Не секрет, что продолжается рост объемов просроченной кредиторской задолженности по потребительским кредитам. Учитывая потребности современных кредиторов, не так давно в России в сфере услуг сформировалось отдельное направление – коллекторская деятельность. Об особенностях функционирования этого рода бизнеса корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Алексею Титову рассказал Александр Щербаков, руководитель отдела исполнительных производств компании «АльтерКонсалт».
Александр, оцените потребность российского рынка в услугах коллекторских агентств. Какие секторы экономики наиболее в них заинтересованы?
Сегодня спрос на услуги коллекторских агентств подогревается, в первую очередь, общим подъемом экономики. Рост товарооборота, развитие кредитных отношений, в том числе в потребительской сфере, привел к логичному увеличению просроченной задолженности и неплатежей. Другой вопрос в том, насколько соотносимы рост хозяйственной деятельности в нашей стране и увеличение числа всевозможных кредитно-долговых конфликтов. Полагаю, что нынешний уровень спроса на услуги, оказываемые коллекторскими агентствами – ничто по сравнению с тем, что нас ожидает в ближайшие 2–3 года.
Говоря о секторах экономики, в первую очередь, стоит упомянуть банковский сектор, страховой и телекоммуникационный. Кроме того, список можно дополнить лизинговыми и факторинговыми организациями, а также учреждениями ЖКХ.
С какими делами чаще всего обращаются к вам клиенты? От каких факторов зависит успех? Сколько процентов дел решаются вами успешно?
К сожалению, сегодня на российском рынке еще не сформировалась некая культура взаимоотношений с коллекторскими агентствами. Зачастую к нам обращаются с проектами, имеющими просроченную исковую давность, в случаях, когда неизвестно местонахождение должника, а также тогда, когда должник объективно неплатежеспособен. Некоторые «кривятся», когда слышат, что мы работаем исключительно в правовом поле. Специализированное агентство – безусловно, весьма эффективный инструмент при взыскании просроченной задолженности, однако, и мы не всесильны. Факторы, от которых зависит наш успех, абсолютно объективны – это платежеспособность должника, наличие обеспечения по неисполненному обязательству, длительность просрочки. Общий процент успешных дел – это что-то вроде средней температуры по больнице. По состоянию на 2006 год мы взыскали 57 копеек с каждого переданного рубля задолженности. И считаем это очень хорошим результатом.
Какой процент дел урегулируется в досудебном порядке, а какой, все-таки, требует обращения в суд? Расскажите, что это за долги.
По состоянию дел на конец 2006 года, в досудебном порядке нам удалось взыскать около 34 % от переданного долгового портфеля. 9% от того же портфеля мы взыскали на стадии судебного разбирательства, либо сразу после нее. Оставшиеся 14% приходятся на стадию исполнительного производства, а также на уголовное преследование и банкротство должников.
Взыскание, требующее вмешательства государственных органов, проходит гораздо дольше, сложнее для нас и дороже для заказчика. Размер долгов, взыскание по которым продолжается и после вступления в силу решения суда, как правило, превышает 30 000 рублей. До этой стадии доходят либо откровенные мошенники, либо должники объективно неплатежеспособные. В первом случае речь идет о возбуждении уголовного дела по факту мошенничества или злостного уклонения от погашения кредиторской задолженности, во втором – о реструктуризации долга.
Почему в России большинство коллекторских агентств в основном не занимаются взысканием долгов физических лиц?
Спорный вопрос. Коллекторство в нашем понимании – это взыскание относительно больших объемов однородных задолженностей, по возможности в досудебном порядке. И характерно это, в первую очередь, как раз для задолженностей физических лиц перед кредитными и иными организациями. Работа по долгам юридических лиц, так или иначе замыкается на классическую юридическую работу. Я имею в виду претензионную переписку, арбитражное разбирательство и дальнейшую работу с судебными приставами или конкурсными управляющими. Это обусловлено определенной «обезличенностью» юридического лица как такового – руководитель компании не отвечает по долгам вверенной ему организации, а учредители – исключительно в пределах стоимости (зачастую весьма символической) принадлежащих им долей. При работе же с физическими лицами одно из ключевых мест занимает именно психологическое воздействие на должника.
Обозначьте порядок цен на ваши услуги, какие факторы влияют на определение цены?
Стоимость услуг различных коллекторских агентств серьезно разнится, даже при условии работы по схожим долговым портфелям. Дело в том, что наш рынок еще очень молод и не сформировал четких критериев оценки того или иного его участника. Поэтому потенциальные клиенты ориентируются, в первую очередь, на известность той или иной компании. «Раскрученных» имен сейчас всего три-четыре. И именно им банки и страховые компании готовы выплачивать вознаграждение, ставки которого зачастую неконкурентоспособны по сравнению со ставками их менее именитых коллег.
Факторы, влияющие на размер вознаграждения фактически те же, что и факторы, влияющие на успех взыскания, а именно – длительность просрочки, наличие обеспечения и прочее. Такая взаимосвязь обусловлена тем, что мы закладываем риски невозможности долга ко взысканию в размер нашего возможного вознаграждения. Представляется логичным, что чем сложнее взыскание, тем выше должна быть ставка. В зависимости от качественных характеристик задолженности, перечисленных выше, а также от объема передаваемой коллектору задолженности, вознаграждение может составлять от 10 до 30% от взысканной суммы.
Расскажите о взаимодействии с государственными органами в процессе вашей работы.
Основными государственными органами, привлекаемыми в ходе взыскания просроченной задолженности, являются суд и Федеральная служба судебных приставов, реже – Министерство внутренних дел. Базой для взаимодействия с ними является общность наших целей – восстановление нарушенного права кредитора. Однако в подавляющем большинстве случаев наше сотрудничество, увы, сводится к преодолению массы бюрократических препонов, а иногда и откровенного безразличия служащих к своим должностным обязанностям. Тем не менее, в целом ряде подразделений ФССП в Центральном и Северо-Западном регионах нам удалось наладить продуктивное сотрудничество с судебными приставами-исполнителями.
Помимо правоприменительной практики, мы, по мере сил, стараемся влиять и на законотворческую деятельность государства. Дважды обращались к субъектам законодательной инициативы с просьбой внести изменения в действующий ФЗ «Об исполнительном производстве». Первая попытка закончилась фиаско. Ждем результат от второй.
Около двух недель назад мы стали членами Ассоциации российских банков. Планируем использовать этот мощный институт для решения самых злободневных задач нашего рынка.
Начать дискуссию