Сотрудники МВД взяли моду проверять легальность использования компьютерных
программ. Если фирмы работают с нелицензионными программами, их штрафуют. Но
самое страшное даже не штрафы, а то, что проверяющие могут конфисковать
компьютерную технику и тем самым надолго парализовать работу
компании.
А как все хорошо начиналось
В московскую фирму, назовем ее «N», в конце прошлого года нагрянули проверяющие из налоговой инспекции. Ну не то чтобы нагрянули: письменно о проверке чиновники предупредили заранее. Покопались в документах и выяснили, что ничего «нарыть» нельзя (да-да, и такое бывает).
На фирме вздохнули с облегчением, но не тут-то было. Через неделю прибыли следующие проверяющие, и уже без предупреждения. Это были сотрудники Отдела по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭП). Как выяснилось впоследствии, один из бывших работников «N», обиженный на своих экс-работодателей, строчил на них анонимки во все инстанции.
Раньше проверкой программного обеспечения (или, как его еще называют, «софта») занимались в основном сотрудники Управления специальных технических мероприятий МВД. Сейчас вопрос «А что за компьютерные программы у вас стоят?» имеет право задать практически любой милиционер. Но чаще всего этим занимаются именно обэповцы.
Так вот они, проверяя фирму «N», нашли к чему придраться. В акте по результатам проверки говорилось: «Фирма при осуществлении своей деятельности пользуется нелицензионными пакетами прикладных программ корпорации Microsoft Corporation. Фирму оштрафовали на 30 тысяч рублей. А еще у нее конфисковали мониторы, системные блоки и сервер.
Этот жадный Билл Гейтс
Отвечая на вопросы сотрудников фирмы, кому это надо, обэповцы все свалили на Билла Гейтса – владельца корпорации Microsoft. Оказывается, этот злодей, у которого и так денег немерено, защищает права на свои изобретения и судится с компаниями, которые используют плоды его деятельности, не имея на то разрешения. В общем, нарушают авторские права. Например, работают без программных сертификатов, не обращая внимания при покупке компьютеров на их отсутствие, или осознанно устанавливают пиратские копии программ, благо они намного дешевле лицензионных.
Но возникает вопрос: что делать, если фирма по незнанию покупает пиратские диски с записью программ? Понятно, что незнание не освобождает от ответственности, но, бывает, судьи все же распределяют эту самую ответственность между покупателем и продавцом пиратских дисков.
Кстати, есть факт переноса ответственности целиком на плечи разработчика программы: решение районного суда г. Омска от 30 июня 1998 г. № 2-4099/98. По мнению омских судей, американская корпорация Microsoft в полном объеме несет ответственность перед потребителями за свои программные продукты. Судьи обосновали свое решение тем, что принятая Microsoft Corporation процедура заключения лицензионного соглашения с собственными представительствами «прямо закладывает возможность продажи нелегальной копии». Следовательно, корпорация «также несет ответственность за распространение подделок».
Тем более, как сказано в решении суда, «одна цена товара не может дать однозначный ответ для потребителя, что продается нелегальная копия...»
Чистосердечное признание...
Как поступить фирме «N», посоветовал юрист из Москвы Александр Петров. В его практике было два подобных случая, и в обоих дело до суда не дошло. Так что «N» и другим компаниям, попавшим в аналогичную ситуацию, не стоит отчаиваться: у них есть реальный шанс не только вернуть компьютеры, но и избежать высокого штрафа.
Итак, вне зависимости от того, на какой стадии находится ваш «процесс», необходимо свести ситуацию к аналогии «деятельного раскаяния». Для этого в первую очередь нужно купить на все компьютеры (даже если их уже у вас конфисковали) лицензионные продукты.
Постарайтесь убедить проверяющих или суд (если контролеры попались жутко принципиальные), что вы не знали о том, что нарушаете чьи-то права. А если вы еще и заполучите отказ правообладателя от претензий, считайте, что дело вы выиграли. Для этого необходимо написать письмо в адрес компании, чьи права вы нарушили, или в адрес ее представителя в России и во всем признаться. То есть подробно рассказать, что с такого-то времени вы пользовались пиратской копией, но осознали свою вину и купили лицензионную программу. На «истца» такое признание действует позитивно, ведь конечной своей цели он добился: вы работаете с его продуктом.
У вас также есть шанс выйти сухим из воды, не дожидаясь результатов проверки. Для этого необходимо наличие в штате единицы системного администратора. В должностной инструкции последнего следует оговорить, что ответственность за соблюдение законодательства о защите авторских прав разработчиков программ для ЭВМ ложится персонально на него. Если у вас будет такая должностная инструкция, ответственность фирмы плавно перетечет в ответственность сотрудника.
Устно пообещайте ему компенсировать все убытки от штрафов: в худшем случае они составят 1500–2000 рублей. Фирма же за подобное деяние может быть наказана на сумму до 40 тысяч рублей.
Если же проверяющие уже вынесли «приговор», размер которого вас не устраивает, это решение можно обжаловать в суде. Но сделать это необходимо в течение десяти дней с момента получения решения о привлечении к ответственности и предписания об уплате штрафов.
Можно добиться снижения ответственности или развалить дело по формальным признакам. Сотрудники ОБЭП зачастую действуют с нарушением процедуры проверки, но в этом вам уже поможет профессиональный юрист. Если на вашей фирме такового нет, можно обратиться в специализированную компанию или к частному специалисту.
При этом вам необходимо иметь следующие документы: постановление о проверке и, если уже есть, решение о привлечении к ответственности, а также предписание об уплате штрафов. Также будьте готовы заплатить за юридические услуги. Их стоимость, включая подготовку документов к процессу и одно участие в суде первой инстанции, колеблется от 400 до 500 долларов.
Елена ДАВЫДОВА
Начать дискуссию