Учет в торговле

Cкидки и дополнительные платежи сетевым магазинам

Большинство оптовых продавцов и дистрибьюторов потребительских товаров заинтересовано в долгосрочном сотрудничестве с сетевыми магазинами. Последние, в свою очередь, понимая свое особое положение, заключают договоры с поставщиками, закладывая в них дополнительные условия: накопительные скидки (или скидки за достижение результата продаж), скидки за мерчендайзинг, скидки за открытие новых магазинов, скидки за включение в систему логистики и т.п. Однако далеко не все из них могут быть признаны для целей налогового учета. К тому же ситуация осложнилась со вступлением в силу в 2007 году поправок в статью 168 Налогового кодекса. Автор проанализировал новую ситуацию со скидками и налоговыми по­следствиями для ­поставщиков сетевых магазинов на примерах с бухгалтерскими проводками.

Большинство оптовых продавцов и дистрибьюторов потребительских товаров заинтересовано в долгосрочном сотрудничестве с сетевыми магазинами. Последние, в свою очередь, понимая свое особое положение, заключают договоры с поставщиками, закладывая в них дополнительные условия: накопительные скидки (или скидки за достижение результата продаж), скидки за мерчендайзинг, скидки за открытие новых магазинов, скидки за включение в систему логистики и т.п. Однако далеко не все из них могут быть признаны для целей налогового учета. К тому же ситуация осложнилась со вступлением в силу в 2007 году поправок в статью 168 Налогового кодекса.

Автор проанализировал новую ситуацию со скидками и налоговыми по­следствиями для ­поставщиков сетевых магазинов на примерах с бухгалтерскими проводками.

Черняков А.Б., генеральный директор ЗАО “Асон-Аудит”, член-корреспондент РАЕН, аттестованный аудитор

Суть проблемы

Оптовые продавцы и дистрибьюторы товаров, конечными потребителями которых являются физические лица-покупатели, проявляют крайнюю заинтересованность в организации продаж своих товаров через крупные торговые розничные предприятия, которые, как правило, объединены в сети. Причина такой заинтересованности очевидна: сетевые торгово-развлекательные центры посещает большое количество покупателей, а это, в свою очередь, позволяет обеспечить значимый объем продаж, от которого и формируется доход оптовиков и дистрибьюторов.

Сетевые магазины прекрасно осведомлены о своем особом положении, поэтому в свои договоры с поставщиками вносят специфические «правила торговли», которые практически стали обычаем делового оборота в такого рода сделках.

Сетевые магазины считают, что ими оказывается целый ряд услуг дистрибьюторам и оптовым поставщикам. В разных ситуациях аудиторам приходилось встречать следующий перечень услуг:

  • плата за заключение договора поставки в торговую сеть (т.н. «входной билет);
  • плата за поставку во вновь открывшиеся магазины торговой сети;
  • плата за включение товарных позиций в ассортимент магазинов (плата за логистику);
  • плата за размещение товаров на полках, выделение для них постоянного и / или дополнительного места, выкладка по определенной схеме (т.н. «мерчендайзинг»).

В результате заключение договора поставки товара через торговую сеть становится обусловленным либо предварительной оплатой, либо специфическими скидками, бонусами, платежами, взыскиваемыми по мере реализации товара.

Справедливости ради нужно отметить, что оптовый поставщик, вступивший в отношения с сетевым магазином, использует созданную сетевым магазином технологию продаж, чем и объясняют сетевые магазины необходимость взимания дополнительной оплаты (скидок, бонусов) с поставщика.

Обосновывая свою позицию, крупные торговые сети указывают, что их деятельность представляет собой сложную технологию по продаже товаров, которая является целостным логистическим комплексом по движению товара от дистрибьютора товара до склада сетевого магазина, далее товар попадает на торговые полки сетевого магазина. Принимая платежи за заключение договора поставки, за открытие нового магазина, за включение товарных позиций в ассортимент, сетевой магазин берет на себя обязательство по адаптации своей технологии продаж применительно к товарному ассортименту каждого нового оптового поставщика, то есть по включению товара дистрибьютора в свою логистическую цепочку, включению в систему учета и контроля за движением товара, резервированию складских помещений на централизованном складе и складе сетевого магазина, ­резервированию мест продажи в торговом зале и осуществлению других процедур.

Если такие действия не будут выполнены, то сетевой магазин не будет готов принять товар от оптового поставщика (дистрибьютора) для дальнейшей продажи покупателям. Аналогично, утверждают «сетевики», при открытии нового магазина у торговой сети появляется обязанность подготовить технологию продаж к приему товара дистрибьютора в свою торговую сеть, в том числе во вновь открывшийся магазин. При назначении платы за услуги по включению товарных позиций в ассортимент магазинов сетевой магазин несет издержки, связанные с обеспечением постоянного присутствия необходимого ассортимента товаров. Кроме того, утверждают «сетевики», ими оказываются услуги поставщикам по оформлению и выкладке товара или по размещению товара на полках в определенных местах в торговом зале.

Соглашаясь с тем, что сетевые магазины действительно осуществляют ряд действий, обеспечивающих работоспособность технологий продаж, следует отметить, что это утверждение составляет лишь часть всей правды. Сетевые магазины как бы говорят поставщикам: «Мы работаем с Вашим товаром, за это мы просим с Вас плату за оказываемые Вам услуги». В этом и заключается лукавство: «сетевики» работают с собственным товаром, так как по договору купли-продажи или поставки права собственности на товар, поступивший от оптовика на склад «сетевика», переходят к последнему. Все действия «сетевика» на самом деле направлены на увеличение собственного объема продаж. Поэтому у оптовиков и дистрибьюторов возникают либо некомпенсируемые убытки, либо налоговые риски, так как в действующем российском законодательстве такого рода расходы не признаются для целей налогового учета. Интересно, что все виды платежей в конце концов, к общему удовольствию оптовиков, могли бы быть включены в итоговую скидку, тем самым исключив какие-либо риски, но это, как мы обоснованно полагаем, не делается только по одной причине: некоторая часть менеджмента «сетевиков» в таком случае лишится своих премиальных (за скидки премии получает один отдел, а за мерчендайзинг – совсем другой).

Ниже мы попытаемся проанализировать налоговые последствия скидок и платежей сетевым магазинам.

Особенности учета скидок и бонусов

Скидки (бонусы) за достижение определенных результатов

К числу внереализационных расходов продавцов относятся расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок (подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ).

В отношении предоставления скидки без изменения первоначальной цены товара до 1 января 2006 года налоговые органы исходили из позиции о невозможности признания такой скидки в качестве расходов продавца, считая, что она должна рассматриваться в качестве безвозмездной передачи имущественного права (данная позиция изложена, например, в письме ФНС РФ от 25.01.2005 г. № 02-1-08/8@). Во избежание негативных последствий в таком случае мы рекомендовали вносить изменения в накладные, выставленные при отгрузке, в счета-фактуры (вариант – отрицательные счета фактуры и накладные). Эти действия весьма трудоемки и, вообще говоря, обязывают продавца подавать уточненные декларации, то есть фактически оформлять предоставление скидки как изменение цены единицы товара, только в таком случае, по мнению налоговых органов, изложенному в указанном письме, продавец может уменьшить свои доходы на сумму предоставленных скидок.

После 1 января 2006 года в связи с внесенными изменениями суммы выплаченных покупателям премий, скидок продавцы смогут признавать в качестве внереализационных расходов, которые будут признаваться в том периоде, в котором была предоставлена скидка или выплачена премия. Изменения позволяют продавцу в этом случае не подвергать корректировке на сумму скидки цену товара, не переделывать первичные документы и не подавать уточненные налоговые декларации.

Скидки в виде снижения первоначальной цены товара данными изменениями не охватываются, поэтому как до 1 января 2006 года, так и после этой даты они учитываются по одинаковым правилам. В письме Минфина РФ от 15.09.2005 г. № 03-03-04/1/190 разъясняется, что в случае изменения цены товара организации следует внести изменения в первичные документы, а также документы налогового учета; кроме этого, следует подать уточненные налоговые декларации за тот период, в котором произошла реализация ценностей.

Разъяснения, данные Минфином в указанном письме, касаются также и покупателей, получающих скидку. Если предоставляемая скидка влечет за собой изменение цены товара, у покупателя не будет возникать доход. Однако для этого нужно будет внести исправления в соответствии с теми уточненными документами, которые получены от продавца.

В том случае если вследствие выполнения определенных условий договора продавец выплатит (предоставит) покупателю премию (скидку), для покупателя такая скидка будет являться безвозмездно полученным имуществом, подлежащим включению в налоговую базу по налогу на прибыль организаций в соответствии с пунктом 8 статьи 250 Налогового кодекса. Обратите внимание: данное положение распространяется на вышеназванные премии (скидки), полученные покупателем как до 1 января 2006 года, так и после.

Платежи за операции с товаром, поставленным в торговую сеть

Общая позиция налоговиков в отношении платежей за мерчендайзинг, включение в логистическую схему, за промо-акции, которые проводит покупатель (сетевое торговое предприятие), заключается в том, что даже если продавец (поставщик «сетевика») и оплатит такие расходы, то включить их в качестве уменьшающих налоговую базу нельзя. Объяснение простое – «сетевик» совершает действия, направленные на увеличение объемов продаж товаров, уже принадлежащих ему. Последний раз налоговики высказались на эту тему в письме от 03.10.2006 г. № 03-03-04/1/677. По их словам, «затраты в виде платы поставщиком-продавцом покупателю за поставку товаров во вновь открывшиеся магазины торговой сети, включение товарных позиций в ассортимент магазинов, размещение товаров на полках магазинов, выделение для них постоянного и / или дополнительного места в магазине также не могут быть учтены в составе расходов для целей налогообложения прибыли. Указанные операции осуществляются в рамках деятельности покупателя по оказанию услуг розничной торговли и не связаны с деятельностью поставщика-продавца. Поставка приобретенных покупателем товаров во вновь открывшиеся магазины торговой сети, включение товарных позиций в ассортимент магазинов, размещение товаров на полках магазинов, выделение для них постоянного и / или дополнительного места в магазине также не могут рассматриваться как услуги, оказываемые покупателем поставщику-продавцу».

Таким образом, с момента перехода права собственности на товар, поставленный в сетевой магазин, все возможные действия с ним никак не могут быть признаны в расходах поставщика (продавца).

Реклама в сетевых магазинах

Сетевые магазины точно уловили настроение отечественного покупателя: он желает не просто сходить за покупками, но хочет, чтобы одновременно его накормили и развлекли. В результате сетевые торговые центры по сути превратились в торгово-развлекательные центры. Рекламные акции в таких местах весьма эффективны, ведь потенциальный покупатель находится всего в нескольких десятках метров от того товара, который уже выставлен на продажу. Поставщики товаров в сетевые магазины также заинтересованы, чтобы рекламные акции производились с их товарами: это расширяет оптовый оборот. Однако и с позиций делового оборота, и с позиций налогового права расходы на проведение рекламы в торговых центрах не могут быть признаны затратами поставщика, уменьшающими базу по налогу на прибыль.

Но не все так просто. Если обратиться к определению рекламы, то мы увидим, что одним из ее существенных признаков является направленность рекламной информации на неопределенный круг лиц. Именно это условие и не выполняется внутри магазина. Позиция налоговиков в этом вопросе вполне определенная: посетители торговых центров – это клиенты «сетевиков», но не оптовиков. Кроме того, промо-акции с раздачей образцов или сувениров среди клиентов торговых центров, по мнению инспекции, не содержат элемента неопределенности получателей. Призы и подарки, раздаваемые в ходе рекламных акций, в общем случае являются объектом налогообложения по НДФЛ. Однако, в соответствии с пунктом 28 статьи 217 Налогового кодекса, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц доходы, не превышающие 4 000 руб., полученные налогоплательщиком за налоговый период в виде подарков, полученных от организаций, а также в виде любых выигрышей и призов в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг).

Таким образом, при получении физическими лицами от организации указанного дохода, не превышающего 4 000 руб., организация не признается налоговым агентом, поскольку в таких случаях на организацию не возлагается обязанность исчисления, удержания у налогоплательщика и перечисления в бюджет НДФЛ. Соответственно, организация не обязана предоставлять в налоговые органы сведения о таких доходах, полученных физическими лицами. Тем не менее она обязана вести персонифицированный учет физических лиц, получивших указанные подарки и призы. В случае если стоимость призов и подарков одному и тому же физическому лицу превысит в налоговом периоде 4 000 руб., организация будет признана налоговым агентом и, соответственно, на нее будут возложены обязанности, предусмотренные для налоговых агентов статьей 226 Налогового кодекса.

Наличие персонифицированного учета, в свою очередь, подтверждает позицию налоговиков в том, что круг адресации в рекламной акции является поименованным, то есть определенным. Именно это и было констатировано в постановлении ФАС Московской области от 28.04.2005 г. № КА-А40/3274-05. Так, обязанность распространителя рекламных образцов товара вести персонифицированный учет по НДФЛ делает перечень получателей товаров определенным (тогда как по закону круг лиц должен быть неопределенным), а произведенные расходы по этой причине не признаются рекламными, даже если осуществлены в целях продвижения товара на рынке[1].

Естественно, эти проблемы известны соответствующим службам сетевых магазинов, поэтому оптовым поставщикам выставляется жесткое условие – товары, сувениры, подарки в обеспечение рекламных акций должны предоставляться отдельно от поставки, а сами акции проводятся персоналом поставщика (или нанятым им агентом).

Каким может быть выход?

Учитывая особую роль сетевых магазинов для оптовых продавцов, мы полагаем, что поиск компромиссного решения должен быть направлен на согласование возможности включения всех дополнительных платежей «сетевикам» (мерчендайзинг, логистика, открытие нового магазина, промо-акции и т.п.) в премию (скидку) за достижение определенного результата, предусмотренную подпунктом 19.1 пункта 1 статьи 265 Кодекса, за счет применения повышенного процента такой скидки (бонуса). Главное при этом – не выйти за пределы разрешенных 20 процентов, указанных в статье 40 Налогового кодекса.

Единственным препятствием у такого способа взаимодействия с «сетевиками» является их внутренняя структура: сотрудники подразделений этих организаций, насколько нам известно, получают поощрительные выплаты за оплаченные поставщиками дополнительные услуги (оплату все того же мерчендайзинга, оплату промо-акций, получение возмещений за логистику, оплату «за вход» в новые магазины и т.п.).

Если в самом договоре и / или приложениях к нему будет прямое упоминание о том, что указанная скидка (бонус) за достижение результата содержит компоненты, не признаваемые налоговиками, то эта часть скидки (бонуса) не будет признана для целей налогообложения. Соответственно, цель, к которой нужно стремиться, – это оставление в договоре упоминания только об одной скидке «за достижение определенного результата», пусть и увеличенной, и исключение упоминаний о каких-либо иных дополнительных скидках и платежах.

Скидки и НДС

Отдельно отметим, что существуют проблемы с исчислением и уплатой НДС в связи с применением скидок. Эту тему мы уже ранее раскрывали, однако более поздние разъяснения налогового ведомства заставляют совсем по-другому взглянуть на данную проблему. В частности, в письме Минфина от 28.09.2006 г. № 03-04-11/182 дана трактовка, принципиально меняющая отношения между оптовиками и розничными сетями (в части, касающейся исчисления НДС, при предоставлении скидок, основания возникновения которых описаны выше).

Фискальное ведомство констатировало, что в тех случаях, когда денежные средства, полученные налогоплательщиком, не связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), они не подлежат налогообложению НДС. Поэтому бонусы (скидки), полученные покупателем товаров от продавца по результатам продаж за определенный период, налогом на добавленную стоимость не облагаются.

Эта точка зрения может приводить к парадоксальным результатам. Дело в том, что расчеты между оптовиками и «сетевиками» производятся с одновременным зачетом скидок, что с учетом вступившей с 1 января 2007 года в силу новацией (а именно – п. 4 ст. 168 НК РФ) приводит к необходимости раздельного учета расчетов по остатку суммы сделки и НДС. Поясним сказанное на примере.

Пример

Пусть розничная сеть выполнила некоторое условие по объемам продаж и получила право на применение бонуса (накопительной скидки) на сумму 118 тыс. руб. Тем временем по продолжающемуся контракту поставщик должен поставить в розничную сеть очередную партию своего товара на сумму 118 тыс. руб., включая НДС (18 тыс. руб.). С учетом указанного выше письма и п. 4 ст. 168 сторонам придется выполнить следующие проводки:

Поставщик Покупатель
Дебет Кредит Сумма Содержание операции Дебет Кредит Сумма Содержание операции
62 90.1 100 000 Отгружен то­вар (цена без НДС) 62 91 118 000 Начислен бонус за достижение результата
62 90.1 18 000 Учтен НДС по отгрузке 41 60 100 000 Оприходован товар
90.3 68 18 000 Начислен НДС по отгрузке 19 60 18 000 Выделен НДС по поставлен­ному товару
44 60 (76) 118 000 Учтены обя­зательства по бонусу 60 62 118 000 Произведен зачет на сумму бонуса
60 (76) 62 100 000 Произведен зачет на часть суммы бонуса 60 51 18 000 Перечислен НДС по постав­ленному товару
68 51 18 000 Уплачен НДС в бюджет по операции реализации товара 68 19 18 000 Поставлен НДС к вычету
51 62 18 000 Получен НДС от покупателя

Таким образом, несмотря на то, что стороны имели равные однородные встречные обязательства, они смогли зачесть только суммы без НДС, а кажущаяся симметрия операций – на самом деле зачет, произведенный в пользу покупателя, потому что на его стороне осталась дебиторская задолженность, а у продавца – кредиторская задолженность.

Начать дискуссию

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Налоговый учет

Виды доходов, подлежащие налогообложению по ставке 18% в 2024 году

В 2024 году налоговая политика подвергнется некоторым изменениям, которые коснутся различных видов доходов граждан. Понимание того, какие именно доходы будут облагаться налогом по ставке 18%, поможет лучше планировать свои финансовые обязательства и избегать неприятных сюрпризов при уплате налогов.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Налоговое требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

Интересные материалы

Общество

В Таиланд можно отправиться без визы на 60 дней

Временный режим безвизового въезда в Таиланд стал постоянным.