Бухгалтерия

Сверка в четыре шага

С этого месяца начинают действовать новые правила сверки расчетов с бюджетом. Они утверждены приказом ФНС от 11 января 2007 года № САЭ-3-25/2@. По задумке чиновников теперь эта мало приятная процедура должна проходить быстро и слаженно. Ведь в новом регламенте налоговики подробно расписали каждый шаг.

С этого месяца начинают действовать новые правила сверки расчетов с бюджетом. Они утверждены приказом ФНС от 11 января 2007 года № САЭ-3-25/2@. По задумке чиновников теперь эта мало приятная процедура должна проходить быстро и слаженно. Ведь в новом регламенте налоговики подробно расписали каждый шаг.

Совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам может проходить либо по желанию фирмы, либо по предложению инспекции.

С компаниями, которые, например, меняют адрес, начинают процедуру ликвидации или реорганизации, сравнить данные о платежах в бюджет захотят налоговики.

Однако чаще всего инициатором сверки бывает все-таки сама фирма. Например, налогоплательщику может понадобиться справка о том, что он ничего не должен бюджету. Этот документ пригодится и для разговора с банком о кредите, и для участия в тендере, и для подтверждения добросовестности. Однако, не сверив платежи, заветную бумажку не получить.

А если бухгалтер ошибся, оформляя налоговую платежку. Ведь даже незначительная на первый взгляд опечатка в «основании, типе и принадлежности платежа, налоговом периоде или статусе плательщика» приведет к тому, что деньги не попадут по назначению. Проведя же совместную сверку, фирма получит шанс не только исправить свою оплошность, но и избежать пеней (п. 7 ст. 45 НК).

Рассмотрим, какой путь должна будет пройти фирма, чтобы проверить расчеты по налогам.

Шаг 1. Заявляем

Если вы хотите сверить свои платежи с налоговой, то в начале надо написать заявление. Раньше оно составлялось в произвольном виде. Теперь законодатели утвердили форму этого документа (приложение № 1 регламента, утв. приказом ФНС от 11 января 2007 г. № САЭ-3-25/2).

В заявлении надо указать дату желаемой сверки и перечислить виды налогов, которые вас интересуют. Будьте внимательны: дата «не должна превышать текущую». Например, если вы составляете заявление 30 апреля, то нельзя просить сверить расчеты на 1 мая. Правда, и дату, и перечень налогов можно и вовсе не указывать. Тогда налоговики проведут выверку платежей на день поступления к ним вашего заявления (п. 1.2.4 регламента) по всем платежам в бюджет.

Кроме того, в заявлении надо написать про предыдущие сверки. Дело в том, что по новым правилам за один и тот же период и по одним и тем же налогам сверяться нельзя (п. 1.2.7 регламента). Конечно, это условие действует, только если был утвержден «акт без разногласий», либо претензии фирмы были устранены. В случае, когда не удалось добиться взаимопонимания и акт фирма не подписала, разрешается повторно сравнивать данные о перечисленных налогах.

Заявление с просьбой провести сверку подписывает директор фирмы. Право подписи имеет также и его «законный или уполномоченный представитель». При таком варианте не забудьте подготовить доверенность (ст. 29 НК).

Ну и наконец заполненный документ надо доставить в налоговую. Можно воспользоваться услугами почты. Но лучше отвезти лично. Тогда инспектор отдела работы с налогоплательщиками на вашем экземпляре проставит дату и отметку о принятии. Не забудьте его об этом попросить (п. 2.4 регламента). Такая подпись может помочь, если налоговики затянут процедуру сверки.

Дальнейшие события развиваются строго по регламенту. Пять рабочих дней отвели себе чиновники на то, чтобы зарегистрировать ваше заявление, сформировать краткий акт сверки (приложение № 2 к приказу ФНС от 11 января 2007 г. № САЭ-3-25/2) и отдать вам его лично, либо отправить заказным письмом (п. 1.2.11 регламента). Причем способ передачи документов вы выбираете самостоятельно, указав наиболее удобный для фирмы вариант в своем заявлении (п. 1.2.2 регламента).

А если вы указали в заявлении, что хотите забрать акт лично, но не пришли за ним? Не беда. Чиновники и такой вариант предусмотрели (п. 2.12 регламента). Вас терпеливо ждут пять дней и затем отправляют акт по почте. По расчетам налоговиков почтовая доставка длится шесть рабочих дней.

Шаг 2. Будем кратки

Итак, лично или заказным письмом вы получили от налоговиков краткий акт сверки в двух экземплярах. По новым правилам инспекции за следующие пять рабочих дней надо определить, согласны ли вы с данными налоговой.

У вас есть три варианта дальнейших действий. Во-первых, посмотрев акт, вы можете передумать и отказаться от сверки. Правда, напрямую такой поворот событий в регламенте не предусмотрен. Однако можно просто проигнорировать налоговую и не возвращать ее экземпляр акта. Подождав одиннадцать дней, чиновники отправят вам уведомление и напомнят о себе (п. 2.18 регламента). Вы молчите. Еще через две недели налоговики в одностороннем порядке завершат сверку (п. 1.2.6 регламента). В дальнейшем вы сможете повторить попытку выверить расчеты. Для этого надо будет лишь еще раз написать заявление (п. 1.2.8 регламента).

Во-вторых, если возражений нет, и вашу компанию устраивают данные инспекции, то остается только поставить подпись и передать один экземпляр краткого акта обратно. На документе должно быть отмечено: «Согласовано без разногласий» (п. 2.8 регламента). Вот и все. Сверка закончена. К сожалению, на практике такая идеальная ситуация встречается довольно редко.

В-третьих, вы можете попробовать разобраться в причинах расхождения ваших данных с налоговыми. Для этого краткий акт надо вернуть в налоговую с надписью «согласовано с разногласиями». Получив подобное послание, чиновники обязаны продолжить выверку платежей.

Шаг 3. Добавим детали

В течение семи дней налоговики должны сформировать полный акт (приложение № 3 к приказу ФНС от 11 января 2007 г. № САЭ-3-25/2), распечатать перечень документов по расчету вашей фирмы с бюджетом и сведения о невыясненных платежах. Кроме этих бумаг, налоговики составят информационное письмо. В нем будут указаны дата и время, когда представители компании могут посетить инспекцию и выяснить все разногласия на месте (п. 2.28 регламента). А дальше, все повторяется.

Вам вновь предлагают за пять рабочих дней разобраться теперь уже в детализированном акте и либо согласовать его, либо вновь подписать «с разногласиями». В последнем случае вы должны заполнить акт сверки своими данными и собрать подтверждающие документы. Теперь встреча с инспектором неизбежна.

Шаг 4. Встреча

По правилам нового регламента чиновник должен к вашей встрече основательно подготовиться. Выверить еще раз все платежи, разобраться в данных, представленных фирмой, изучить ее документы. Задача максимум, которую ставят перед собой налоговики, урегулировать все разногласия в день встречи с представителями организации (п. 2.40 регламента). Если же расхождения останутся, то в акте придется написать: «Разногласия не устранены». В любом случае сверка расчетов считается законченной.

С полным текстом использованных документов можно ознакомиться в СПС КонсультантПлюс.

Сверка – ваше право

Для компании выверка расчетов – право, а не обязанность. Поэтому фирма может и отказаться принимать участие в этой процедуре. Никакой ответственности за это не будет.

Если же фирма сверку провела, но результаты оказались не в ее пользу, то никаких штрафов налоговики начислять не имеют права. Ведь сверка налоговых платежей – это не камеральная проверка.

Обязанности есть – ответственности нет

С этого года у налоговиков появились новые обязанности. Во-первых, по требованию фирмы они теперь должны проводить совместную сверку (подп. 11 п. 1 ст. 32 НК). Раньше выверка налоговых платежей проводилась лишь по предложению инспектора. Например, после подачи фирмой заявления о возврате налога (п. 3 ст. 78 НК). Причем это было право, но никак не обязанность налоговой (письмо Минфина от 23 марта 2005 г. № 03-02-07/1-67).

Во-вторых, инспекция обязана представлять по запросу налогоплательщика справку о состоянии его лицевого счета (подп. 10 п. 1 ст. 32 НК). Причем кодекс отводит чиновникам на подготовку такой справки строго пять дней.

В-третьих, законодатели вменили в обязанность налоговой выдавать по заявлению фирмы копии решений, принятых в отношении этой организации (подп. 12 п. 1 ст. 32 НК).

К сожалению нигде не установлена ответственность инспекции за задержку выдачи документов или затягивание сроков проведения сверки. Получается, что, утвердив новый регламент, расписав по дням все свои действия, чиновники не отвечают за нарушение ими же разработанного порядка. Следовательно, фирмы вновь могут столкнуться с бесконечными выверками платежей. Конечно, можно жаловаться. И начальнику инспекции, и в вышестоящие органы. Но скорее всего никакого реального наказания не последует. В лучшем случае – замечание или выговор. К тому же сотрудники налоговой всегда найдут повод переложить вину на саму фирму, обвинив ее, например, в том, что она не предоставила вовремя какой-нибудь документ.

Сверять расчеты по налогам чиновники согласны лишь за три предыдущих года. Вероятно, это условие связано с трехлетним ограничением на проверки (ст. 113 НК). Да и заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога можно подавать лишь в течение трех лет с момента платежа в бюджет (п. 8 ст. 78 НК).

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию