Налоговые проверки

Методические рекомендации меняют обличье

Методические рекомендации отменены, но издан новый документ, который имеет гриф «для служебного пользования». То есть налогоплательщик этого документа не увидит. Однако налоговики будут его применять. В ближайшее время методические рекомендации по другим налогам также приобретут гриф секретности от налогоплательщика.

На прошлой неделе в Министерстве по налогам и сборам России издан приказ от 23.01.2004г за №БГ-3-05/38 об утративших силу Методических рекомендациях по Единому социальному налогу (были утверждены приказом МНС России от 05.07.02 № БГ-3-05/344).

Методические рекомендации отменены, но издан новый документ, который имеет гриф «для служебного пользования». То есть налогоплательщик этого документа не увидит. Однако должностные лица налоговых органов будут его применять.

В ближайшее время Методические рекомендации по другим налогам также приобретут гриф секретности от налогоплательщика.

Понятно, что в последнее время судебные органы все чаще отменяли отдельные пункты Методических рекомендаций, как не соответствующие нормам налогового кодекса. Случалось, что целиком Методические рекомендации были признаны в суде не законными, поскольку не получили регистрацию в Минюсте.

В действительности Методические рекомендации очень часто являлись поводом конфликтной ситуации между налогоплательщиками и налоговыми органами. Поскольку, неся в себе статус комментариев налогового кодекса, были обязательны в применении для работников налоговых органов. Одновременно очень часто оказывалось, что комментарии в Методических рекомендациях противоречили самому налоговому кодексу и нередко были направлены на ущемление прав налогоплательщика. И, поскольку Методички были открыты для налогоплательщиков, последние имели возможность представлять позицию налоговых органов по тем или иным вопросам. Также налогоплательщики имели возможность оспаривать действия должностных лиц налоговых органов в суде, подвергая критике определенный пункт или конкретно сам акт.

Теперь же налогоплательщик окажется в ситуации, когда должностные лица налоговых органов будут применять Разъяснительные письма, Методические рекомендации МНС, толкуя их содержание по-своему, при этом ссылаясь на их обязательность.

Можно ли как-то бороться с этой проблемой?

Согласно пункта 2 статьи 4 Налогового кодекса «Министерство по налогам и сборам РФ, Министерство финансов РФ, Государственный таможенный комитет РФ, органы внебюджетных фондов издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах».

Поскольку приказы, инструкции, методические рекомендации не относятся к актам законодательства о налогах и сборах, они не обязательны для налогоплательщика. Но эти же документы обязательны для должностных лиц налоговых органов!

Можно ли себе представить взаимоотношения налогоплательщика и налогового органа, где для первого Методические рекомендации (к примеру) обязательны, а для второго не обязательны. Но мы же знаем, что толкование правовых норм в этих взаимоотношениях остается за должностным лицом налогового органа. И, только в результате судебного спора суд может признать правым в подобной ситуации налогоплательщика.

Хуже всего то, что признать не соответствующим подобный акт Налоговому кодексу, невозможно, поскольку в соответствии со ст. 6 НК РФ предусмотрены случаи признания не соответствующими настоящему кодексу только нормативные правовые акты, которыми Методические рекомендации не являются.

После перевода Методических рекомендаций под гриф «дсп» положение налогоплательщика усложнится. Когда Методические рекомендации были открыты, налогоплательщик имел возможность применять те или иные положения НК с учетом данных разъяснений, комментариев. Что же будет после этого? Число налогоплательщиков – нарушителей сразу же возрастет, поскольку о своем нарушении налогоплательщик может узнать только после окончания налогового периода. Закрытое от налогоплательщика действие этих Методичек приведет к большому количеству конфликтных ситуаций.

Что же касается правового положения Методических рекомендаций, то с юридической точки зрения, они, не являясь актами законодательства о налогах и сборах, не обязательны к применению налогоплательщиков. Но обязательность их применения должностными органами налоговых органов принудит налогоплательщика к их выполнению.

Остается надеяться только на положения, закрепленные в п.п.6 и 7 статьи 3 НК РФ «Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия, неясности актов законодательства толкуются в пользу налогоплательщика».

Как адвокату, проработавшему много лет с делами по налоговым спорам на стороне налогоплательщика, мне представляется, что закрытые Методические рекомендации МНС принесут немало проблем налогоплательщику. Порой в некоторых инспекциях не узнаешь из чего состоит недоимка и пени предприятия. Лицевой счет организации является секретным. А уж чего говорить о документах для секретного пользования.

Так, например, одна Налоговая инспекция упорно отказывалась исправлять в лицевом счете предприятия насчитанные недоимки, пени и штрафы, несмотря на вступившее в законную силу решение суда и предъявленные исполнительные листы. Последовали многочисленные беседы, встречи и жалобы. Дальше налоговая инспекция проявила необыкновенную изобретательность!

Сняла с лицевого счета задолженности согласно исполнительным листам Арбитражного суда, но начислила пеню за период судебного спора. При этом ни акта проверки, ни требования об уплате недоимки и пени, ни решения вынесено не было.

И когда главный бухгалтер попросила произвести сверку, ей представили Акт сверки, в котором не отражались данные о возникновении задолженности и времени их возникновения. На просьбу предоставить копию лицевого счета, был получен ответ от налоговой инспекции: он является секретным.

Что же касается «подпольных» Методических рекомендаций, то с юридической точки зрения, они, не являясь актами законодательством о налогах и сборах, не обязательны к применению налогоплательщиков. Но обязательность их применения должностными органами налоговых органов принудит налогоплательщика к их выполнению. Драматизм оной ситуации очевиден.

Адвокат Романченко Л. И.
Коллегия адвокатов «На Малой Дмитровке»
799-13-16
8-916-124-88-61
E-mail: romanchenko@list.ru
www.romanchenko.bestlawyers.ru

Начать дискуссию