Немецкий журналист Борис Райтшустер составил рекомендации для иностранцев, которые хотят походить на русских в Москве: «Если кто-то вас спросит, как пройти куда-то или обратится по другому поводу, нужно молча пройти мимо. В метро нужно не поддаться искушению и не пытаться придерживать прозрачные двери вестибюля станции, если кто-то спешит войти, а помочь им закрыться с особой скоростью прямо перед носом спешащего пассажира.»
Такую картину я наблюдала тысячу раз в метро, и с пеленок научилась не рваться к стеклянным дверям, а подождать несколько секунд, поймать дверь и придержать ее за собой. На эскалаторе выдержать почтительное расстояние до человека с тюком и безумным взглядом. Я – дитя мегаполиса и очень хорошо усвоила правила безопасности в большом городе. Я безошибочно отличу москвича от гостя столицы, туриста от приезжего со стажем проживания в городе, а немецкого журналиста, косящего под москвича, от жителя Подмосковья, который торопится на ближайшую электричку. Выдают мелочи, детали, повадки, и что-то во взгляде…
Поведение, описанное Борисом Райтшустером, характерно в основном для не москвичей. И это вполне объяснимо. Москву не любят в провинции в принципе и по определению. За что? Сказать трудно. Но так уж повелось… Еще с советских времен. С тех пор столицу не любят как-то по привычке. Поэтому попадая сюда провинциалы ведут себя несколько агрессивно, во-первых, защищаясь, а во-вторых, просто по незнанию – для того, чтобы придержать прозрачную дверь, нужно пару раз получить ею по носу.
Но стоит задуматься, почему немецкий журналист увидел «москвичей» именно такими? Да потому, что не москвичи заполонили мегаполис и навязывают нам свою манеру поведения. Москва давно стала эдаким огромным офисом для приезжих. Здесь зарабатывают деньги, вкалывают, горбатятся и рубят бабло. Затем «свои кровно заработанные» складывают в чулок и везут домой…
К офису-Москве у приезжих соответственное отношение. В офисе не так и зазорно бросить бумажку мимо мусорной корзины, стырить скрепки и бумагу для принтера, хлопнуть дверью перед носом клерка из соседнего офиса.
А, отработав положенные человеко-часы и купив всем сестрам по серьгам, работники едут отдыхать домой. У них есть куда вернуться, где отдохнуть, где их любят и ждут не только люди, но и дома, деревья, земля…
Совсем иначе обстоит дело у москвичей. У нас фактически отобрали дом, превратив его в мега-офис. В попытке отдохнуть москвичи скупают билеты в разные части России, да и всего света. Но они везде чужие и «понаехавшие».
В припадке обрести дом москвичи покупают шесть соток и обносят их сеткой-рабицей. Этот клочок земли с псевдо-домом 6х6, сараем и уличным сортиром становится единственным местом, где отдых проходит без ощущения оккупации. Там жители мегаполиса начинают активно подражать провинциалам и обретать не свойственные им навыки – дружить с соседями, копать, сажать, пропалывать, удобрять, крутить банки, варить варенье, солить рыжики в кадушках, а также употреблять в пищу то, что вырастил сам, а не купил в магазине.
Но меня не покидает ощущение неправильности происходящего. Я знаю и чувствую свой город, а он никак не хочет становится моим настоящим домом. Я придерживаю двери в метро, уступаю место в транспорте, не плюю на тротуар, и долго-долго несу обертку от мороженного в руках до ближайшей урны. Я уважаю свой город даже таким – чужим, вечно куда-то спешащим, хмурым, но очень родным. А Вы? От редакции: В данной статье изложено частное мнение автора статьи. Позиция автора может не совпадать с мнением редакции ИА "Клерк.Ру".
Комментарии
78И что удивляет: в Москве нет ни нефти, ни газа, ни алмазов,а средняя з/пл в разы больше,чем по России,возможности у жителей посто запредельные,и все равно жалобы-жалобы-жалобы...