Остались считанные деньки до того момента, когда на все столичные АЗС нагрянут контролеры. Ревизоры будут проверять наличие лицензии Ростехнадзора. Если ее не найдут, фирмам грозят серьезные санкции.
Александр Лебедев
Настоятельные рекомендации
В конце марта руководители всех столичных заправок получили послания московского МТУ Ростехнадзора, в которых служба сообщила о необходимости дополнительного лицензирования АЗС (письмо от 26 марта 2007 г. № 1850-А/3/3.2). В документе указано, что организациям необходимо «до 27 апреля зарегистрировать автомобильные заправки как опасный производственный объект в соответствии с требованиями к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов». Реестр утвержден приказом Ростехнадзора от 13 июля 2006 г. № 682.
Это касается фирм, эксплуатирующих «автозаправочную станцию – взрывоопасный производственный объект, на котором образуются, хранятся и транспортируются вещества, способные образовывать взрывоопасные смеси с кислородом воздуха (горючие газы и горючие жидкости)». Чиновники заодно напомнили, что данная деятельность подпадает под действие Закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Необходимость в очередном лицензировании установило постановление правительства от 17 января 2007 г. № 18. Выдачу разрешений власти возложили на территориальные подразделения Ростехнадзора. Последние, ссылаясь на закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ, обязали АЗС получить новые разрешения. Затем компании нужно оформить лицензию на эксплуатацию взрывоопасного производственного объекта, заключить договор с профессиональными аварийно-спасательными службами и разработать Положение о производственном контроле. Помимо этого фирме необходимо оформить страховой полис на случай аварии.
Двойное «пошлинообложение»
Согласно законодательству, сегодня лицензированию подлежит несколько типов производств: пожароопасные, взрывоопасные и химически опасные (п. 28—30 ст. 17 закона № 128-ФЗ). Контроль государства за такими организациями особый, ведь при чрезвычайной ситуации ущерб, как правило, очень велик. Еще 5 лет назад был установлен единый порядок, в соответствии с которым МЧС стало выдавать разрешения на деятельность АЗС как пожароопасного производства. Однако не все согласны с подобным порядком. В частности, исполнительный директор Московской топливной ассоциации (МТА) Григорий Сергиенко считает, что к опасным производственным объектам автомобильные заправки относят искусственно:
– Доказать, что АЗС – зона розничной торговли, мы пытались еще с 2002 года, но пока безуспешно. В результате судебных тяжб дело в 2005 году дошло до Высшего Арбитражного Суда. Последний вынес решение в пользу чиновников, но за сроком давности АЗС не понесла наказания (постановление ВАС от 12 июля 2005 г. № 1487/05). По данным Московской топливной ассоциации, от 30 до 40 процентов заправок сегодня так и не имеют вообще никаких лицензий. Причина тому – судебные разбирательства, которые шли с 2002 по 2005 год.
До вступления в силу постановления правительства № 18 Ростехнадзор проверял только те АЗС, на которых одновременно продавали бензин и газ. Сегодня все попали под его контроль. Само разрешение стоит недорого: рассмотрение заявления – 300 рублей плюс сама лицензия – 1000 рублей (п. 71 ст. 333.33 НК). Но фирме необходимо собрать и правильно подготовить объемный комплект документов, который тоже стоит денег.
Недешевое удовольствие
Стоимость получения лицензии МЧС зависит от количества АЗС в организации. Сначала следует разработать, согласовать и провести экспертизу плана по предупреждению розлива нефти и нефтепродуктов (30 тыс. руб.). Далее нужно заключить договор на абонентское обслуживание с аварийно-спасательной службой (ежемесячно 4 тыс. руб.). Руководитель АЗС должен пройти обучение эксплуатации пожароопасных производственных объектов (6 тыс. руб.), а начальники смен – пожарно-техническому минимуму (4 тыс. руб.).
С лицензией Ростехнадзора ситуация похожая. За внесение АЗС в реестр опасных производственных объектов необходимо заплатить 30 тысяч рублей за каждый объект. Подготовка и аттестация руководителей и специалистов станции на знание правил промышленной безопасности – от 15 тысяч рублей за человека. Экспертиза объекта и подготовка заключения обойдется в 150 тысяч рублей плюс 90 тысяч за точку. Процесс сбора и подачи документов на оформление лицензии, а также их рассмотрение обычно осуществляется в течение 2—3 недель с момента прохождения проверки АЗС госслужащими.
Эти расходы для автозаправки весьма существенны. Особенно, если учесть, что количество сотрудников крупной АЗС часто доходит до 30 человек. Кроме того, никто не отменял затрат на пожарные сигнализации, закупку средств пожаротушения и средств индивидуальной защиты. В результате одна лицензия обходится от 500 000 до 1 000 000 рублей, отмечает Григорий Сергиенко:
– И это очень усредненный порог: могут быть дополнительные траты, связанные с устранением различных недочетов, выявленных сотрудниками контроля.
Самостоятельно фирме заниматься подготовкой документов проблематично, говорит Григорий Сергиенко. Если документы собирает не специалист, может быть слишком много ошибок. Поэтому большинство прибегает к помощи компаний, аккредитованных при МЧС или Ростехнадзоре. Нередко госслужащие сами подсказывают, куда следует обратиться для получения разрешительной документации. Однако подготовка пакета документов в МЧС стоит недешево – минимум 25 тысяч рублей. Но гораздо дороже выйдет лицензия Ростехнадзора: в среднем в 250 тысяч рублей.
Оправдано ли лицензирование?
В соответствии с нормативными документами, автомобильная заправка еще на стадии строительства проходит тщательную проверку всех ведомств. Сначала выделяют земельный участок под строительство. Согласие на это дают пожарные, экологи, СЭС, префектуры и другие службы. Каждая структура может внести свои поправки и, соответственно, добавит издержек для предприятия, подчеркивает Григорий Сергиенко:
– После землеотвода проходит согласование проект, затем – разрешение на строительство АЗС. Последним принимают акт о разрешении эксплуатации автозаправочной станции. Все это делают одни и те же чиновники. А после этого зачем-то нужно получать разрешения у тех же ведомств, которые уже участвовали во всех этапах. Нарушается сам смысл лицензирования.
Однако власти так не считают, и пока при посещении фирмы ОБЭП и прокуратура вправе потребовать разрешение. Не обнаружат – могут обвинить в незаконной предпринимательской деятельности. В зависимости от полученного «нелегальным способом» дохода силовики могут привлечь должностных лиц автозаправки к административной ответственности. В случае грубого нарушения лицензионных условий представителей организации оштрафуют на 4—5 тысяч рублей. Предприятию может грозить приостановление деятельности на срок до 3 месяцев или штраф в размере 40—50 тысяч рублей (ст. 14.1 КоАП).
С введением лицензий Ростехнадзора количество ведомств, которые выдают разрешение на деятельность автозаправочных станций, возросло. Однако это не должно негативно сказаться на повседневной работе АЗС. Дело в том, что особой специфики при лицензионных проверках не существует. На признанные опасными, в соответствии с законодательством, объекты, как и на все остальные, распространяются положения закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля. Это означает, что плановые мероприятия госслужбы могут осуществлять не чаще 1 раза в 2 года (п. 4 ст. 7 закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ). Этого правила контролеры должны придерживаться как при проверке требований безопасности, так и при ревизии лицензий. Ну а пока фирмы размышляют, стоит ли им получать разрешения, сотрудники Ростехнадзора уже готовы обследовать организации.
БУМАЖНО-РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
На сайте www.rostehnadzor.ru опубликован список документов, который нужно представить для получения лицензии. Это:
- учредительные документы, нотариально заверенные копии
- список специалистов (вместе с копиями дипломов и протоколов аттестации по знаниям правил промышленной безопасности)
- экспертиза промышленной безопасности документации, связанной с эксплуатацией опасного производственного объекта
При отсутствии экспертизы для ее проведения надо представить:
- техническое описание объекта
- свидетельство на право собственности или договор на эксплуатацию
- свидетельство о внесении в реестр опасного производственного объекта
- сведения о контроле качества
- сведения об аварийно-диспетчерской службе
- информацию об ответственных лицах
Начать дискуссию