Законопроекты

Мы пойдем другим путем

До выборов Президента РФ осталось меньше двух месяцев. Многие из ожидаемых претендентов на этот ответственный пост уже сформулировали основные предложения по изменению существующей налоговой системы и поделились ими с читателями «Московского бухгалтера». Редакция информирует читателей о мнениях политиков, не имея своей целью предвыборную агитацию.

Взгляды на налоговую реформу кандидатов в Президенты РФ.

До выборов Президента РФ осталось меньше двух месяцев. Многие из ожидаемых претендентов на этот ответственный пост уже сформулировали основные предложения по изменению существующей налоговой системы и поделились ими с читателями «Московского бухгалтера». Редакция информирует читателей о мнениях политиков, не имея своей целью предвыборную агитацию.

ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ ПУТИН

В бюджетном послании на этот год Владимир Путин заявил о сохранении курса на дальнейшее снижение налогового бремени. И прежде всего в обрабатывающих отраслях и сфере услуг. Кроме того, президент неоднократно заявлял о своем намерении продолжать налоговую реформу именно в том варианте, который после продолжительных споров все же был одобрен правительством в прошлом году. Напомним, на 2006 год запланировано дальнейшее снижение ставки НДС до 16 процентов, но с одновременным упразднением всех существующих льгот. Существенное снижение ставки ЕСН намечено на 2005 год. Кроме того, президент выступает за изъятие сверхприбылей у предприятий нефтяной сферы, для чего предлагает увеличить экспортную пошлину и ставку НДПИ.

Кстати, модернизация налоговой системы, по мнению Владимира Путина, должна проходить в увязке с административной и судебными реформами.

ИРИНА МУЦУОВНА ХАКАМАДА

Считаю одной из главных задач радикальное снижение ЕСН как за счет понижения нижнего порога регрессии, так и самих ставок. В конечном счете необходимо, чтобы фактическая ставка налога была в районе 20–23 процентов. При этом снижение ЕСН нужно проводить одновременно с реформированием отчислений во все внебюджетные фонды. Людям надо дать возможность самим решать, куда направлять эти деньги.

Вторая задача – вернуть инвестиционную льготу по налогу на прибыль. Потому что ее отмена губительно сказывается на судьбе многих российских предприятий. Снижение ставки НДС с 20 до 18 процентов не даст никакой пользы, тем более что вводятся еще и НДС-счета. По моему мнению, контроль за собираемостью НДС нужно проводить иными методами. Переход на систему НДС-счетов приведет к слишком большим потерям. Это и замораживание оборотных средств, и, как следствие, необходимость предприятий брать дополнительные кредиты, а значит, нести дополнительные расходы на их обслуживание.

Ситуация в регионах на сегодняшний день складывается так, что 70 процентов налогов направляется в центр, а потом 20 возвращается в регион. Коррупция жуткая! Нет никакого стимула регионам становиться донорами. Я неоднократно предлагала изменить систему так, чтобы 70 процентов средств оставалось в регионах, а 30 уходило в центр.

Кроме этого я предлагаю разделить такие понятия, как малое предприятие и микропредприятие. Для последних, имеющих незначительные обороты, было бы разумно ввести патентную систему и избавить от уплаты налогов. Бухгалтерию вести им фактически не придется. По упрощенной системе налогообложения смогут работать уже те малые фирмы, у которых годовой оборот два-три миллиона, а может быть, даже и больше.

Из конкретных мер можно предложить освободить от налога на прибыль и НДС операции микрофинансовых организаций, при условии что прибыль от этих операций поступает обратно в кредитный портфель.

СЕРГЕЙ ЮРЬЕВИЧ ГЛАЗЬЕВ

Налоги снижать необходимо. И прежде всего надо снижать налоги на труд. Это ЕСН и НДС. Еще я бы включил сюда налог на прибыль.

Удивляет меня сложившаяся ситуация: налоговые органы трясут предприятия, которые поставили товар на внутренний рынок, но не получили за него денег. Однако закрывают глаза на то, что олигархи вывозят сырье и не возвращают валютную выручку от экспорта. Более того, правительство и Центробанк не ведут даже учет таких операций. Бюджет не наполняется потому, что его не хотят наполнять.

Я против того, чтобы увеличивать тяжесть налогового бремени для простых налогоплательщиков. Необходимо использовать те ресурсы наполнения бюджета, которые сегодня не задействованы правительством по той причине, что они ущемляют интересы крупного капитала. Прежде всего речь идет о введении налога на дополнительный доход от использования природных ресурсов. Ведь они принадлежат государству, а значит, и всем его гражданам. Кроме того, нужно увеличить экспортные пошлины на вывоз энергоемкого сырья и задействовать другие рычаги, являющиеся механизмами изъятия сверхприбыли у тех, кто распродает российские богатства.

ИВАН ПЕТРОВИЧ РЫБКИН

Я сторонник шведской модели налогообложения. Другими словами, той системы, при которой основная налоговая нагрузка ложится на обеспеченные слои населения, а не распределяется поровну на всех. Но при этом никого налоговое бремя душить не должно. Поэтому нужно отказаться от плоской шкалы НДФЛ. Она должна быть прогрессивной – от 10–12 процентов и выше. А люди, получающие мизерные зарплаты, вообще не должны платить налог.

С ЕСН тоже сложная ситуация. Тут необходимы изменения. Сейчас человек, имеющий страховой полис, все равно вынужден платить за лечение из своего кармана.

Что касается предоставления всяческих льгот для крупного бизнеса, то помогать надо тем, кто работает с удовольствием: увеличивает объем инвестиций в регионе, повышает уровень капитализации.

Малому бизнесу нужно предоставить серьезные налоговые послабления. Возможно, отменить налоги и ввести вместо них ежегодную плату за патент. Процедура открытия нового дела должна носить уведомительный характер. Так, как это делалось во времена Горбачева и Рыжкова. И предпринимателям, и их бухгалтерам нужно давать возможность жить и трудиться, а не мучить их бумажками и не создавать почву для многочисленных чиновничьих поборов.

НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ ХАРИТОНОВ

Первым делом необходимо освободить сельхозпроизводителей от уплаты всех видов налогов как минимум на три года. А в отношении малого бизнеса – вернуться к патентной системе. Далее – объявить финансовую амнистию: простить предприятиям их долги перед государством. Это общепринятая, мировая норма. Что касается снижения каких-то налогов, то я бы предпочел не называть конкретных цифр. 2–3 процента больше, меньше – это уже частности, о которых нужно думать позже. Скажу только, что считаю введение единой для всех 13-процентной ставки НДФЛ большой ошибкой. Тут обязательно нужен дифференцированный подход. Но все же главное – выстроить современную, справедливую систему налогообложения. В первую очередь направленную на то, чтобы поднять малый и средний бизнес. А то сейчас у нас все получается наоборот: у малых предприятий последнее из кошелька выворачиваем, а крупные выводим из-под налогообложения.

ОЛЕГ АЛЕКСАНДРОВИЧ МАЛЫШКИН

У меня два предложения. Во-первых, полностью освободить представителей малого бизнеса от уплаты налогов в течение первых пяти лет с момента регистрации. Во-вторых, ввести новый вид кредитования предприятий – налоговое кредитование. Это может выглядеть или как снижение ставок каких-то определенных видов налогов для них, или же освобождение от них. Однако государственные органы должны контролировать работу предприятия, следить за реализацией его продукции.

Материал предоставлен журналом «Московский бухгалтер»

Начать дискуссию