УСН

Зачем "упрощенцу" бухучет

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации, перешедшие на УСН, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением ведения учета основных средств и нематериальных активов. Вместе с тем следует понимать, что подобное освобождение "в налоговых целях" весьма условно, так как обязанность вести бухучет в полном объеме может вытекать из других норм законодательства. На этот факт любой организации-"упрощенцу" следует обратить особое внимание.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации, перешедшие на УСН, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением ведения учета основных средств и нематериальных активов. Вместе с тем следует понимать, что подобное освобождение "в налоговых целях" весьма условно, так как обязанность вести бухучет в полном объеме может вытекать из других норм законодательства. На этот факт любой организации-"упрощенцу" следует обратить особое внимание.

Э. ГЛУХОВСКАЯ, эксперт АКДИ

КОГДА ТРЕБУЕТСЯ БУХУЧЕТ?

Наиболее часто подобная обязанность следует из общегражданских норм, связанных с организационным устройством юридического лица - "упрощенца", особенностей функционирования его организационно-правовой формы. Характерна, например, следующая ситуация.

Хозяйственное общество принимает решение о выплате дивидендов, и соответственно у него появляется необходимость определения чистой прибыли.

Определение размера чистой прибыли производится исключительно на основании данных бухгалтерских регистров (данных бухгалтерского учета) (см. п. 2 ст. 42 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", далее - Закон об АО), следовательно, невозможно без их ведения.

Другой случай ведения бухгалтерского учета "упрощенцем" связан с процедурой раскрытия информации о деятельности общества как перед участниками, так и перед третьими лицами, в том числе контролирующими органами (п. 3 ст. 52, ст. 92 Закона об АО, п. 2 ст. 49 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", далее - Закон об ООО).

Совершение обществом крупной сделки также влечет определение балансовой стоимости активов, производимое на основании данных бухгалтерского учета (п. 1 ст. 78 Закона об АО), либо стоимости имущества общества, определяемой на основании данных бухгалтерской отчетности (п. 2 ст. 46 Закона об ООО).

Обязанность ведения бухгалтерского учета предусмотрена нормами гражданского законодательства не только в отношении хозяйственных обществ.

Унитарные предприятия должны представлять свою бухгалтерскою отчетность уполномоченным органам собственника закрепленного за ним имущества (п. 3 ст. 26 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон об унитарных предприятиях).

Кроме того, на основании данных бухгалтерской отчетности происходит обязательная оценка стоимости чистых активов унитарного предприятия на конец финансового года (п. 2 ст. 15 Закона об унитарных предприятиях). В зависимости от результатов такой оценки собственник имущества предприятия вправе принять решение о ликвидации унитарного предприятия.

Статья 27 Закона об унитарных предприятиях, в свою очередь, говорит о публичном характере отчетности унитарного предприятия в случаях, предусмотренных нормативно-правовыми актами РФ.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Как же соотносится статус "упрощенца" с необходимостью вести бухгалтерский учет?
Наиболее авторитетна для нас на этот счет позиция Конституционного Суда РФ (КС РФ), выраженная в Определении от 13.06.2006 N 319-О.

Суть ее состоит в том, что ведение бухучета для "упрощенца" становится обязательным, если это предусмотрено каким-либо иным законом (при том, что законодательство о бухучете его от этой обязанности в общеустановленной форме освобождает).

Подобное правило, по мнению КС РФ, соответствует целям информационной открытости и возможности реализации акционерами своих прав (включающих как право на получение информации от деятельности общества, так и право на получение дивидендов). Именно благодаря схожести нормативно-правового регулирования АО и ООО подход Конституционного Суда РФ, высказанный применительно к акционерным обществам, в полной мере распространяется и на общества с ограниченной ответственностью.

"Освобождение от обязанности ведения бухгалтерского учета применительно к деятельности открытого акционерного общества не исключает... необходимость составления по данным об имущественном и финансовом положении и результатам хозяйственной деятельности бухгалтерской отчетности в установленной законом форме..." (Определение КС РФ от 13.06.2006 N 319-О).

На наш взгляд, данное правило будет применяться и в отношении унитарных предприятий, а также в любых других случаях, когда обязанность вести бухучет установлена на законодательном уровне.

Отметим, что ранее суды зачастую принимали решения, исходя из признания права налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему, не вести бухучет.

Так, ФАС Западно-Сибирского округа отказался признать сделку недействительной, указав, что, поскольку не представлены данные бухгалтерской отчетности за требуемый период, сделать вывод о том, что совершенная сделка является крупной, не представляется возможным (см. Постановление от 18.12.2003 N Ф04/6482-1902/А46-2003).

Аналогично и ФАС Северо-Западного округа посчитал недоказанным утверждение о том, что оспариваемая сделка являлась крупной и при ее заключении требовалось решение общего собрания. Суд указал: надлежащих документов в подтверждение того факта, что балансовая стоимость не завершенного строительством здания ангара превышает 25% процентов балансовой стоимости активов организации, представлено не было (см. Постановление от 16.06.2006 N А26-2584/2005-11).

Представляется, что после того как КС РФ высказал свою позицию, факт нахождения хозяйственного общества на УСН не должен влиять на возможность признания сделки недействительной в судебном порядке.

МИНФИН СОЛИДАРЕН С КОНСТИТУЦИОННЫМ СУДОМ

Конституционный Суд РФ не внес каких-либо кардинальных изменений в понимание финансовым ведомством вопроса о случаях обязательного ведения учета "упрощенцами". Начиная с 2004 г. Минфин России выпустил ряд писем, в которых высказывал аналогичное мнение.

Из письма Минфина от 22.07.2004 N 03-03-05/1/85 следует, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения и выплачивающие доходы в виде дивидендов другим организациям, должны определять чистую прибыль в соответствии с правилами бухгалтерского учета, так как чистая прибыль общества определяется по данным бухгалтерской отчетности.

Аналогичные выводы содержатся и в письмах Минфина России от 11.03.2004 N 04-02-05/3/19, от 21.06.2005 N 03-11-05/1. Подразумевается, что организация, которая не вела бухгалтерский учет, но приняла решение о выплате дивидендов (иного дохода от участия) либо для которой настал момент раскрытия информации перед участниками или третьими лицами, а также передачи ее в контролирующие органы, обязана восстановить бухгалтерский учет (такие рекомендации приведены в письме УФНС России по г. Москве от 11.11.2004 N 21-09/72969).

* * *

Данная статья не может указать на все случаи, когда ведение бухгалтерского учета является обязанностью организации независимо от применяемого налогового режима. Целью ее является подчеркнуть установленное на данный момент правило: если обязанность ведения бухгалтерского учета для организации-"упрощенца" в полном объеме непосредственно установлена нормативно-правовым актом, освобождение, предоставляемое п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", означает только то, что данные бухгалтерской отчетности не представляются в налоговый орган. Тем не менее ведение бухгалтерского учета является обязательным.

Начать дискуссию