Налоговые проверки

Секрет фирмы

Представляя документы по требованию инспекторов, налогоплательщики рассчитывают, что эти сведения останутся в тайне. Но бывают случаи, когда контролеры не обязаны сохранять конфиденциальность.

Представляя документы по требованию инспекторов, налогоплательщики рассчитывают, что эти сведения останутся в тайне. Но бывают случаи, когда контролеры не обязаны сохранять конфиденциальность.

Валерия Корбут

Информация под охраной закона

Налоговая инспекция располагает значительным объемом сведений о деятельности предприятия. Это и данные, представляемые организацией при регистрации, и документы, передаваемые при выездных и камеральных проверках.

По закону, фирма имеет право требовать соблюдения ее секретов (подп. 13 п. 1 ст. 21 НК). А ИФНС обязаны их хранить, они не вправе использовать или передавать другим лицам сведения, которые соответствуют понятию налоговой тайны. Секретной Налоговый кодекс признает информацию о предприятии, полученную налоговыми инспекциями, органами внутренних дел, государственными внебюджетными фондами и таможней (ст. 102 НК).

Законодательство ограничивает перечень сведений, которые не являются налоговой тайной. Это, например, данные, обнародованные фирмой самостоятельно или по ее согласию, ИНН предприятия. Общедоступной считается также информация, которая содержится в Едином государственном реестре юридических лиц. Инспекции обязаны предоставлять сведения из ЕГРЮЛ всем желающим (письмо МНС от 4 декабря 2002 г. № ФС-6-09/1868).

Неплательщики в тени не останутся

Не относятся к секретным сведения о нарушениях законодательства и ответственности, которую организация в связи с этим понесла. Более того, в некоторых ситуациях контролеры должны предоставлять эти данные. Но иногда инспекторы используют понятие налоговой тайны, когда не желают знакомить фирму с содержанием собственных решений, особенно если они оспариваются в судебном порядке.

Интересное дело по данной теме рассматривалось в московском арбитраже. Компания обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения ИФНС № 7 о взыскании налога, пени и штрафа. Суд первой инстанции установил, что контролеры не обосновали сумму недоимки, признал решение контролеров неправомерным и обязал ИФНС сделать сверку. Однако инспекция отказалась ее делать, равно как и рассекречивать содержание оспариваемого решения, ссылаясь на налоговую тайну. Кассационный суд указал на то, что неисполнение обязанности по уплате налога в установленный срок является нарушением законодательства и информация об этом не представляет тайны. Тем более что сведения о задолженности в данном случае предназначены были не для третьих лиц, а для этой же организации и касались только ее (постановление ФАС Московского округа от 9 декабря 2003 г. № КА-А40/9826-03).

Вклад должника – для кредитора не тайна

Налоговой тайной считаются сведения о банковских счетах. Это подтверждает и Высший Арбитражный Суд (решение ВАС от 3 марта 2004 г. № 15527/03). Однако в данном правиле есть исключения. Так, предприятие вправе получить информацию о состоянии расчетного счета своего должника – его реквизитах и находящихся на нем средствах – при условии, если в данный момент ведется исполнительное производство. Порядок предоставления такой информации утвержден приказом МНС от 23 января 2003 г. № БГ-3-28/23. Взыскатель пишет запрос в ИФНС и отправляет его по почте вместе с копией исполнительного листа. Сведения о расчетном счете организации-должника инспекция предоставляет в 3-дневный срок с момента получения письма. Арбитражные судьи в подобных ситуациях поддерживают компании и обязывают налоговые органы делиться такими сведениями.

Так, общество обратилось в ИФНС № 23 по г. Москве с заявлением о предоставлении информации о наличии или отсутствии у должника счетов и вкладов в банках, а также об их реквизитах. Инспекторы ответили, что такие сведения составляют налоговую тайну. Но судьи возразили, что в данном случае инспекция необоснованно отказала компании в предоставлении информации (постановление ФАС Московского округа от 7 декабря 2006 г. № КА-А40/11961-06). Нужно отметить, что по решению подобных вопросов уже наработана обширная арбитражная практика и, как правило, судьи поддерживают предприятия (постановления ФАС Московского округа от 19 августа 2005 г. № КА-А40/7959-05, от 15 сентября 2004 г. № КА-А40/7808-04).

Наказание за «болтливость»

Нарушение налоговой тайны может принести немалый вред фирме. Однако, решая вопрос о том, является ли предоставление информации разглашением секретных сведений, судьи учитывают, кому данная информация была предназначена. Одна компания обратилась в суд с заявлением к УФНС по г. Москве, в котором указано, что Управление распространяет сведения, порочащие деловую репутацию предприятия. Речь шла о письме, направленном в ИФНС № 50, в котором говорилось о незаконных схемах возмещения налога, применяемых фирмой. Арбитражный суд решил, что данные, изложенные в этом документе, нельзя считать распространением сведений или относить к порочащим репутацию предприятия, так как они содержатся в документе, адресованном самой фирме и нижестоящим налоговым органам (постановление ФАС Московского округа от 11 декабря 2006 г. № КГ-А41/11807-06).

Законодательством предусмотрена ответственность за распространение секретной информации. В Гражданском кодексе говорится о наказании за разглашение служебной тайны, к которой относится и налоговая. Вред, причиненный организации незаконными действиями государственных органов, подлежит возмещению за счет казны (ст. 1069 ГК). Административный кодекс также устанавливает ответственность лица, имевшего доступ к конфиденциальной информации и ее рассекретившего. Это штраф в сумме от 4000 до 5000 рублей (ст. 13.14 КоАП). Наказание за незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, – это штраф в размере до 120 000 рублей либо лишение свободы сроком до 3 лет (ст. 183 УК).

комментарий

Налоговый консультант адвокатской коллегии «Николаев и партнеры» Светлана Оганджанянц:

– К сожалению, на сегодняшний день налогоплательщики не могут рассчитывать на то, что сведения, представленные ими в инспекции, не станут общедоступными. Причин, которые препятствуют сохранению информации в тайне, очень много. Так, например, в пункте 3 статьи 102 Налогового кодекса предусмотрен специальный порядок хранения и доступа к сведениям, представляемым предприятием. Но далеко не все налоговые технически готовы обеспечить такой режим. Не секрет, что во многих инспекциях декларации годами хранятся, сваленные в кучи в коридорах. Стоит ли говорить, что данные, содержащиеся в них, доступны любому случайному человеку.

Необходимо вспомнить и о том, сколь широк круг лиц, имеющих доступ к информации, представляемой организациями. Так, например, бухгалтерский баланс фирмы ежегодно сдают в несколько мест: в инспекцию, органы статистики. Вероятность сохранения сведений при этом, конечно, снижается. В последнее время на доступ к секретам фирмы претендуют и негосударственные органы, для которых важна благонадежность клиента. Как правило, это кредитные организации и страховые компании. В настоящее время инспекции им такую информацию не дают (письмо УФНС по г. Москве от 24 ноября 2005 г. № 22-12/86764). В предоставлении конфиденциальной информации отказано также и адвокатам (письмо Управления МНС по г. Москве от 6 апреля 2004 г. № 29-12/23364).

Безусловно, инспекции не могут отказывать налогоплательщику в предоставлении сведений о нем самом, состоянии его расчетов с бюджетом, проведении сверки. Право на получение этих данных закреплено в Налоговом кодексе (п. 10, 11 ст. 32 НК). Напомним также, что с 2007 года при обнаружении переплаты по налогам сверка может быть инициирована в том числе и по заявлению организации. До этого такое право принадлежало только ИФНС.

Начать дискуссию