Обзор законопроектов, рассматриваемых депутатами Госдумы в мае 2007 года. Его подготовила редактор ИА «Клерк.Ру» Надежда Иванова.
ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ
Налоговый ажиотаж, который все ожидали в Госдуме в апреле, не состоялся. Практически все проекты с поправками в Налоговый кодекс были отложены в долгий ящик. Из них остались два, которые в конце мая депутаты примут во втором чтении. Причем на этом налоговая тематика в Госдуме на май будет исчерпана.
Законопроект |
Кем внесен |
Рекомендация |
Суть документа |
№ 391230-4 |
Правительство Российской Федерации |
В целях стимулирования инновационной деятельности проектом федерального закона предусматривается внесение изменений в главы "Налог на добавленную стоимость", "налог на прибыль организаций" и "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации. По налогу на добавленную стоимость предлагается предоставление льготы в виде освобождения от обложения налогом услуг, за исключением посреднических, по передаче, предоставлению патентов и лицензий, связанных с объектами интеллектуальной собственности (исключая товарные знаки и знаки обслуживания). Кроме того, определяется перечень освобождаемых от налогообложения выполняемых организациями научно-технических и опытно-конструкторских работ, относящихся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг). Проектом федерального закона расширяется перечень научных фондов, полученные из которых в рамках целевого финансирования средства не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями по определению такого перечня фондов. Плательщикам налога на прибыль организаций предоставляется право в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности, к основной норме амортизации применять специальный коэффициент, но не выше 2. Для увеличения объемов Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", и создаваемых для содействия инициативным проектам научных исследований, предельный размер отчислений на формирование таких фондов повышается с 0,5 до 1,5 процента доходов налогоплательщика. Проектом федерального закона предусматривается включить в перечень расходов, которые уменьшают полученные доходы налогоплательщика при применении упрощенной системы налогообложения, расходы на патентование и расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки. |
|
№ 294450-4 |
Правительство Российской Федерации |
Проектом федерального закона предусматривается внесение изменений в пять глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), связанных с решением отдельных вопросов, возникших в процессе применения положений Кодекса. |
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Пейте пиво пенное… дома
В Госдуме полным ходом идет подготовка к лету. В мае будут рассмотрены целых шесть законопроектов, которые вводят ограничения на употребление пива. Как написано в одной из пояснительных записок, сейчас выпить пивка в общественном месте можно только достигнув совершеннолетия. Но попытки милиционеров соблюсти закон и порядок в этом вопросе заканчиваются примерно на 20-й минуте разбирательств с подростком на тему – есть ему уже 18 лет или нет. Поэтому целый ряд проектов посвящен введению запрета на потребление пива в общественных местах совершеннолетними гражданами. При этом иногда мысли авторов просто абсурдны. Например, предлагается запретить пить пиво возле памятников истории и объектов религиозного назначения. То есть прежде, чем открыть бутылочку с пенным напитком нужно внимательно изучить местность – убедиться, что поблизости нет никаких памятников или храмов. И ни в коем случае не следует пить пиво на ходу… а вдруг на памятник нарвешься?!
Законопроект |
Кем внесен |
Рекомендация |
Суть документа |
№ 308731-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" |
Законодательное Собрание Еврейской автономной области |
Нет отзыва |
В Федеральном законе «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» установлен перечень мест, где не допускается розничная продажа и потребление пива, а также напитков, изготавливаемых на его основе. Однако в указанном выше Федеральном законе не содержится каких-либо ограничений на продажу и потребление пива у объектов культуры, памятников истории и объектов религиозного назначения. |
№ 326490-4 "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" |
Законодательное Собрание Вологодской области |
Отклонить |
Проектом федерального закона предлагается расширить перечень мест, в которых установлены ограничения на продажу пива и напитков, изготавливаемых на его основе, с включением в данный перечень территорий, прилегающих к детским, образовательным и медицинским организациям. При этом также предлагается наделить органы местного самоуправления полномочиями определять прилегающие территории и их границы, где не допускается розничная продажа пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в порядке, установленном субъектами Российской Федерации. |
№ 374456-4 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" и статью 20.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" |
Государственный Совет Республики Коми
|
Нет отзыва |
Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 20.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разработан в целях приведения административного законодательства в соответствие с Федеральным законом от 7 марта 2005 года № 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе». Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 7 марта 2005 года № 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» установлен запрет на потребление (распитие) данных напитков несовершеннолетними в любых общественных местах, в отличие от совершеннолетних граждан, которым запрещено потреблять (распивать) данные напитки в строго определенных местах. В силу статьи 21 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин является несовершеннолетним до достижения им восемнадцатилетнего возраста. При этом, в соответствии со статьей 2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях гражданин подлежит административной ответственности при достижении шестнадцатилетнего возраста. Таким образом, в соответствии с действующим административным законодательством несовершеннолетние в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет подлежат административной ответственности как и совершеннолетние граждане по статье 20.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и, следовательно, не могут быть привлечены к ответственности за потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в любых общественных местах. |
№ 383855-4 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" и в статью 20.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" |
Депутаты Государственной Думы Р.И.Гималов, Н.А.Останина |
Нет отзыва |
Принятым Государственной Думой 9 февраля 2005 года Федеральным законом «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» введен запрет распития пива в определенных общественных местах (в детских, образовательных и медицинских организациях, в общественном транспорте, в организациях культуры, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях) и только лишь для несовершеннолетних установлен запрет распития пива в любых общественных местах. При этом первоначальная редакция принятого Государственной Думой 29 октября 2004 года Федерального закона (до согласительной и специальной комиссий Государственной Думы) предусматривала запрет распития пива в любых общественных местах и для совершеннолетних. В качестве обоснования изменения в рамках работы согласительной и специальной комиссий Государственной Думы концепции принятого Федерального закона указывалось на необходимость поэтапного введения запрета распития пива в общественных местах в связи с довольно широкой практикой распития пива в общественных местах. За полтора года с момента вступления в силу указанного Федерального закона правоприменителем освоены методы и формы обеспечения реализации его норм, что позволяет распространить ограничения распития пива в общественных местах и на совершеннолетних. Кроме того, как показала практика, введение ограничений только для несовершеннолетних создает определенные трудности для правоприменителя в связи с необходимостью достоверного установления возраста возможного правонарушителя. Открытое употребление пива на улице и в других общественных местах отрицательно сказывается на морально-этическом климате в обществе, создает атмосферу вседозволенности, дурно влияет на детей и подростков, наблюдающих повсеместное распитие пива и подсознательно перенимающих подобный образ поведения. Введение предлагаемых ограничений полностью соответствует международной практике, более цивилизованно защищающей молодое поколение от пропаганды нездорового образа жизни. Принятие законопроекта будет также способствовать заметному повышению уровня культуры потребления алкогольных напитков и улучшению правопорядка в общественных местах в целом. |
№ 393088-4 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" |
Государственная Дума Томской области |
Нет отзыва |
Законопроектом вводится ограничение на потребление пива в местах общего пользования, на улицах, набережных, в скверах, парках, других общественных местах. |
№ 405235-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" |
Законодательное Собрание Ростовской области |
Нет отзыва |
Проект вводит запрет на распитие пива, слабоалкогольных напитков в любых общественных местах, за исключением организаций торговли и общественного питания, в которых разрешена продажа указанной продукции в розлив, и установить за нарушение указанного запрета административную ответственность. Под общественным местом в данном случае следует понимать любые объекты (места) реального или потенциального нахождения физических лиц в любое время суток, где граждане могут стать добровольными либо невольными свидетелями или участниками антисоциальных действий. |
Иду, курю, плачу…
Не обошли вниманием депутаты и излюбленный вопрос с курением. Вскоре курильщику, отправляющемуся в путешествие, придется туго. Мало того, что будет введен полный запрет на курение в самолетах вне зависимости от продолжительности полета, так еще и перекроют возможность покурить «на дорожку». Предлагается запретить курить в залах ожидания аэропортов. Но самый меткий удар будет нанесен по традиционным курилкам – подъездам жилых домов. Ну и заодно по чердакам и подвалам… Перефразируя детскую поговорку – если хочешь покурить ты, кури один и в темноте!
Законопроект |
Кем внесен |
Рекомендация |
Суть документа |
№ 374457-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ограничении курения табака" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" |
Государственный Совет Республики Коми |
Нет отзыва |
Представленный законопроект вносит изменения, устанавливающие запрет курения табака вне специально отведенных для этого мест и административную ответственность для нарушителей данного запрета, в Федеральный закон "Об ограничении курения табака" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Установленный в части 1 статьи 6 указанного Закона перечень мест, где курение запрещено, включающий в себя рабочие места, городской и пригородный транспорт, воздушный транспорт, помещения организаций здравоохранения, культуры, закрытые спортивные сооружения, образовательные учреждения, помещения, занимаемые органами государственной власти, предлагается дополнить подъездами, кабинами лифтов, лестничными площадками, подвальными, чердачными помещениями многоквартирного дома. |
№ 376059-4 "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "Об ограничении курения табака" |
Депутат Государственной Думы С.А.Попов |
Нет отзыва |
Согласно части 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства. Однако, курение табака отдельными гражданами на межквартирных лестничных площадках, лестницах, в лифтах, коридорах, а также в иных помещениях нарушает права собственников помещений в многоквартирном доме, наносит вред их здоровью, особенно это касается здоровья детей, беременных женщин и кормящих матерей. Принятие предложенного законопроекта «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «Об ограничении курения табака» расширит перечень ограничений курения табака и позволит устранить указанные проблемы. |
№ 303289-4 "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "Об ограничении курения табака" |
Совет Федерации |
Нет отзыва |
Авторы проекта предлагают запретить курение в залах ожидания железнодорожных, авто- и аэровокзалов, а также в залах предприятий общественного питания. |
№ 309070-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ограничении курения табака" |
Депутаты Государственной Думы Т.В.Яковлева, В.Р.Мединский, Н.Ф.Герасименко, И.И.Саввиди, А.С.Фадзаев, Л.К.Слиска, А.А.Агеев, В.Е.Оськина, Ф.А.Клинцевич |
Принять |
Предлагаемые проектом федерального закона изменения предусматривают введение дополнительных ограничений курения табака, включая введение запрета курения табака на воздушном транспорте вне зависимости от продолжительности полета. Законопроектом также предлагается введение нормы, обязывающей администрацию пунктов общественного питания и досугово-развлекательных учреждений вводить либо полный запрет на курение табачных изделий на территории данных организаций, либо создавать зоны, свободные от табачного дыма и оборудованные системой очистки воздуха. |
№ 309675-4 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об ограничении курения табака" |
Депутаты Государственной Думы Н.Ф.Герасименко, Т.В.Яковлева, О.Г.Борзова, С.А.Афендулов, В.Р.Мединский, М.Ф.Магдеев |
Отклонить |
Законопроект направлен на ужесточение требований к производству табачных изделий, их маркировке. В нем предлагается также запретить продажу табачных изделий несовершеннолетним, курение табака на воздушном транспорте вне зависимости от продолжительности полета. Законопроект возлагает на федеральный орган исполнительной власти по здравоохранению создание при организациях здравоохранения специализированных пунктов для лечения граждан с никотиновой зависимостью. |
Банковская сфера
Законопроект |
Кем внесен |
Рекомендация |
Суть документа |
№ 396128-4 "О внесении изменений в статью 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" |
Депутат Государственной Думы В.А.Тюлькин |
Нет отзыва |
Данный проект закона разработан в целях наиболее полной реализации требований статьи 37 Конституции Российской Федерации о праве граждан Российской Федерации "на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации", а также для недопущения нанесения вреда жизни или здоровью граждан, морального вреда из-за оставления без средств к существованию путем невыплаты им задолженности по заработной плате, всех пособий. Принимаемый законопроект изменяет очередность удовлетворения требований кредиторов, а именно переносит требование на уплату задолженности по заработной плате, возникшей как до, так и после принятия Арбитражным судом решения о признании должника банкротом, выплате всех пособий во внеочередные платежи. |
№ 385153-4 "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" |
Депутаты Государственной Думы В.М.Резник, В.А.Тарачев, К.Б.Шипунов |
Нет отзыва |
Законопроект направлен на устранение законодательных пробелов Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», а также на дополнение указанного Закона новой нормой. Статья 9 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», содержащая закрытый список разрешенных валютных операций между резидентами, не допускает дарение валютных ценностей супругу или близкому родственнику в безналичной форме. Учитывая, что пунктом 2 статьи 14 указанного Закона такая операция в наличной форме разрешается, предлагается статью 9 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» дополнить нормой, разрешающей осуществление валютных переводов без ограничений по сумме физическим лицом - резидентом в пользу иного физического лица - резидента, являющегося его супругом (супругой) или близким родственником. Более того, целесообразность реализации предлагаемого изменения обусловлена тем обстоятельством, что валютные ценности, переводимые супругами друг другу, могут являться их совместной собственностью в соответствии со статьей 34 Семейного кодекса Российской Федерации, в связи с чем существующее ограничение, указанное выше, представляется излишним. Реализация законопроекта позволит обеспечить согласованность норм, содержащихся в Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле». |
№ 402858-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" |
Депутаты Государственной Думы В.М.Резник, П.А.Медведев
|
Нет отзыва |
В статью 36 Закона о банках вносится изменение, предусматривающее право банка на получение лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц с даты его государственной регистрации либо до истечения двухлетнего срока с даты его государственной регистрации, если размер уставного капитала вновь регистрируемого банка либо размер собственных средств (капитала) действующего банка не ниже суммы рублевого эквивалента 100 млн. евро. Вместе с тем в целях защиты интересов вкладчиков законопроектом предполагается закрепить право Банка России устанавливать для таких банков дополнительные требования к финансовому положению учредителей (участников). В рамках данных требований предполагается, что хотя бы один из учредителей или из лиц, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления такого банка, должен располагать чистыми активами в размере не менее, чем в 2 раза превышающими величину уставного капитала вновь регистрируемого банка (собственные средства (капитал) действующего банка). В этом случае масштабы бизнеса владельцев банка послужат дополнительным фактором, способствующим экономической заинтересованности в финансовой устойчивости банка. Необходимость внесения изменения в статью 11 Закона о банках (в части увеличения минимального размера уставного капитала для вновь регистрируемой небанковской кредитной организации (далее - НКО) в 5 раз до 2,5 млн. евро) обусловлена положениями пункта 40 Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года, направленными на повышение требований к уровню капитализации кредитных организаций. Минимальный размер уставного капитала для вновь регистрируемой НКО с 2001 года не изменялся и до настоящего времени составляет 500 тыс. евро. Установление минимального размера уставного капитала для НКО в размере 2,5 млн. евро позволит повысить финансовую устойчивость НКО и обеспечит достаточный уровень покрытия капиталом принимаемых рисков. Законопроект предусматривает особый срок его вступления в силу - по истечении трех месяцев после дня его официального опубликования - с тем, чтобы Банк России имел возможность подготовить соответствующие нормативные акты и зарегистрировать их в Министерстве юстиции Российской Федерации в установленном порядке. |
№ 402753-4 "О внесении изменения в статью 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" |
Законодательное Собрание Краснодарского края |
Нет отзыва |
Настоящий проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" разработан с целью создания механизма защиты интересов населения при осуществлении операций по кредитованию в кредитных организациях путем предоставления достоверной информации о существенных условиях кредитного договора и тем самым снижения риска невозврата кредитов. |
Разное
Законопроект |
Кем внесен |
Рекомендация |
Суть документа |
№ 380840-4 "О внесении изменений в статью 222 Трудового кодекса Российской Федерации" |
Депутаты Государственной Думы О.В.Еремеев, Б.Д.Зубицкий, Р.М.Бадалов, С.И.Неверов, И.Е.Елизаров
|
Принять |
Законопроектом предлагается внести дополнение в статью 222 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), предусматривающее возможность замены бесплатной выдачи работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов на работах с вредными условиями труда выплатой работникам эквивалентной денежной компенсации, если это предусмотрено коллективным договором. |
№ 404276-4 "О внесении изменения в статью 131 Таможенного кодекса Российской Федерации" |
Государственная Дума Томской области |
Нет отзыва |
Представленное в законопроекте изменение направлено на установление государственного контроля за вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации. Отсутствие в действующем таможенном законодательстве нормы, обязывающей экспортеров российских товаров представлять в таможенный орган при их декларировании документы и сведения, подтверждающие правомерность владения перемещаемыми через таможенную границу товарами, приводит к беспрепятственному вывозу незаконно приобретенных на территории России товаров. |
№ 357130-4 "О внесении изменения в статью 20 Федерального закона "О рекламе" |
Депутаты Государственной Думы В.В.Гришуков, Б.Н.Пастухов, Б.Л.Резник, И.Н.Родионов, А.Н.Савельев |
Отклонить |
Редакция пункта 2 статьи Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» о том, что «использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций запрещается», распространяет данный запрет на любые транспортные средства, без учета сложившейся в Российской Федерации практики использования специальных рекламных автомобилей. В рамках ранее принятых решений Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и Правительством Российской Федерации о поддержке и развитии малого предпринимательства два года назад по опыту развитых экономических стран для повышения эффективности в области рекламной деятельности в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах России были разработаны и внедрены мобильные рекламоносители – рекламные автомобили. Цель проекта – узаконить деятельность специальных рекламных автомобилей. |
№ 387589-4 "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" |
Депутаты Государственной Думы В.С.Груздев, Л.В.Пепеляева, В.Н.Плигин, А.Н.Хайруллин |
Нет отзыва |
Настоящий проект федерального закона направлен на защиту общественных интересов и интересов добросовестных участников корпоративных отношений. Он предусматривает возможность закрепления в уставе хозяйственного общества случаев, когда достоверность протокола заседания органов управления такого общества, в том числе об избрании нового руководителя, должна быть удостоверена нотариусом. В хозяйственных обществах с единственным участником уставом могут быть установлены случаи, когда подлинность подписи такого участника (акционера) должна быть нотариально засвидетельствована.При внесении в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, предлагается предусмотреть необходимость представления в регистрирующий орган не только заявления, но и документов, подтверждающих правомочность принятия соответствующего решения об избрании (назначении) единоличного исполнительного органа юридического лица. При этом законопроектом предусматривается наделение регистрирующего органа полномочиями по проведению формальной правовой экспертизы представляемых документов, а также правом отказа во внесении изменений в сведения ЕГРЮЛ, касающиеся лиц, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, при наличии предусмотренных в законопроекте оснований, перечень которых является закрытым. В целях реализации положений законопроекта предусматривается дополнение перечня нотариальных действий, содержащегося в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате, согласно которому нотариусы будут удостоверять факт достоверности протоколов органов управления организаций. Отдельной статьей устанавливается порядок совершения этого нотариального действия. Ряд положений законопроекта направлен на совершенствование процедуры учреждения хозяйственных обществ. В частности, предлагается конкретизировать содержание решения об учреждении общества и предусмотреть обязательность указания в нем сведений об учредителях. |
Начать дискуссию