С этого года в главе 25 Налогового кодекса РФ четко определено, что расходы на покупку земли включаются в состав прочих. Также в главном налоговом документе теперь прописано, как признавать убыток от продажи земли. Рассмотрим эти изменения...
Как оформить договор?
Договор купли-продажи земельного участка заключается в письменной форме. При этом в нем должны содержаться все характеристики данного участка (его адрес, расположение, площадь). Иначе договор купли-продажи считается незаключенным (см. постановление Президиума ВАС РФ от 27 апреля 2002 г. № 11011/01). Договор также обязательно должен предусматривать цену земельного участка.
Разрешенные земельные расходы
Если раньше организация покупала под строительство земельный участок, вопрос признания в целях налогообложения прибыли расходов, связанных с таким приобретением, являлся довольно спорным. Ведь в Налоговом кодексе РФ по этому поводу ничего прописано не было. Было лишь установлено, что земля не подлежит амортизации. Поэтому специалисты Минфина России заявляли, что затраты, связанные с покупкой земли, не уменьшают налоговую базу. Свое мнение чиновники обосновывали тем, что для списания стоимости неамортизируемого имущества в расходы необходимо ввести его в эксплуатацию. А для земельных участков понятия «ввод в эксплуатацию» не предусмотрено. Правда, некоторые арбитражные суды высказывали иное мнение. Судьи считали, что такие расходы можно списать как материальные.
Теперь же организации могут признать в целях налогообложения прибыли расходы на приобретение земельных участков под строительство объектов только «из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности» (п. 1 ст. 264.1 Налогового кодекса РФ). Получается, что затраты на приобретение приватизированного земельного участка для целей налогообложения по-прежнему не признаются.
Обратите внимание: расходы по новому порядку можно отразить в налоговом учете, если организация заключила договор о приобретении участка в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2011 года.
Учет расходов на покупку земли
Возможно два варианта учета таких расходов (п. 3 ст. 264.1 Налогового кодекса РФ). Какой из них выбрать – решать организации. Однако не забывайте, что свое решение фирма должна зафиксировать в учетной политике.
Вариант первый. Сумма расходов признается организацией равномерно в течение периода, который она сама устанавливает, однако он не может быть менее пяти лет.
Если же земельный участок приобретается в рассрочку более чем на пять лет, расходы признаются равномерно в течение срока, предусмотренного договором.
Вариант второй. В каждом отчетном (налоговом) периоде бухгалтер организации может включать в расходы сумму, не превышающую 30 процентов от налоговой базы прошлого налогового периода, до полного признания всей суммы расходов на покупку земли. Причем налоговая база прошлого налогового периода берется без учета суммы расходов на приобретение земельных участков за тот период.
Но в любом случае расходы на покупку земли учитывают в составе прочих только после того, как поданы документы на государственную регистрацию прав на эту землю. Данный факт нужно подтвердить документально. В качестве такого подтверждения, как указано в подпункте 2 пункта 3 статьи 264.1 Налогового кодекса РФ, выступает расписка регистрирующего органа о получении документов.
Продажа земли
Финансовый результат от продажи земли определяется как разница между ценой ее реализации и той суммой расходов по приобретению земельного участка, которую организация не успела признать (подп. 2 п. 5 ст. 264.1 Налогового кодекса РФ).
Если при этом организация получила убыток, он включается в состав прочих расходов в течение срока, определенного в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 264.1 Налогового кодекса РФ (не менее пяти лет), и фактического срока владения участком. То есть общий срок признания убытка будет равен сумме этих двух указанных сроков.
Начать дискуссию