ЕНВД

Применение ЕНВД при аренде нескольких торговых точек по одному адресу

При торговле в розницу через магазины и павильоны нужно платить единый налог на вмененный доход. Если, конечно, площадь торгового зала не превышает 150 кв. м и «вмененный» спецрежим действует в местности, где работает фирма. В опубликованном документе специалисты Минфина разъяснили, как арендатору учитывать при расчете «вмененного» налога площадь нескольких магазинов, которые расположены по одному адресу.

При торговле в розницу через магазины и павильоны нужно платить единый налог на вмененный доход. Если, конечно, площадь торгового зала не превышает 150 кв. м и «вмененный» спецрежим действует в местности, где работает фирма. В опубликованном документе специалисты Минфина разъяснили, как арендатору учитывать при расчете «вмененного» налога площадь нескольких магазинов, которые расположены по одному адресу.

Письмо Министерства финансов РФ от 06.02.2007 № 03-11-05/20 [ПРИМЕНЕНИЕ ЕНВД ПРИ АРЕНДЕ НЕСКОЛЬКИХ ТОРГОВЫХ ТОЧЕК ПО ОДНОМУ АДРЕСУ]

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.26 главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли, а также в отношении розничной торговли, осуществляемой через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.

Согласно статье 346.27 Кодекса, стационарной торговой сетью, имеющей торговые залы, признается торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны.

При этом магазин – это специально оборудованное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже.

Под площадью торгового зала понимается часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

В целях главы 26.3 Кодекса к инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).

Установленные подпунктом 6 пункта 2 статьи 346.26 Кодекса ограничения по площади торгового зала должны соблюдаться налогоплательщиками по каждому объекту организации торговли, используемому ими в предпринимательской деятельности, то есть по каждому магазину или павильону.

В том случае, если объект стационарной торговой сети, имеющий торговые залы, на основе нескольких договоров аренды сдается частями одному юридическому лицу (или индивидуальному предпринимателю), то в целях применения единого налога на вмененный доход арендатору следует учитывать суммарную площадь всех арендуемых торговых залов торгового объекта, фактически используемых для организации торговли и определяемых на основе инвентаризационных документов и заключенных договоров аренды.

Следовательно, осуществляемая розничная торговля подпадает под налогообложение единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности, если используемая площадь торгового зала по всем договорам аренды в здании магазина не более 150 кв. м.

Заместитель директора департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ С.В. Разгулин


Комментарий

При торговле в розницу через магазины и павильоны нужно платить единый налог на вмененный доход. Если, конечно, площадь торгового зала не превышает 150 кв. м и «вмененный» спецрежим действует в местности, где работает фирма. В опубликованном документе специалисты Минфина разъяснили, как арендатору учитывать при расчете «вмененного» налога площадь нескольких магазинов, которые расположены по одному адресу.

Считаем торговую площадь...

Правильно определить величину торговой площади важно как для работающих, так и для потенциальных «вмененщиков». Ведь, с одной стороны, размер торгового зала магазина или павильона важен для ответа на вопрос, нужно ли платить ЕНВД. А с другой, – точная информация о метраже понадобится и в качестве физического показателя для расчета налога. Напомним, что в необходимых для «вмененки» подсчетах участвует не вся площадь магазина. «Контрольное» значение в 150 кв. м относится исключительно к торговому залу розничного объекта. То есть в эту величину не входит площадь подсобных и административно-бытовых помещений (коридоры, тамбуры, вестибюли, служебные кабинеты, места питания работников, санитарно-бытовые объекты). А также мест, которые предназначены для приема, хранения и предпродажной подготовки товаров (склады, помещения для расфасовки и упаковки товара).

Впрочем, четкого описания дополнительных площадей магазина в Налоговом кодексе нет. Единственный указанный в статье 346.27 кодекса критерий – они не должны быть использованы для обслуживания посетителей. На то, в каких помещениях непосредственно ведется торговля, укажут инвентаризационные и правоустанавливающие документы. Именно в этих бумагах содержится информация о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений (технический паспорт, экспликация и т. п.). И конечно, они подтверждают, что розничный торговец пользуется магазином или павильоном на законных основаниях (договор купли-продажи, аренды и т. п.). Причем, например, в экспликации объекта подсобные помещения могут быть не выделены. В такой ситуации, если к тому же и арендный договор указывает на использование всей площади для торговли, «вмененщику» будет сложно отстоять «непричастность» подсобок и других комнат к физическому показателю по ЕНВД. Во избежание разногласий с инспекторами лучше всего указать в договоре аренды, какую часть площадей займут торговые залы.

...для магазинов по одному адресу

Нередко в одном здании расположено сразу несколько магазинов, которые арендованы одной фирмой (предпринимателем). Как в этом случае определять площадь торгового зала для расчета ЕНВД – по всем арендуемым частям здания вместе или по каждому в отдельности? Налоговый кодекс ответа на этот вопрос не дает. И, как это часто бывает, законодательный пробел приносит фирмам неутешительные плоды.

Так, в опубликованном документе финансовое ведомство предписывает суммировать торговые площади по всем без исключения арендуемым частям магазина. Понятно, что при таком подсчете шансов у продавца сэкономить на уплате общих налогов за счет ЕНВД становится гораздо меньше. Причем финансисты делают такой вывод вне зависимости от того, обособлены эти помещения в инвентаризационных документах или нет. Да и наличие отдельных договоров аренды на каждую часть магазина, как и отдельных кассовых аппаратов, работников Минфина не смущает.

Между тем раньше финансисты эти факторы брали в расчет. Так, в письме от 16.03.2005 № 03-03-02-04/1/74* указано, что подсчет площади не зависит от того, в разных местах или по одному адресу расположены торговые помещения. Если оформлены отдельные договоры аренды и в каждой части здания торговлю ведут с отдельным кассовым аппаратом, то и части арендуемого здания нужно оценивать отдельно. То есть для того, чтобы решить вопрос о применении «вмененки», подсчитывать торговые площади, согласно разъяснениям финансистов, следовало по каждому договору аренды.

Таким образом, не в лучшей ситуации теперь оказались многие розничные продавцы. Например те из них, кто опирался на прежние указания финансовых специалистов. Бывшим «вмененщикам» остается только перейти на общий режим, если торговая площадь всех арендуемых частей здания больше 150 кв. м. Либо, реально оценив выгоду от спецрежима и размер судебных издержек, попытать счастья в арбитраже. Ведь инспекторы на местах едва ли оставят без внимания смену позиции финансового ведомства.

Эксперт «НА» О.В. Саволюк

Начать дискуссию