренды находящейся на ней недвижимости достаточно ясно определяет сам закон (ст. 652 ГК РФ).

Так, арендатор автоматически получает право использовать землю, занятую недвижимостью. А также - прилегающий земельный участок, необходимый для использования арендованных строений. Причем это право предоставляется даже тогда, когда собственником земли является не арендодатель, а постороннее лицо (например, субъект Федерации). И никаких дополнительных документов, кроме договора аренды, или платы за землю требовать от арендатора нельзя.

Однако нелишним будет в договоре аренды указать, что понимается под "участком, необходимым для использования недвижимости". Это поможет в будущем избежать споров о размере и расположении надела, используемого арендатором.

Начать дискуссию

Эксперт объяснит, как работать с машиночитаемыми доверенностями

Машиночитаемая доверенность позволяет сдавать электронную отчетность, оформлять документы через электронный документооборот, представлять интересы компании.

Аудит сотрудничества с самозанятыми: как не получить по «шапке» от ФНС за привлечение внештатников 

Сотрудничество с самозанятыми — привлекательный вариант для бизнеса, но он несет в себе определенные риски. Поэтому регулярный аудит такой формы сотрудничества поможет минимизировать риски, обеспечить правовую безопасность и избежать претензий контролирующих органов. 

Аудит сотрудничества с самозанятыми: как не получить по «шапке» от ФНС за привлечение внештатников 
УСН

Какие расходы может учесть торговая организация на УСН

Торговая организация на доходно-расходной упрощенке вправе учитывать расходы для уменьшения налоговой базы, но перечень закрытый. Разбираемся, какие расходы организация может учесть при исчислении налога.

Какие расходы может учесть торговая организация на УСН

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Компания RG-Soft подтвердила статус «Центр реальной автоматизации 1С»

Компания RG-Soft рада сообщить о том, что успешно прошла сертификацию в качестве «Центра Реальной Автоматизации 1C». Это подтверждение высокого профессионализма и компетенции компании в области автоматизации бизнес-процессов с использованием платформы 1C.

Компания RG-Soft подтвердила статус «Центр реальной автоматизации 1С»

Грант до 50 млн рублей могут получить разработчики электроники и ПО

Минпромторг и Фонд содействия инновациям объявили конкурс «Развитие-Электроника» в рамках федерального проекта «Прикладные исследования, разработка и внедрение электронной продукции».

5 идей, как бухгалтеру получить пассивный доход

Деньги на вкладе — это пассивный доход, но помимо этого каждый бухгалтер может заработать еще. Есть несколько идей, чтобы без финансовых вложений, составления отчетности, обработки первички, споров с налоговой и прочих бухгалтерских обязанностей поднять свой основной доход.

5 идей, как бухгалтеру получить пассивный доход
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Кадры

В прошлом году на предприятиях «трудились» около 13 тысяч кибер-сотрудников

До 2030 года обрабатывающей промышленности России потребуется 1,7 млн человек.

УСН

Как заполнить платежку на аванс по УСН за 2 квартал 2024: образец

По УСН надо платить не только годовой налог, но и авансовые платежи. Уведомление по ЕНП для платежа по авансу по единому налогу нужно сдать до 25 июля, а сам аванс уплатить до 29 июля.

От бухгалтера к бизнес-гуру: как обычная девушка изменила свою судьбу и стала лидером конференций

Жизнь Светланы начиналась так же, как у многих других скромных девушек из маленького городка.

От бухгалтера к бизнес-гуру: как обычная девушка изменила свою судьбу и стала лидером конференций

Предприниматель пытался дать взятку ФНС в листьях салата

500 тысяч рублей спрятали в листья салата. Деньги хотели передать сотруднику ФНС за прекращение налоговых проверок.

ЭДО

Электронный документооборот: по каким критериям выбирать СЭД, чтобы не упустить важное

Если вы решились перевести бизнес на систему электронного документооборота (СЭД), нужно знать, на что обратить внимание при выборе. Сейчас на рынке много предложений. Внешний ЭДО требует постоянного сотрудничества с операторами, есть сложности с прочтением файлов, созданных в других системах. Поэтому лучше сосредоточиться на внутреннем СЭД, упрощающем работу компании. Его критерии выбора будут рассмотрены ниже, что поможет не упустить главное.

Электронный документооборот: по каким критериям выбирать СЭД, чтобы не упустить важное
НДС

До 31 июля продавцам из ЕАЭС нужно встать на налоговый учет

Если компания из ЕАЭС продает товары через интернет на территории РФ, ей нужно зарегистрироваться в налоговой и платить НДС в России.

Интервью

Оплата с СБП, ликбез из первых рук: как работает СБП, почему комиссии ниже эквайринга, как быстро внедрить оплату и нужна ли вам касса

СБП — это не только про быструю и удобную оплату покупки в интернете или обычном магазине по QR коду. Мы решили расспросить обо всех возможностях СБП генерального директора компании ООО «КуАрМенеджер» (Платформа QRService) Андрея Олеговича Федорца.

Оплата с СБП, ликбез из первых рук: как работает СБП, почему комиссии ниже эквайринга, как быстро внедрить оплату и нужна ли вам касса

Маркировка: 10 часто задаваемых вопросов

Все больше товаров попадает под действие обязательной маркировки, в связи с чем немало вопросов возникает у производителей, импортеров и продавцов такой продукции. Отвечаем на 10 наиболее популярных вопросов о маркировке.

Маркировка: 10 часто задаваемых вопросов

Россияне чаще принимают помощь в трудоустройстве от друзей и коллег

На свои силы в поиске новой работы полагаются 43% жителей страны, тогда как 37% прибегают к помощи друзей и знакомых.

Как бизнесу на УСН не платить НДС в 2025 году

Предпринимателям на УСН нужно следить, чтобы их доходы за 2024 год не превышали 60 млн рублей. Тогда они смогут не платить НДС в 2025 году.

Госдума: на ИИС-3 будут защищены средства до 1,4 млн рублей

В случае банкротства финансовой организации инвесторы смогут вернуть свои сбережения.

Экспертные разборы за неделю: новые ставки по НДФЛ, переоценка основных средств, 6-НДФЛ в 1С, уведомление по ЕНП в июле

Смотрите дайджест разборов, который подготовила редакция за неделю.

НДС

НДС можно не платить при передаче товаров в рекламных целях

Компании нужно соблюсти ряд пунктов, чтобы получить освобождение от НДС за рекламный товар.

Интересные материалы

Кадры

Может ли ИП нанимать работников: как нанять, договор найма, тип оформления

Узнайте, может ли индивидуальный предприниматель нанимать работников. Руководство по процессу найма, оформлению договоров и типам трудового соглашения.

Может ли ИП нанимать работников: как нанять, договор найма, тип оформления