Налоговая отчетность через сеть Интернет

Информационные технологии активно используются в современном офисе. Не стали исключением и налоговые органы. В поисках возможностей повышения производительности труда в условиях ограниченной численности работников особое внимание в налоговых органах уделяется в настоящее время совершенствованию процессов обработки данных.

Л.Е. Жукова, Брянская обл.

1. Нормативная база, регулирующая представление налоговой отчетности через сеть Интернет

Информационные технологии активно используются в современном офисе. Не стали исключением и налоговые органы. В поисках возможностей повышения производительности труда в условиях ограниченной численности работников особое внимание в налоговых органах уделяется в настоящее время совершенствованию процессов обработки данных. При этом актуальность приобретают информационные технологии, являющиеся главным источником резервов экономии рабочего времени, повышения эффективности процесса электронного документооборота.

Одним из направлений внедрения информационных технологий в процесс обработки налоговой информации является разработка системы представления налоговой отчетности в электронном виде по каналам связи.

Представление отчетности в электронном виде регламентируется рядом нормативных актов. Первым шагом на пути к полноценной нормативной базе стало внесение изменений в ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) Федеральным законом от 28.12.2001 N 180-ФЗ, который дал налогоплательщикам возможность представлять налоговые декларации не только лично или по почте, но и по телекоммуникационным каналам связи.

Вскоре был принят Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи", согласно которому электронная цифровая подпись признавалась равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при выполнении ряда условий.

Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи был установлен приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169, определившим участников информационного обмена при представлении отчетности по телекоммуникационным каналам связи, к которым, кроме налогоплательщиков и налоговых органов, были отнесены и посредники - третья сторона, так называемые специализированные операторы связи, которыми признаются организации, предоставляющие услуги по обмену открытой и конфиденциальной информацией между налоговыми органами и налогоплательщиками в рамках системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Приказом МНС России от 10.12.2002 N БГ-3-32/705@ утверждены Методические рекомендации об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, а приказом МНС России от 31.12.2002 N БГ-3-06/756 введены Единые требования к формированию и формализации налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов.

Принятие и ввод данных налоговых деклараций в автоматизированную информационную систему налоговых органов осуществляется согласно Регламенту принятия и ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности, утвержденному приказом МНС России от 04.02.2004 N БГ-3-06/76.

2. Специализированные операторы связи и их продукты

2.1. Общие положения


Основной задачей специализированного оператора связи является доставка электронных документов от налогоплательщиков до налоговых инспекций и фиксация времени отправки данных документов. Деятельность специализированного оператора связи регулируется федеральными законами и другими нормативными актами, в частности, оператор должен иметь три лицензии ФАПСИ в соответствии с приказом ФНС России от 10.12.2002 N БГ-3-32/705@, а также лицензию Минсвязи России на право предоставления услуг телематических служб.

Разработка системы представления налоговой отчетности в электронном виде по каналам связи позволяет налоговым органам сократить объем ручного ввода данных деклараций плательщиков, а также избегать личного контакта налогоплательщиков и сотрудников налоговых органов при сдаче отчетности.

Налогоплательщики тоже получают ряд преимуществ при сдаче отчетности по каналам связи.

  • Во-первых, они экономят рабочее время при сдаче отчетности.
  • Во-вторых, снижается количество технических ошибок при заполнении деклараций вследствие обязательного программного контроля файлов перед отправкой.
  • В-третьих, обновление форм отчетности происходит оперативно.
  • В-четвертых, у налогоплательщика появляется возможность получения не только общедоступной информации от налоговых органов, но и данных о состоянии расчетов с бюджетами разных уровней.

В настоящее время услуги специализированных операторов связи на российском рынке предлагаются рядом конкурирующих компаний в каждом из регионов страны. Главным их отличием является предлагаемое для передачи отчетности в электронном виде программное обеспечение. Наиболее известные системы электронного документооборота - программные комплексы "Контур-Экстерн", "Калуга Астрал Отчет", "СБиС++ Электронная отчетность", "Такском-Спринтер".

В среднем стоимость годовой абонентской платы для организации составляет в зависимости от специализированного оператора связи от 1200 руб. до 4000 руб. Кроме того, вносятся разовые платежи за подключение - от 950 руб. до 2000 руб. Бюджетным организациям предоставляются льготные тарифы.

2.2. Система "Контур-Экстерн" (http://www.kontur-extern.ru/)

Система "Контур-Экстерн" является разработкой компании "СКБ Контур". Рабочее место, на которое устанавливается данная программа, должно удовлетворять следующим требованиям. Рабочее место должно быть оборудовано компьютером с тактовой частотой процессора не менее 400 МГц и оперативной памятью не менее 128 Мб, на нем должно быть настроено подключение к сети Интернет с использованием модема со скоростью подключения не менее 28 800 кбит/с или по выделенному каналу большей пропускной способности. На компьютере должна быть установлена одна из следующих операционных систем: Windows 98, NT4, Me, 2000/2003, XP, а также MS Internet Explorer версии 6.0x.

В системе "Контур-Экстерн" реализована концепция "тонкого клиента". Иными словами, все изменяемые компоненты хранятся на сервере оператора связи и обновляются автоматически при доступе на сервер, который осуществляется через Web-интерфейс. Это обеспечивает быстрое отражение в системе законодательных изменений новых форм и контрольных соотношений налоговых деклараций.

Функции программы:

  • формирование отчетов в форматах, утвержденных ФНС России;
  • логическо-арифметический контроль данных отчетности для отправки ее в инспекцию;
  • импорт отчетности из других бухгалтерских программ;
  • возможность работы с одной базой данных в многопользовательском режиме, из нескольких точек подключения к системе в организации;
  • возможность использования актуальных общероссийских классификаторов для заполнения форм отчетности.

2.3. Система "Калуга Астрал Отчет" (http://www.astralnalog.ru/)

Программный комплекс "Калуга Астрал Отчет" разработан ЗАО "Калуга Астрал". Для его установки необходим компьютер с процессором типа Intel Pentium под управлением операционных систем Windows 98SE, Me, NT 4.0, XP, 2000, модем со скоростью передачи данных не менее 19 200 кбит/с, телефонная линия или выделенный канал для выхода в сеть Интернет. На компьютере должен быть установлен MS Excel 2000/XP/2003.

"Калуга Астрал Отчет" предоставляет все сервисные возможности программ, используемых для подготовки отчетности в налоговые органы. Система проста в эксплуатации и не требует высокой квалификации пользователя. Процедура обновления отчетных форм удобна для пользователей и происходит автоматически при сеансе связи с оператором, и соответствующие изменения вступают в силу после перезапуска программы.

Основные возможности программы:

  • подготовка файлов в форматах ФНС России;
  • импорт данных из других программ бухгалтерского учета, выгружающих файлы в форматах ФНС России для их последующей передачи в налоговые органы;
  • печать выходных форм средствами MS Excel;
  • передача налоговой отчетности, заверенной электронной цифровой подписью, с созданием соответствующих протоколов и подтверждений о получении данной отчетности;
  • ведение архива сформированной ранее отчетности;
  • ведение архива переданных в налоговые органы файлов;
  • информационный обмен с оператором связи с помощью специального диалогового окна в программе.

При использовании системы "Калуга Астрал Отчет" передачу налоговой отчетности можно осуществлять через выделенный канал Интернета, мобильный телефон или через телефонную линию и модем.

2.4. Программный комплекс "СБиС++ Электронная отчетность" (http://sbis.ru/)

Программный комплекс "СБиС++ Электронная отчетность" представлен на российском рынке ООО "Тензор". Для работы программы требуется компьютер с выходом в сеть Интернет, оперативной памятью (ОЗУ) объемом не менее 64 Мб, объемом свободного дискового пространства не менее 70 Мб, дисководом для CD-дисков (используется при установке программы). Программа может работать под операционными системами Windows 98/98SE/Me, а также Windows NT, 2000/2003, XP. Для автоматического обновления по Интернету и передачи отчетности необходим MS Internet Explorer версии не ниже 6.0.

Конфигурация "СБиС++" содержит две задачи: задачу "Администратор", которая предназначена для администрирования базы данных, и задачу "Электронная отчетность", в которой собраны команды для работы с отчетностью. Программа "СБиС++" требует от бухгалтера владения базовыми навыками работы в Windows, а также наличия общего представления о назначении и функционировании электронной почты. Для пользователей, плохо знакомых с программой, имеется очень удобный помощник создания электронной отчетности, который служит проводником действий пользователя от формирования отчета до отправки его по электронной почте.

Функции программы:

  • формирование, проверка, печать, запись в файл и передача по каналам связи регламентированных в соответствии с требованиями электронного формата ФНС России документов;
  • передача в налоговые органы документов произвольного формата;
  • импорт отчетности из сторонних бухгалтерских программ (1С, БЭСТ и др.);
  • формирование запроса и получение выписки из лицевого счета налогоплательщика;
  • создание базы данных отчетности по нескольким налогоплательщикам, как юридическим, так и физическим лицам.

2.5. Программный комплекс "Такском-Спринтер" (http://www.taxcom.ru/)

Программный комплекс "Такском-Спринтер" разработан ООО "Такском". Для его установки требуется компьютер с процессором Pentium 200 или более мощным, ОЗУ объемом не менее 64 Мб, не менее 120 Мб свободного дискового пространства, дисковод 3,5 дюйма, дисковод для CD-дисков. На компьютере долж- на быть установлена операционная система Windows (95, 98, Me, NT, 2000), а также MS Internet Explorer версии 5.5 или выше.

Программный модуль формирования и вы- грузки файлов налоговой и бухгалтерской отчетности создан на базе программы "1С: Налогоплательщик". Кроме того, комплекс "Такском-Спринтер" содержит клиентскую программу электронной почты "DiPost" разработки ООО "Фактор-ТС", а также программы для выходного контроля файлов отчетности, формирования запросов на получение выписок о состоянии расчетов с бюджетами, обеспечения плановой замены ключей средств криптографической защиты информации. Обновления осуществляются программой "Мастер обновлений", которая загружает и устанавливает с сервера оператора связи последние версии программного комплекса.

Возможности программы:

  • ручной ввод бухгалтерской и налоговой отчетности и выгрузка этих форм в файлы формата, утвержденного ФНС России;
  • импорт файлов отчетности из бухгалтерских программ, осуществляющих выгрузку в формате ФНС России, для их последующей передачи в налоговые органы по каналам связи;
  • доставка в налоговые органов бухгалтерской и налоговой отчетности по каналам связи;
  • автоматизированное выполнение утвержденного законодательством регламента электронного документооборота;
  • формирование запроса и получение сведений об исполнении налоговых обязательств перед бюджетами разных уровней;
  • получение информационных и распорядительных материалов из налоговых органов с электронной доски объявлений.

3. Прием отчетности в налоговых инспекциях по телекоммуникационным каналам связи

В налоговых инспекциях прием отчетности по телекоммуникационным каналам связи производится отделом работы с налогоплательщиками. Ответственные лица за прием отчетности назначаются приказом по инспекции.

Программы, которые осуществляют прием-передачу корреспонденции, настраиваются на автоматическую доставку почты каждые 30 минут. Таким образом, обеспечивается оперативная и своевременная передача налогоплательщику подтверждений о приеме отчетности и протоколов входного контроля. В начале рабочего дня специалист отдела по работе с налогоплательщиками запускает почтовые программы всех операторов, чтобы получить вечерние файлы.

Регистрация налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, принятых по телекоммуникационным каналам связи, производится в программных комплексах инспекций, например ПК ЭОД. Датой представления отчетности является дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи. Возможен массовый прием деклараций, поступивших за определенное время.

При невозможности автоматической разноски поступившей отчетности в карточки лицевых счетов налогоплательщиков налоговые инспектора имеют право использовать бумажные копии, которые делаются по распоряжению руководителя инспекции. На копии указываются реквизиты документа-оригинала, а также дата и время изготовления копии.

Начать дискуссию