Налоги, взносы, пошлины

Скидка – райская музыка

Часто компании, чтобы привлечь покупателей, предоставляют им различные скидки. Налогообложение таких операций имеет ряд особенностей. Поскольку четкого определения премии и скидки ни налоговым, ни гражданским законодательством не дано, порядок налогового учета зависит от их характера.

Часто компании, чтобы привлечь покупателей, предоставляют им различные скидки. Налогообложение таких операций имеет ряд особенностей. Поскольку четкого определения премии и скидки ни налоговым, ни гражданским законодательством не дано, порядок налогового учета зависит от их характера.

Людмила Иевлева

Возможность компаний изменять цены на свои товары предусмотрена гражданским законодательством. Предприятия свободно могут устанавливать в договоре перечень своих прав и обязанностей и определять любые условия контракта, не противоречащие законодательству (п. 2 ст. 1 ГК РФ). Если содержание соответствующего требования соглашения не предписано нормативными актами, то продавец и покупатель вправе определить его самостоятельно (п. 4 ст. 421 ГК РФ).

Гражданское законодательство допускает изменение цены договора купли-продажи или поставки, в том числе и путем предоставления скидок, которые можно разделить на две группы:

  • в форме пересмотра цены товара, отраженной в договоре;
  • в виде бонуса, премии, вознаграждения без изменения стоимости продукции.

Диезы и бемоли

Ситуации, когда продавец и покупатель в договоре фиксируют, что скидка предоставляется путем уменьшения стоимости единицы товара, на практике достаточно распространенны. Такая скидка – не что иное, как изменение цены сделки (ст. 424 ГК РФ). Затраты продавца в этом случае относятся к внереализационным расходам и уменьшают его базу по налогу на прибыль. Если цена товара изменилась уже после его отгрузки, то у продавца возникает необходимость исправления записей в бухгалтерском учете, в первичных документах, а также корректировки налоговых обязательств путем представления уточненных деклараций за тот период, в котором произошла реализация ценностей (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Когда скидка a capello

До недавнего времени инспекторы считали невозможным признание скидки без изменения первоначальной цены продукции расходами поставщика. В качестве аргумента они указывали, что такая скидка является безвозмездной передачей той части товара, которая не оплачена покупателем, либо уменьшением суммы дебиторской задолженности (письмо ФНС России от 25 января 2005 г. № 02-1-08/8@). Безвозмездная передача товара у продавца облагалась НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Поставщик в счетах-фактурах и товарных накладных предъявлял покупателю только сумму налога, приходящуюся на тот объем продукции, который подлежал фактической оплате (п. 1 и 2 ст. 168 НК РФ). Таким образом, скидка в форме бонуса, премии, прощения долга без уменьшения цены каждой единицы товара у продавца не уменьшала ранее исчисленную базу по НДС, а покупатель вправе был возмещать сумму НДС, приходящуюся только на часть товара, подлежащую оплате с учетом скидки.

С 1 января 2006 года премии и скидки, которые поставщик выплатил или предоставил клиенту за выполнение определенных условий договора, признаются внереализационным расходом продавца (подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ). Соответственно, та же сумма у покупателя учитывается в составе внереализационных доходов. Причем продавец отражает внереализационный расход в виде торговой скидки и уменьшает базу по налогу на прибыль, а клиент, приняв к учету полученную выручку, уплачивает с ее суммы налог по ставке 24 процента.

Следует учитывать, что покупатель обязан выполнить условия, которые являются основанием для предоставления ему скидок по контракту. Если клиент такие договорные требования не выполнил, а скидку все-таки получил, то поставщик теряет право учитывать сумму выплаченной или предоставленной премии в качестве внереализационного расхода, который уменьшает базу по налогу на прибыль.

«Условные» гармонии

Для целей налогообложения принципиальное значение имеет дата предоставления скидки продавцом. Дело в том, что условия, необходимые для получения скидки, клиент может выполнить еще до того, как поставщик реализовал ему товар. Например, очень часто в договоре предусматривается, что при покупке продукции на определенную сумму цена на следующую партию товара снижается. В этом случае поставщик для расчета налога на прибыль определяет выручку от реализации товара уже с учетом скидки.

Можно сделать вывод, что в составе внереализационных расходов учитываются скидки, которые удовлетворяют ряду обязательных условий. А именно:

  • скидки предусмотрены договором купли-продажи или поставки и предоставляются после реализации товара;
  • скидки не квалифицируются в контракте как изменение цены реализуемого товара;
  • затраты поставщика в виде выплаченных или предоставленных скидок экономически оправданны;
  • скидки предоставляются покупателю за исполнение определенных обязательств перед продавцом.

Таким образом, при соблюдении вышеизложенных положений продавец включает скидки в состав внереализационных расходов, при этом в указанной сумме не учитывается НДС, приходящийся на ту часть товара, от оплаты которой поставщик освободил покупателя.

Без диссонансов

При предоставлении или получении скидок непосредственно при реализации товара, то есть до перехода права собственности на имущество, ни у продавца, ни у покупателя особых проблем в учете не возникает. Сложнее в случае, когда они даются после перехода права собственности на товары, например при системе скидок, предполагающей уменьшение договорной цены на уже реализованную продукцию. Такая ситуация может возникнуть, если скидка предоставляется покупателю в связи с приобретением за определенный период товара на сумму, превышающую установленный продавцом размер.

В сложившейся хозяйственной практике широко используется так называемая бонусная скидка. При этом снижение цены происходит при приобретении клиентом товара на определенную сумму, которая является фиксированной частью от общей стоимости приобретенной продукции и в большинстве случаев – непременным условием покупки.

Таким образом, скидка может фактически являться изменением цены товара, пересмотром задолженности клиента, вознаграждением покупателю при выполнении им определенных условий продажи либо дополнительной отгрузкой товара.

Отметим, что не во всех этих случаях налогоплательщик сможет признать скидки в налоговом учете в составе внереализационных расходов. Огромное значение для целей налогообложения имеет порядок документального оформления скидок.

Нотный стан

Как известно, любые затраты должны быть подтверждены документально (ст. 252 НК РФ). Значит, для учета расхода в виде скидки или премии, предоставленной покупателю, также потребуются документы: договор купли-продажи или поставки, маркетинговая политика организации, регламентирующая порядок предоставления скидок, положение о скидках, прайс-листы и т. п. Но все же главным документом, обосновывающим скидку, будет контракт, из которого должно четко вытекать следующее.

Во-первых, при каких условиях предоставляется скидка. Это может быть, например, объем закупки в денежном или товарном выражении, достигаемый разово или в течение определенного времени.

Во-вторых, стоимость товара уменьшается на сумму скидки после ее предоставления.

И в-третьих, скидка распространяется в том числе и на уже отгруженные покупателю товары.

Если в первоначальном тексте договора таких условий нет, рекомендуется подготовить к нему дополнительное соглашение.

Датой признания расхода в виде скидки для целей налогообложения прибыли можно считать день предъявления документов, которые служат основанием для произведенных расчетов (подп. 3 п. 7 ст. НК РФ). Унифицированной формы по данному типу операций нет, поэтому продавец вправе оформить предоставленные бонус, премию, вознаграждение в форме кредит-ноты, акта, счета и т. д. Следует отметить, что оформление двустороннего акта сверки поставленного объема продукции и произведенных платежей будет нелишним. Он послужит еще одним доказательством того, что скидка предоставлена клиенту на весь отгруженный товар во исполнение условий договора. Между тем если в контракте не определено, с выполнением каких именно требований продавец связывает получение покупателем скидки или премии, то компания не сможет включить их сумму в состав внереализационных расходов.

«Не стреляйте в пианиста...»

Компания может снизить стоимость своих товаров на любую сумму. Но следует помнить о статье 40 Налогового кодекса. В том случае, когда скидка составляет больше 20 процентов, инспекторы могут проверить цены реализации. Если контролеры решат, что они не соответствует рыночным, то доначислят компании налоги и взыщут с нее штраф. Поэтому нужно заранее прописать условия в обосновывающих документах:

  • в приказе, заверенном руководителем компании, указать причину снижения цены (сезонная распродажа, маркетинговая политика и т. д.) и период, в течение которого будет действовать скидка;
  • отразить сумму скидки и условия ее предоставления в договоре с покупателем.

НДС и счет-фактура

«Если цена товара изменилась уже после его отгрузки, поставщик должен скорректировать сумму НДС в счете-фактуре и сделать необходимые записи в книге продаж. Поскольку конкретный способ корректировки счетов-фактур в правилах, по которым их нужно оформлять (утверждены постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914 «Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость»), не приведен, следует руководствоваться общим порядком исправления первичных документов. Он описан в пункте 5 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». В соответствии с законом, всякая корректировка первичных документов должна быть согласована участниками хозяйственной операции и подтверждена подписями тех, кто заверил документы вначале. При этом под исправлением нужно обязательно указать его дату. Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур также требуют, чтобы исправления в этих документах были заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения изменений. Отсюда налоговики сделали вывод: это единственно законный способ исправления ошибок в счетах-фактурах. Иные способы корректировки (например, замена неправильно оформленных документов новыми) Налоговым кодексом и другими нормативными актами не предусмотрены. Позицию чиновников поддерживают многие судьи (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 11 августа 2006 г. по делу № А33-26560/04-С3-Ф02-3935/06-С1, ФАС Волго-Вятского округа от 11 января 2006 г. по делу № А43-9271/2005-11-300, ФАС Дальневосточного округа от 23 августа 2006 г. по делу № Ф03-А73/06-2/2626, ФАС Северо-Кавказского округа от 15 марта 2006 г. по делу № Ф08-802/2006-365А и др.).

Почему налоговики так настаивают на методе исправлений? Причина в том, что под корректировкой ставят дату. По мнению чиновников, именно эта дата и дает фирме право принять НДС к вычету. Например, если неверный счет-фактура выписан в марте, а исправлен в сентябре, то зачесть НДС по нему можно не раньше сентября. В Минфине России согласны с коллегами из ФНС. Об этом свидетельствует письмо от 26 июля 2005 г. № 03-04-11/178. В нем финансисты подчеркивают, что без даты исправления непонятно, когда НДС по счету-фактуре следует принять к вычету».

Автор - заместитель директора ООО Аудиторская компания «АВЕГА», советник налоговой службы II ранга

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию