С. РОГОЦКАЯ, АКДИ "Экономика и жизнь"
Первый год применения "упрощенки" оказался богатым на разъяснения
со стороны Минфина, МНС и его региональных управлений. Предлагаемая статья
знакомит с разъяснениями по наиболее часто задаваемым вопросам.
За прошедший с момента введения в действие главы 26.2 НК РФ год у налогоплательщиков
возникло немало вопросов по применению ее положений на практике.
Министерство по налогам и сборам РФ и его региональные управления (в частности,
УМНС по г. Москве), а также Министерство финансов РФ в своих письмах давали
разъяснения, касающиеся применения положений главы 26.2 НК РФ. Некоторые из
этих разъяснений внесли ясность в часть возникших вопросов, другие - сами нуждаются
в разъяснениях.
В настоящей статье приведен обзор комментариев налогового и финансового ведомств
по наиболее актуальным вопросам применения упрощенной системы налогообложения
(далее - УСН).
Доходы при УСН признаются кассовым методом. При оплате товаров
(работ, услуг) с использованием кредитных карт датой получения дохода следует
считать дату поступления на расчетный счет организации средств, списанных со
счетов физических лиц, производивших расчеты с использованием кредитных карт
(письмо УМНС по г. Москве от 25.04.03 N 21-07/22963).
Вопрос о необходимости включения авансов в налоговую базу
по единому налогу обсуждается давно.
МНС России считает, что предварительная оплата (авансы) в счет отгрузки товаров
(выполнения работ, оказания услуг) у организаций, применяющих УСН, включается
в состав доходов в отчетном (налоговом) периоде их получения (письма МНС России
от 11.06.03 N СА-6-22/657, УМНС по г. Москве от 30.07.03 N 21-14/42236). Этот
вывод делается исходя из содержания статей 346.15, 249, 250, п. 2 ст. 273 НК
РФ.
Аналогичная позиция изложена и в письме Минфина России от 28.04.03 N 04-02-05/3/39.
В случае возврата в следующем отчетном (налоговом) периоде авансов покупателям
в связи с расторжением договора поставки доходы организации-поставщика должны
быть уменьшены на суммы возвращенных покупателям авансов на дату списания денежных
средств с расчетного счета организации-поставщика. Эту операцию следует отразить
в Книге учета доходов и расходов и налоговой декларации за тот отчетный (налоговый)
период, в котором был осуществлен возврат.
Отметим, что данная позиция не бесспорна. В статье 249 НК РФ речь идет о доходах
за реализованные товары. При этом подразумевается, что полученные авансы организации
должны включать в состав доходов только после полного исполнения своих обязательств
по договору (реализации товаров, работ, услуг).
Но, учитывая позицию МНС России, избежать спора с налоговиками можно, только
включив полученные авансы в налоговую базу.
Пунктом 1 ст. 346.16 НК РФ определен перечень расходов, на
которые налогоплательщик может уменьшить полученные доходы. Данный перечень
является исчерпывающим.
В соответствии с подп. 23 п. 1 ст. 346 НК РФ в состав расходов
при УСН включаются расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей
реализации (уменьшенные на величину НДС).
Этот подпункт был внесен в п. 1 ст. 346.16 НК РФ Федеральным законом от 31.12.02
N 191-ФЗ. При этом, очевидно, в силу технической ошибки в п. 2 ст. 346.16 НК
РФ он внесен не был. Это означает, что формально к подп. 23 не применимы ссылки
на ст. 268 НК РФ, содержащиеся в п. 2 ст. 346.16 НК РФ. А это в свою очередь
означает, что стоимость приобретенных товаров можно списывать в состав расходов
сразу же после оплаты, независимо от факта их реализации.
Однако МНС России придерживается позиции, согласно которой положения ст. 268
НК РФ применимы и к подп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, и это прослеживается в
его письмах по данному вопросу.
Ссылаясь на ст. 268 НК РФ, МНС России указывает, что расходы по оплате стоимости
покупных товаров можно включать в состав расходов только в момент получения
доходов от реализации этих товаров (письма МНС России от 23.07.03 N 22-1-14/707-Я291,
УМНС по г. Москве от 30.07.03 N 21-14/42236).
Минфин России занял по данному вопросу аналогичную позицию (письмо Минфина
России от 31.07.03 N 04-02-05/3/62).
Помимо расходов по оплате товаров, приобретенных для дальнейшей реализации,
организации несут расходы на хранение, обслуживание и транспортировку таких
товаров.
В письме от 15.09.03 N 22-1-14/2021-АЖ397 МНС России разъяснило, что расходы
по хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого имущества не могут
быть включены в состав расходов, уменьшающих доходы при УСН, если они не включены
в цену товаров (имущества). Если же расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке
включены в стоимость товаров, то их можно отнести к расходам, указанным в п.
1 ст. 346.16 НК РФ (очевидно, МНС России имеет в виду подп. 23 п. 1 ст. 346.16
НК РФ).
Минфин также полагает, что, поскольку подп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ отсутствует
среди подпунктов, указанных в п. 2 ст. 346.16 НК РФ, расходы на доставку покупных
товаров в рамках УСН не принимаются (письмо Минфина России от 31.07.03 N 04-02-05/3/62).
Не принимаются в составе расходов также и расходы на сертификацию продукции
и услуг ввиду отсутствия их в перечне п. 1 ст. 346.16 НК РФ (письмо УМНС по
г. Москве от 09.01.03 N 27-08н/1647).
Согласно подп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ расходы на оплату
труда относятся к расходам, уменьшающим налоговую базу по единому налогу.
Расходы на оплату труда признаются в момент списания денежных средств с расчетного
счета организации-налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения
задолженности - в момент такого погашения.
Суммы исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджет налога на доходы
физических лиц (НДФЛ) не являются расходами организации, предусмотренными подп.
22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Организация вправе включить их в расходы на оплату
труда (письма УМНС по г. Москве от 30.07.03 N 21-14/42236 и от 30.09.03 N 21-08/54655).
Таким образом, в состав расходов на оплату труда включаются суммы начисленной
заработной платы, включая сумму НДФЛ.
На основании подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ суммы НДС по приобретаемым
товарам (работам, услугам) включены в перечень расходов, на которые можно уменьшить
доходы.
Обратимся к следующей ситуации.
Организация, применяющая УСН (доходы минус расходы), приобрела товары для перепродажи.
При этом поставщику был уплачен НДС. Возникает вопрос: когда можно отнести
суммы уплаченного НДС к расходам?
Кассовый метод признания расходов позволяет включить суммы уплаченного НДС
в расходы того периода, в котором фактически товары были получены и оплачены.
Однако МНС России считает иначе.
В письме УМНС по г. Москве от 15.05.03 N 21-09/26122 рекомендовано списывать
НДС в расход только после фактической реализации товаров, а НДС по расходам,
относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, списывать в расход
равномерно, как и сами расходы.
Непонятно, почему УМНС по г. Москве связывает включение в расходы НДС с моментом
реализации товаров, в то время как НДС является самостоятельным видом расходов,
предусмотренным подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. О кассовом методе признания
расходов УМНС по г. Москве здесь также "забыло".
По нашему мнению, исходя из положений НК РФ, НДС включается в расходы одновременно
с оплатой тех товаров (работ, услуг), с которыми он связан.
Еще одна проблема - как быть "упрощенцам", выставившим своим
покупателям счет-фактуру с выделенной суммой НДС. В этом случае они обязаны
исчислить и уплатить НДС в бюджет (подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ). Можно ли отнести
суммы НДС, уплаченные в бюджет, к расходам?
По мнению МНС России, такие суммы НДС нельзя включать в расходы, поскольку
в подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ речь идет об НДС по приобретаемым товарам (письмо
МНС России от 15.09.03 N 22-1-14/2021-АЖ397). Это означает, что в доходы включается
вся выручка с учетом НДС, а в расходы сумму НДС включать нельзя.
На наш взгляд, включить НДС в расходы можно на основании подп. 22 п. 1 ст.
346.16 НК РФ. Но этот подход, скорее всего, приведет к спору с налоговым органом.
Подпунктом 15 п. 1 ст. 346.16 НК РФ предусмотрен такой вид
расходов, как расходы на аудиторские услуги. Интересно, что в отношении данного
вида расходов позиции МНС и Минфина разошлись.
По мнению МНС России, под аудиторскими услугами следует понимать собственно
аудит как таковой, определение которого содержится в Федеральном законе от
07.08.01 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
Что касается услуг по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерского
и налогового консультирования и других услуг, перечисленных в п. 5 ст. 1 Закона
об аудиторской деятельности, как сопутствующих аудиту, то они не могут быть
включены в состав расходов по подп. 15 п. 1 ст. 346 НК РФ, так как не являются
аудитом в узком смысле (письма УМНС по г. Москве от 19.02.03 N 26-12/10177,
от 01.10.03 N 21-09/54696).
Напротив, Минфин России полагает, что сопутствующие аудиту услуги принимаются
при исчислении налоговой базы по единому налогу при единственном условии -
наличии лицензии у аудиторской организации или индивидуального аудитора (письмо
Департамента налоговой политики Минфина России от 31.07.03 N 04-02-05/3/61).
При наличии совершенно противоположных точек зрения МНС и Минфина, на наш взгляд,
нужно руководствоваться следующим.
В соответствии со ст. 11 НК РФ институты, термины и понятия гражданского, семейного
и других отраслей законодательства используются в НК РФ в том же значении,
что и в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Согласно ст. 1 Закона об аудиторской деятельности под аудиторской деятельностью
(аудитом) следует понимать предпринимательскую деятельность по независимой
проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций
и индивидуальных предпринимателей.
В подпункте 6 ст. 1 Закона об аудиторской деятельности указано, что под сопутствующими
аудиту услугами понимается оказание аудиторскими организациями и индивидуальными
аудиторами ряда услуг, в том числе постановка, восстановление и ведение бухгалтерского
учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование,
налоговое консультирование и др.
В подпункте 15 п. 1 ст. 346 НК РФ речь идет об аудиторских услугах, а не аудите.
Следовательно, по нашему мнению, под аудиторскими услугами следует понимать
как собственно аудит, так и иные услуги, оказываемые аудиторами.
Еще один аргумент в пользу данной точки зрения - п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно
которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства
о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Расходы на почтовые,
телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи
Расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы
на оплату услуг связи предусмотрены подп. 18 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
К услугам связи относятся и услуги Интернета. Однако их нет в приведенном подпункте.
УМНС по г. Москве считает, что услуги связи (СВИФТ, Интернет и иные аналогичные
системы) включаются в состав расходов по подп. 18 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, но
стоимость работ по подключению к сети Интернет в состав расходов включать нельзя
(письмо от 23.09.03 N 21-09/52278). Обоснование такой позиции не приводится.
Подключение к Интернету по сути представляет собой такое же предоставление
услуги связи, как и подключение абонента телефонной сети. В связи с этим, по
нашему мнению, расходы по подключению организации к Интернету могут включаться
в расходы на услуги связи наряду с расходами по использованию Интернета.
В случае если по итогам налогового периода сумма исчисленного
единого налога составит меньше 1% налоговой базы либо если налогоплательщиком
получены убытки (сумма расходов превышает сумму доходов), налогоплательщик
уплачивает минимальный налог (п. 6 ст. 346.18 НК РФ).
Сумма минимального налога составляет 1% налоговой базы, которой являются доходы,
исчисленные по правилам ст. 346.15 НК РФ.
Если в течение отчетных периодов (I квартал, полугодие, 9 месяцев) налогоплательщиком
были уплачены авансовые платежи по единому налогу, а по итогам налогового периода
- минимальный налог, то уплаченные авансовые платежи возвращаются налогоплательщику
либо засчитываются в счет уплаты минимального налога, исчисленного за налоговый
период в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ (письмо УМНС по г. Москве от
23.09.03 N 21-09/52140).
В заключение - несколько слов о Книге учета доходов и расходов
для налогоплательщиков, применяющих УСН.
В соответствии со ст. 346.24 НК РФ налогоплательщики обязаны вести налоговый
учет показателей своей деятельности в Книге учета доходов и расходов.
Приказом от 26.03.03 N БГ-3-22/135 МНС РФ внесло изменения в форму Книги учета
доходов и расходов и письмом от 06.05.03 N СА-6-22/521@ указало, что внесенные
изменения вступают в силу с 1 января 2003 г. Тем самым налогоплательщикам было
вменено в обязанность заново переписать Книгу учета доходов и расходов за I
квартал. Правомерно ли данное указание МНС России?
В соответствии с п. 1 ст. 4 НК РФ федеральные органы исполнительной власти,
к которым относится и МНС России, в предусмотренных законодательством о налогах
и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с
налогообложением и сборами. Эти нормативные правовые акты не могут изменять
или дополнять законодательство о налогах и сборах.
В данном случае в силу прямого указания п. 2 ст. 346.24 НК РФ МНС вправе определять
форму Книги учета доходов и расходов по согласованию с Минфином России.
Приказ МНС России от 26.03.03 N БГ-3-22/135 вступил в силу 4 мая 2003 г.
В связи с этим письмо МНС России от 06.05.03 N СА-6-22/521@ не имеет юридической
силы. Помимо этого письма МНС России не являются актами законодательства о
налогах и сборах, носят разъяснительный характер и обязательны для применения
подразделениями МНС России (п. 2 ст. 4 НК РФ). На налогоплательщиков они не
распространяются. Поэтому можно утверждать, что налогоплательщики не обязаны
переписывать Книгу учета доходов и расходов с начала года. Но при этом нужно
быть готовым к возможным претензиям налоговиков.
Начать дискуссию