Налог с продаж

Комментарий к главе 27 "Налог с продаж" НК РФ

До 1 января 2002 года законодательной базой на федеральном уровне для применения налога с продаж являлась ст. 20 Закона Российской Федерации от 27.12.91 " 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее -- Закон " 2118-1). Поскольку налог с продаж относится к региональным налогам, то порядок его исчисления и уплаты в конкретном регионе устанавливался законодательными органами субЪекта Федерации. Однако постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.01.2001 " 2-П некоторые положения ст. 20 Закона " 2118-1 были признаны неконституционными. Они должны были быть приведены в соответствие с Конституцией РФ до 1 января 2002 года.

Комментарий к главе 27 "Налог с продаж" НК РФ

Педченко И.В.
эксперт "РНК"

1 января 2002 года часть вторая НК РФ дополнена разделом IX "Региональные налоги и сборы". Пока в этот раздел включена только глава 27 "Налог с продаж". Порядок исчисления и уплаты налога с продаж в соответствии с главой 27 НК РФ существенно отличается от ранее действовавшего порядка. Эти отличия подробно рассмотрены в предлагаемой статье.

С какого момента применять "обновленный" налог с продаж

До 1 января 2002 года законодательной базой на федеральном уровне для применения налога с продаж являлась ст. 20 Закона Российской Федерации от 27.12.91 " 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее -- Закон " 2118-1). Поскольку налог с продаж относится к региональным налогам, то порядок его исчисления и уплаты в конкретном регионе устанавливался законодательными органами субЪекта Федерации. Однако постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.01.2001 " 2-П некоторые положения ст. 20 Закона " 2118-1 были признаны неконституционными. Они должны были быть приведены в соответствие с Конституцией РФ до 1 января 2002 года.

Федеральным законом от 27.11.2001 " 148-ФЗ 'О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"' часть вторая НК РФ дополнена главой 27 "Налог с продаж". Глава 27 вступила в силу с 1 января 2002 года и утратит силу с 1 января 2004 года. Налог с продаж вводится на территории субЪекта РФ на основании соответствующего регионального закона, разработанного в соответствии с главой 27 НК РФ. Согласно ст. 347 НК РФ субЪект РФ определяет ставку налога, порядок и сроки его уплаты, а также формы отчетности по налогу с продаж.

Поскольку с 1 января 2002 года утратил силу п. 3 ст. 20 Закона " 2118-1, устанавливавший налог с продаж, с этой даты не действуют законы субЪектов РФ о налоге с продаж, принятые на основании Закона " 2118-1. На территории субЪектов РФ налог с продаж может быть введен в соответствии с п. 1 ст. 5 НК РФ, то есть не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования соответствующего регионального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу с продаж. Статьей 352 НК РФ установлен налоговый период по налогу с продаж -- календарный месяц.

Таким образом, с 1 января 2002 года налог с продаж применяется на территории только тех субЪектов РФ, законодательные органы которых приняли и опубликовали до 1 декабря 2001 года соответствующие региональные законы на базе главы 27 НК РФ.

Налогоплательщики и обЪект налогообложения

Текст главы 27 НК РФ существенно отличается от положений Закона " 2118-1, касающихся налога с продаж.

Согласно ст. 348 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели. По сравнению с Законом " 2818-1 из списка плательщиков исключены филиалы, представительства и другие обособленные подразделения российских юридических лиц. Однако согласно ст. 355 НК РФ организация, осуществляющая операции по реализации товаров (работ, услуг) через свои обособленные подразделения, находящиеся вне места расположения этой организации, уплачивает налог с продаж на территории того субЪекта РФ, в котором производится реализация. При этом сумма налога рассчитывается исходя из стоимости товаров (работ, услуг), реализованных через это подразделение.

Главой 27 НК РФ изменен также обЪект обложения налогом с продаж. Согласно ст. 349 НК РФ обЪектом налогообложения признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субЪекта РФ, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.

Таким образом, начиная с этого года, в отличие от ранее действовавшего порядка, не облагается налогом с продаж стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых за наличный расчет юридическим лицам, стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых физическим лицам при оплате расчетными чеками банков, перечислением со счета в банке по поручению физического лица, а также стоимость товаров (работ, услуг), переданных физическим лицам в обмен на другие товары (работы, услуги). Следует обратить внимание на то, что реализация товаров (работ, услуг) за наличный расчет индивидуальным предпринимателям по-прежнему будет облагаться налогом с продаж, поскольку индивидуальные предприниматели признаются физическими лицами в соответствии со ст. 11 НК РФ.

Операции, освобождаемые от налогообложения

Статьей 350 НК РФ, по сравнению с текстом Закона " 2118-1, расширен перечень товаров (работ, услуг), операции по реализации которых физическим лицам не подлежат обложению налогом с продаж. В перечень таких товаров добавлены мука и яйцо птицы. Кроме того, при предоставлении освобождения от налогообложения уравнены в правах государственные и негосударственные учреждения и организации. Так, ранее действовавшим порядком освобождались от налогообложения услуги по сдаче внаем населению государственных и муниципальных жилых помещений, товары (работы, услуги), связанные с учебным, учебно-производственным, научным или воспитательным процессом и производимые государственными или муниципальными образовательными учреждениями, а также услуги в сфере культуры и искусства, оказываемые государственными и муниципальными учреждениями и организациями. В тексте ст. 350 НК РФ сохранено освобождение от налогообложения операций по реализации перечисленных выше товаров (работ, услуг), но слова "государственных и муниципальных" отсутствуют. В остальном перечни освобождаемых от налогообложения операций по реализации товаров (работ, услуг) совпадают в текстах главы 27 НК РФ и Закона " 2118-1. Следует обратить внимание на то, что такой перечень в ст. 350 НК РФ является закрытым, а Закон " 2118-1 предоставлял право законодательным органам субЪектов РФ дополнять этот перечень. Следует отметить, что на основании п. 2 ст. 350 НК РФ налогоплательщики должны вести раздельный учет операций, облагаемых и не облагаемых налогом с продаж.

Статья 350 Налоговый кодекс РФ "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)"

1. Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) операции по реализации физическим лицам следующих товаров (работ, услуг):

-- хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молокопродуктов, масла растительного, маргарина, муки, яйца птицы, круп, сахара, соли, картофеля, продуктов детского и диабетического питания;

-- детской одежды и обуви;

-- лекарств, протезно-ортопедических изделий;

-- жилищно-коммунальных услуг, услуг по сдаче внаем населению жилых помещений, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях;

-- зданий, сооружений, земельных участков и иных обЪектов, относящихся к недвижимому имуществу, а также ценных бумаг;

-- путевок (курсовок) в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, реализуемых инвалидам;

-- товаров (работ, услуг), связанных с учебным, учебно-производственным, научным или воспитательным процессом и производимых образовательными учреждениями;

-- учебной и научной книжной продукции;

-- периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера;

-- услуг в сфере культуры и искусства, оказываемых учреждениями и организациями культуры и искусства (театрами, кинотеатрами, концертными организациями и коллективами, клубными учреждениями, в том числе сельскими, библиотеками, цирками, лекториями, планетариями, парками культуры и отдыха, ботаническими садами, зоопарками) при проведении ими театрально-зрелищных, культурно-просветительных мероприятий, в том числе операции по реализации входных билетов и абонементов;

-- услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях и уходу за больными и престарелыми;

-- услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования муниципального образования (за исключением такси), а также услуг по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом;

-- услуг, оказываемых кредитными организациями, страховщиками, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг в рамках их деятельности, подлежащей лицензированию, а также услуг, оказываемых коллегиями адвокатов;

-- ритуальных услуг похоронных бюро, кладбищ и крематориев, услуг по проведению обрядов и церемоний религиозными организациями;

-- услуг, оказываемых уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления, за которые взимаются соответствующие виды пошлин и сборов.

2. В случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с настоящей статьей, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.

Налоговая база, ставка и порядок исчисления налога

В определении налоговой базы изменений не произошло. По-прежнему акциз по подакцизным товарам и налог на добавленную стоимость включаются в стоимость товаров (работ, услуг), облагаемую налогом с продаж в соответствии со ст. 351 НК РФ. Согласно ст. 353 НК РФ максимальная ставка налога с продаж составляет 5%. При этом не допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении операций по реализации отдельных видов товаров (работ, услуг). Также не допускается изменение размера налоговой ставки в зависимости от того, кто является налогоплательщиком или покупателем (заказчиком, отправителем) товаров (работ, услуг). Сумма налога определяется как произведение налоговой базы и ставки налога и включается в цену товара (работы, услуги), предЪявляемую к оплате покупателю (заказчику, отправителю). Согласно п. 2 ст. 354 НК РФ налог с продаж подлежит уплате по месту осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению.

В пункте 3 ст. 354 НК РФ подробно описан порядок исчисления и уплаты налога при осуществлении посреднических операций.

Если в соответствии с условиями договора комиссии (договора поручения, агентского договора) фактическая реализация товаров (работ, услуг) покупателям производится комиссионером (поверенным, агентом) и денежные средства от физических лиц за реализованный товар (работы, услуги) поступают непосредственно в кассу или на расчетный счет комиссионера (поверенного, агента), то обязанность по уплате налога с продаж и перечислению его в бюджет возлагается на комиссионера (поверенного, агента), который в этом случае признается налоговым агентом. При этом сумма налога исчисляется с полной цены товара (работ, услуг), включающей вознаграждение комиссионера (поверенного, агента). Комитент (доверитель, принципал) при получении выручки от комиссионера (поверенного, агента) налог с продаж не уплачивает, если этот налог уплачен комиссионером (поверенным, агентом).

Если же в соответствии с условиями договора комиссии (договора поручения, агентского договора) фактическая реализация товаров (работ, услуг) покупателям производится комиссионером (поверенным, агентом) и денежные средства от физических лиц за реализованный товар (работы, услуги) поступают в кассу или на расчетный счет комитента (доверителя, принципала), то налог уплачивается в бюджет комитентом (доверителем, принципалом) исходя из полной цены товара.

В пункте 4 ст. 354 НК РФ разЪясняется, что под датой реализации для целей исчисления налога с продаж понимается день поступления средств за реализованные товары (работы, услуги) на счета в банках или день поступления выручки в кассу либо день передачи товаров (работ, услуг) покупателю. В тексте ст. 354 НК РФ не указано, в каких случаях датой реализации признается день передачи товаров (работ, услуг) покупателю. По мнению автора, п. 4 ст. 354 НК РФ следует понимать следующим образом: при оплате переданных покупателю товаров (работ, услуг) датой реализации для целей исчисления налога с продаж является день поступления денег в кассу или на счета в банках, а при оплате за товары (работы, услуги) авансом датой реализации признается день их передачи покупателю.



Комментарии

2
  • Хранитель_врат
    Когда я самостоятельно изучал эту главу то обрадовался - с меня при расчете налом не будут брать НсП, а я, при реализации товаров юр.лицам также не буду обязан уплачивать его потом в бюджет (ессно я - физ.лицо,но действую от имени юр.лица на основании доверенности). Так каково же было мое удивление, когда я, не далее как сегодня, приобретая в "Комусе" канц.товары уплатил НсП. И пусть он составил какие-то копейки, но ведь я платил как ЮР.ЛИЦО!!!! А вопрос, заданный мною просто из любопытства, "А почему вы взяли с меня НсП" так и остался неотвеченным. Хотя я почему-то очень смутил им кассира... Вот так-то!
  • Хранитель_врат
    В нашем регионе "обновить" налог с продаж до 1 января не успели, приняли лишь 29 декабря с введением в действие, естественно, с 1 февраля 2002. Наща организация не взымала НсП в течение января. Однако, позиция налоговой инспекции была такова: старый закон не утратил силу, а действует в части не противоречащей НК. Это обЪяснение, думается, они дают на основе постановления КС, в котором указано, что утрачивают силу не законы, а ПОЛОЖЕНИЯ данных законов, противоречащие Конституции РФ. Мы данную позицию оспариваем и будем обращаться в суд. Хотелось бы услышать различные мнения по данному поводу для усиления своей позиции. Спасибо.