Налоговые проверки

Проверки в схемах

В прошлом номере «Расчет» представил в рубрике схемы проведения камеральных и выездных проверок, действующие с 1 января 2007 года. В этом номере мы продолжим тему и представим схему обжалования решений, вынесенных по результатам проверки.

В прошлом номере «Расчет» представил в рубрике схемы проведения камеральных и выездных проверок, действующие с 1 января 2007 года. В этом номере мы продолжим тему и представим схему обжалования решений, вынесенных по результатам проверки.

Елена КОРЕЦКАЯ

Поспорим с налоговой

Каждая организация имеет полное право обжаловать решение налоговиков, а также методы проведения проверки. Если руководитель фирмы считает, что его права нарушены, то можно смело попытаться их отстоять.

Обжалуют прежде всего заключение инспекторов о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Напомним, что руководитель налоговой обязан рассмотреть акт, составленный по результатам выездной проверки в любом случае, а по результатам камеральной – в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 101 НК). Фирма готовит возражения по акту в течение 15 дней (п. 6 ст. 100 НК). Затем акт и материалы проверки рассматривает налоговая в течение 10 дней. В этот же срок руководитель инспекции должен принять решение по результатам рассмотрения материалов проверки (п. 1 ст. 101 НК).

Далее организация в течение 10 рабочих дней может подать апелляционную жалобу, а может и не делать этого (п. 2 ст. 101.2 НК). Если никаких возражений нет, то решение вступает в силу через 10 рабочих дней.

Если подается жалоба, то ее направляют в вышестоящую инспекцию (ст. 101.2 НК). Там она рассматривается. Затем налоговая либо сохраняет принятое решение, либо изменяет его. Тогда первичное решение с учетом поправок вступает в силу с даты принятия решения об изменении вышестоящим органом.

Обжаловать можно и уже вступившее в силу решение. В данном случае жалоба подается в письменной форме соответственно в вышестоящую налоговую или должностному лицу.

Сделать это можно в течение 1 года, с даты вынесения решения. Остальные акты налоговой (например, решение об отказе в возмещении НДС) в течение 3 месяцев (ст. 139 НК).

Вышестоящая налоговая рассматривает жалобу в срок не позднее одного месяца со дня ее получения (ст. 140 НК). При этом исполнение обжалуемого акта не приостанавливается (ст. 141 НК). Однако законодатель внес исключения, если налоговики согласятся с вашими возражениями, то они могут и приостановить исполнение акта. Но делать это инспекторы не обязаны.

Налоговые акты могут быть обжалованы и в суде в течение 3 месяцев. Чтобы обжаловать решение в суде, надо подать исковое заявление. В суде опротестовать можно не только акты налоговой, но и приказы, постановления, распоряжения Минфина и ФНС (п. 2 ст. 138 НК). Направлять иски надо в арбитраж или суд общей юрисдикции. Исковое заявление, подаваемое в арбитраж, подписывается истцом или представителем. Там должны быть указаны наименование суда, истца, ответчика, перечислены обстоятельства, подтверждающие точку зрения истца, доказательства и требования, пострадавшей фирмы (п. 2 ст. 125 АПК).

Значит, компания может обжаловать решение налоговой и в вышестоящей инспекции, и в суде. Однако необходимо обратить внимание на сроки, чтобы не пропустить эту возможность.

С полным текстом использованных документов можно ознакомиться в СПС КонсультантПлюс.

Обращаем внимание: с 1 января 2009 года подать жалобу в суд можно будет только после того, как решение будет обжаловано в вышестоящем налоговом органе (п. 5 ст. 101.2 НК).

Начать дискуссию